суббота, 30 июня 2018 г.

Предопределение. Продолжение.

Итак, в прошлый раз мы вкратце рассмотрели две крайние точки зрения, будем считать, что все остальные находятся где-то между ними. Но что же говорит нам по этому поводу Писание?, давайте рассмотрим, ведь этот вопрос очень интересовал верующих еще в 1 веке н.э. и этому были посвящены рассуждения апостола Павла. В послании к Римлянам Павел также хочет понять как же «язычники, не искавшие праведности, получили праведность» (Рим.9:30) и на каком таком основании? (вот так даром то), ведь они не знали Бога и никогда не соблюдали закон (Моисеев). К какому же выводу приходит Павел? Процитируем часть рассуждений:

«У обоих сыновей Ревекки был один и тот же отец - наш отец Исаак. Но еще до рождения близнецов и до того, как они сделали что-либо хорошее или плохое (чтобы Божий выбор зависел не от их дел, а только от самого Призывающего), Ревекке было сказано: "Старший будет служить младшему". Как об этом и написано: "Я полюбил Иакова и возненавидел Исава"» (Рим.9:10-13;IBS).

«Он сказал Моисею: "Я помилую тех, кого Я милую, и проявлю сострадание к тому, к кому Я проявляю его". Поэтому, значение имеет не желание или усилие человека, а Божья милость. Писание говорит фараону: "Я возвысил тебя для того, чтобы показать на тебе Мою силу и чтобы имя Мое стало известно по всей земле". Поэтому Бог проявляет милость к тем, к кому Он сам хочет, и ожесточает тех, кого хочет ожесточить» (Рим.9:15-18;IBS).

В словах Павла бросается в глаза (см.Рим.8:28-30), прежде всего, то, что он не может назвать причины избрания или не избрания человека, он указывает, что «до того, как они сделали что-либо хорошее или плохое». Эти причина находятся за рамками нашего понимания или восприятия. Получается, что всё существует согласно Его замыслам, но эти замыслы известны только Богу, нам они не доступны.

«Разве не вправе гончар сделать из одного и того же куска глины утварь для почетного употребления и для обычного? A может, Бог, желая показать гнев и явить свою силу, долго терпит тех, кто вызывает Его гнев и приготовлен к уничтожению? Может быть, Он поступает так, чтобы проявить богатство своей славы к тем, к кому он хочет проявить милость…» (Рим.9:21-23;IBS).

Такая позиция Павла хорошо согласуется с тем, как это представляли себе, по крайней мере, некоторые иудеи (Деян.5:38,39) и с тем, что говорил Спаситель (Мф.15:13). Далее Павел указывает, что любое избрание не является окончательным, хотя и было дано даром и авансом (т.е. еще до того, как кто-то что-то совершил), и зависит от самого человека получившего его (см.Рим.11:16-24). Суд, милость, воздаяние и т.д. – это всё во власти только Бога и это только Его забота и никак иначе:

«Бог провел всех людей через непокорность, чтобы всех помиловать. О, глубина богатства, мудрости и знания Божьего! Как непостижимы Его решения и неисследимы пути Его! "Кто познал разум Господа? Кто был Ему советником?" "Кто когда-либо давал Богу в долг, что Бог был бы должен вернуть ему?" Ведь все происходит от Него и через Него, и для Него все существует…» (Рим.11:32-36;IBS).

Нас же должно интересовать совсем другое (см.Рим.14:4-8; (8) текст как итог и смысл). Можно отметь, что после согрешения Бог отстранил людей от Себя, дав им такие желанные ими «возможности», и поэтому для человека возникла другая реальность. Какова же эта настоящая реальность? (Этот вопрос возвращает нас обратно в Едем.) Человек живет, испытывая в своей жизни те или иные влияния. Способности, интересы, качества личности формируются под этими влияниями и через малозаметные эпизоды жизни (иногда ребёнок отчётливо помнит, как он в детстве что-то вдруг внезапно понял или осознал, и это повлияло на его дальнейшие устремления). И вот к определенному моменту времени человек имеет опыт, знания, подготовку, устремления и т. д. Знает ли он, что и когда на него повлияло? Откуда у него те или иные стремления и способности? Отсутствие точных знаний и дает основание для рассуждений в духе: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк.18:10,11).

И хорошо, если человека ведет Бог, а не набор тех или иных случайностей. Претензий никто предъявить не может, как и требовать чего-то от Всевышнего. Да и что, собственно, предъявлять-то? Претензии на возможные вероятности? Или вероятные возможности?

Мы не знаем, какие обстоятельства влияли на тех или иных людей. И самое главное, окажись мы в подобных обстоятельствах, сумели ли бы мы пройти тем же путем? Здесь субъекты совершенно не сравнимы, а возникшие причинно-следственные связи, подобно у упомянутого фарисея, могут завести слишком далеко, как описано в приведенной притче Иисуса (Лк.18:9–14).

Подождите, вот ведь как получается, мы совершенно не знаем не причин не следствий не только нашего избрания (в чём конкретно мы избраны и для какой цели, ну если конечно избраны; однако, предположим что избраны, как и считают некоторые религ. организации про себя). Что из этого получается? Что если мы не можем назвать причины в отношении себя, то, как можно выносить какие-либо суждения в отношении других? Вынося такие решения, мы как бы и указываем, что и кому, а также чего нужно делать. Ну, т.е. – «пусть весь мир прогнётся под нас, мы своё слово сказали и даже там ↑, на небесах, это должны понять» – так что ли?

