среда, 20 июня 2018 г.

Грешить против Духа, продолжение.

Тема как оказалась, является весьма интересной, и здесь мы продолжим её обсуждение. В прошлый раз мы выяснили, что грешить против Святого Духа означает, прежде всего, обладать им или непосредственно видеть его проявление и не принимать его во внимание (образно говоря), т.е. намеренно отвергать такое проявление или его действие.

Обладать, значит иметь возможность с помощью данного Духа совершать чудеса, подобные тем, что делали апостолы, да и Сам Спаситель. А иметь возможность, значит иметь некую связь с Богом и ангелами, вспоминаются сразу слова* из Откровения (14:6,7;IBS): «увидел еще одного ангела, летящего посреди неба. У него было вечное Евангелие, чтобы провозгласить его сидящим на земле - всем нациям, племенам, языкам и народам. - Побойтесь Бога, - громко говорил ангел, - и воздайте Ему славу, потому что наступил час Его суда. Поклонитесь создавшему небо и землю, море и источники вод».

*Примечание. Как отмечают некоторые исследователи – ««Радостная весть» (РБО) - это весть о том, что Бог воцарится, и будет судить людей». Т.е. речь идет не о вечно длящимся периоде в истории, в течение которого распространяется весть, нет, а говорится об относительно коротком моменте времени, который происходит во время кончины мира. На это указывает 7 текст 14 главы.

Если это так, то какие действия по распространению вести, должны происходить в то время? Чем они должны характеризоваться, и по каким отличительным чертам их можно опознать?

Прежде всего, это весть, которую несёт ангел. Конечно, не сам ангел проповедует всем «нациям, племенам, языкам и народам», а сам процесс осуществляется это под его контролем и руководством. И такие примеры мы можем встретить в Писании. Например? в Деян.8:26-29 (IBS): «Ангел Господа сказал Филиппу: - Ступай на юг, на дорогу, что ведет через пустыню из Иерусалима в Газу. Филипп встал и пошел. В это время там находился эфиопский евнух, придворный Кандакии, царицы эфиопов… Он приезжал на поклонение в Иерусалим и теперь возвращался домой. Сидя в своей колеснице, он читал книгу пророка Исайи. Дух сказал Филиппу: - Подойди к этой колеснице и иди рядом».

Другое место, которое обращает на себя внимание, это вознесение Иисуса, после воскресения: «Потому что Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Святым Духом. Когда ученики собрались вместе, они спросили Его: - Господи, не настало ли время Тебе восстановить царство Израиля? Он сказал им: - Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец установил своей властью. Когда на вас сойдет Святой Дух, вы получите силу и будете Моими свидетелями в Иерусалиме, по всей Иудее, в Самарии и до краев земли. Сказав это, Он на их глазах был поднят ввысь, и облако скрыло Его от их взглядов» (Деян.1:5-9;IBS).

Даже пребывая долгое время со Спасителем, всё равно, как кажется, ученики пребывают в своём мире, в своёй «реальности», продолжая спрашивать о иудейском царстве, как о самой вожделенной мечте. Но интересно здесь другое, то, что Иисус горит им – после того как сойдёт Святой Дух, только после этого вы станните мне свидетелями. Т.е. повеление Иисуса: «Поэтому пойдите ко всем народам и сделайте их Моими учениками: крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и учите их исполнять все, что Я вам заповедал, а Я буду с вами все время до конца века» (Мф.28:19,20;IBS), должно исполниться под руководством свыше. Как и отмечает Спаситель – Он лично будет участвовать в этом деле, помогая ученикам.

И действительно, разве можно возлагать на человека такое важное дело, как проповедь, которая исходит от самого Бога и Христа. Человек не имея ни малейшей возможности, не только предвидеть последствия своих решений, но и уже тем более контролировать деятельность других людей да еще во всемирном масштабе (Иак.4:13-17; Лк.17:10). «Уж как получится, так и получится» лозунг такой человеческой деятельности. И такая проповедь может длиться десятилетиями и даже столетиями, без какого-либо значимого результата, в противовес тому, что сказано в Откровении: «Я дам двум Моим свидетелям силу, и они будут пророчествовать 1260 дней в одежде из мешковины» (11:3;IBS). Нечто подобное, прошёл и сделал Сам Спаситель, показав пример, тем, кто будет участвовать в этом заключительном для мира, деле.

Само же выражение – «грешить против Святого Духа» является само по себе весьма интересным. Очень, похоже, на то, что оно заимствовано из лексикона (понятий, определений, аксиом и т.д.) иудеев тех времён (античного иудаизма). Наподобие выражения – «Царство небесное». Например, «Царство небесное*» широко употребляется в самом первом евангелие, от Матфея, которое и было направлено как раз иудейской аудитории (поэтому и писалось языком и терминами этой аудитории). Однако, судя по всему, по мере распространения христианства и взаимодействия с языческой средой, оно теряет свою значимость и употребление. Нет, само понятие не перестало существовать, но вкладываемый иудеями смысл, а также то, как реагировали на это понятие язычники, заставило употреблять другие слова, для объяснения этого понятия. Христианский смысл мог немного отличаться от иудейского, а язычники вообще могли понимать это выражение совсем по-другому (они могли вкладывать свои, привычные им смыслы и это могло их отвлекать от основного), это-то, возможно, и послужило основанием, чтобы не употреблять его так, как это было привычно тогда у иудеев. И далее в других евангелиях мы уже не встречаем его (вот если не ошибаюсь, ну может раз другой, против около двух десятков только у Матфея).

*Примечание. Как отмечает А.П.Лопухин к Мф.3:2: «Под Царством Небесным Иоанн (Креститель) понимает владычество Бога как Царя, в противоположность земному владычеству мирских царей. Царства мирские существовали по-прежнему, но среди них появилось новое Царство, которое не имело с ними ничего общего, потому что имело не земное, а небесное происхождение. Однако такое понимание слов «Царство Небесное» возможно только для нас, да и то не вполне. Евреи, которым говорил Иоанн, могли понимать их в том смысле, что скоро наступит Царство, где Царем будет ожидаемый ими Мессия – личность, немногими представлявшаяся Царем Небесным, а более царем земным, только с особыми силами, данными ему от Бога, преимущественно земного характера. Он будет исполнителем небесных или Божиих обетований. Царь был олицетворением Царства. Говоря о приближении Царства, Иоанн говорил о приближении или скором пришествии Царя» толковая Библия.

Это даёт основание предположить (пока только предположить), что и понятие «грешить против Духа Святого» также является неким первоначально заимствованным понятием из иудейских определений того времени (подобно «царству небесному»). Но по мере распространения и развития христианства, в этом уже не было никакой необходимости, и все эти выражения были уточнены и изменены на более понятные, правильные и привычные (т.е. не наследующие иудейские традиции трактовки). Здесь мы также видим некоторую тенденцию употребления этого выражения: Матфей конкретно и непосредственно связывает его с неверием фарисеев (Мф.12:22-37), Марк упоминает его вскользь (опуская детали исцеления, т.е. как бы фиксирует сам факт отношения к Иисусу) и употребляет его в связи с исцелениями вообще (Мк.3:22-30), Лука же связывает его с будущими событиями и испытаниями учеников (Лк.12:1-12). При том Лука писал своё евангелие, предположительно немного раньше Марка (хотя приблизительно в один и тот же период времени). Т.е. чем дальше в истории, тем его употребление становится шире. Обычно в таких вопросах со временем стоит ждать не расширения, а наоборот уточнения и выделения чего более конкретного из этого, но здесь всё как раз наоборот.

Апостол Иоанн же вообще не употребляет это выражение. Это даёт основание предположить (опять же только предположить), что к моменту написания евангелия от Иоанна дары Святого Духа практически прекратились (об этом, кстати, косвенно свидетельствуют как некоторые исторические свидетельства, так и то, что было написано самим Иоанном). Если сказать по-другому: то кому, собственно можно было адресовать эти слова то? (ну, т.е. дары то к тому времени прекратились и/или их просто нет, как можно тогда грешить против Святого Духа не имея его?). Возможно, именно поэтому он и закончил своё евангелии так, как закончил и указал в Откровении, что многому только предстоит исполниться. Но, это так, к слову и это только еще ждёт своих исследований.

Также можно встретить мнение, что дары Святого Духа были даны в те времена не всем, а так, где-то там, на отдельно взятой территории и то чтобы поддержать этих немощных в вере (например, только христианам в Коринфе). На мой взгляд, это не так, и это даже не хочется обсуждать, введу очевидности такого заблуждения (сама история христианства начинается с того, что на последователей Иисуса Христа сходит Святой Дух, в различных чудесных проявлениях). Хотелось только указать на причины того, что стоит за таким предположением, т.е. то, из каких предпосылок делаются данные суждения.

Все дело в том, что если признать, что дары Духа были повсеместными в первом веке, в момент становления христианства, то следующий вопрос, который возникнет: а у кого они есть сейчас? Обладаете ли вы такими дарами?, утверждая, что у вас истина? Если нет, то кто вы тогда по своей сути? Просто люди читающие Писание и имеющие сугубо своё понимание, возможно даже далёкое от того, что там написано (ну, так получилось) и не более. Получается, что это никакие не посланники от Бога, а уж когда таковые появятся, то их будет легко распознать по творимым ими чудесам, как это и было всегда в истории (см. напр.историю Моисея и Илии).

Но так получается, что многие, кто заявляет, что именно на нём