Это что касается первой точки зрения, что якобы Бог никого заранее не определяет, здесь, как мы выяснили, сказать что-то со 100% гарантией ну никак не получается и никто сделать этого не может. А как быть со второй?, что всё определено уже заранее и полностью. Здесь всё тоже самое см. выше.

Мы говорили о камне, вот мы бросаем его и знаем, что он неизбежно упадёт. И если судить о скорости, направлении, силе ветра и т.д., то точно можно сказать, куда он приземлиться. Но мы не учли один и самый главный фактор – Создателя, ведь этот мир создан Им и законы его положил Он. Поэтому изменить их Он может в любую секунду. Да что там законы? просто элементарно у бросающего дрогнет какая-нибудь мышца и вот результат не тот, что мы ожидали. Другими словами мы не в состоянии учесть все факторы нашим ограниченным мышлением, как и волю самого главного из игроков. Рассмотрим это немного подробнее на примере прогнозирования.

Пророчества.

Что означает пророчествовать или предвидеть будущее и знать череду исполнения тех или иных событий? Каково «строение» этого понятия? И как же дело обстоит со свободой воли и выбора?

С одной стороны предвидеть будущее подразумевает, что в той или иной степени можно «рассчитать» наступление того или иного события. Так, например, происходит при прогнозировании погоды, имея входные данные и огромные вычислительные мощности (ЭВМ) можно с некоторой точностью предсказать погоду на местности. Нельзя, однако, забывать и о модели, по которой строиться прогноз и все вычисления, а также предыдущие данные наблюдений, на основании которых строятся или корректируются модели прогнозирования. Таким образом, имея более или менее внятную модель и исходные данные можно с высокой долей вероятности предвидеть предстоящие события, т.е. заглянуть в ближайшее будущее.

Другими словами, пророчествовать – это иметь спрогнозированные данные о будущем, на основании того, что происходит сейчас. Каким образом человек получает эти данные – свыше или благодаря тому, что в его голове каким-либо образом сформировалась модель будущего – это не важно, здесь мы только рассматриваем одну из сторон этого понятия. С этой точки зрения свобода выбора заложена изначально – предсказанные события наступают потому, что так изначально желали все участники, т.е. под действием участия всех и их на то реакции. Например, зная все устремления определённого правителя, можно предсказать, что он издаст такой-то приказ и сделает то-то и то. Некоторые будут противиться этому, что вызовет ответную реакцию. Зная весь расклад сил, можно сказать, что всё закончится тем-то и тем. Так футурологи и фантасты предсказали то, что должно появиться в будущем, и многие прогнозы действительно сбылись в той или иной степени по прошествии времени.

В такой модели существуют вероятность и степень, которые также причастны, в той или иной степени, к свободе выбора. Вероятность – в череде тех или иных событий такое-то событие может насупить или не наступить (например, шансов 7 к 10, 0,7). Степень – наступившее событие будет иметь ярко выраженный характер (протестные массы вывалили на улицы и начались беспорядки) или протест будет протекать неявно, почти скрыто (в душе все были против этого, и волей не волей старались препятствовать, не показывая при этом вида).

Всё это касается вероятностной модели предсказания, которая описана выше, Но как быть, если говорится, что такое-то событие точно произойдёт? Исполнение в точности того, что предсказано, указывает или на невероятную способность прогнозировать (если иметь введу вероятностную модель, т.е. по примеру прогнозирования погоды – иметь неограниченную вычислительную мощность). Или на возможность направлять события в нужное русло (т.е. управлять процессом, держа всё под контролем, не давая какой-либо случайности выйти на первый план). Здесь появляется дилемма, что является первичным и где проявляется свобода воли или выбора? Действительно:

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, является Господом неба и земли. Он не живет в храмах, построенных руками людей, и не нуждается в том, чтобы люди служили Ему своими руками, как будто Ему что-то нужно, ведь Он сам дает всем людям жизнь, дыхание и все. От одного человека Он произвел все человечество, чтобы люди заселили всю землю, на которой Он определил для всех время и место обитания» (Деян.17:24-26;IBS).

Данный текст говорит о Божьих планах, поэтому можно сделать вывод, что всё, что касается этих планов, исполняется в полной мере. Бог ведет все события к своему завершению и это незыблемо. Всё остальное, вне этого плана, подчиняются закону:

« …не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени» (Еккл.9:11,12).

Таким образом, можно констатировать следующее: человек может заниматься чем угодно и быть кем угодно, если это не затрагивает планов Бога и делать это вплоть до того момента пока это не входит в противоречие с тем, что определено свыше.

Итак, итог наших рассуждений. Если кто-либо говорит вам что именно его избрал Господь, то было бы не плохо поинтересоваться, а на каком таком основании он так думает? (вот, интересно, ему кто со стороны подсказал или он сам до этого допёр). Опять таки, а какие доказательство он может предъявить, кроме внутреннего ощущения? А если их нет (доказательств), то как он может выносить суждение о всех остальных?, что они хуже его?


Наши рассуждения относительно этого мифа мы продолжим в следующей статье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий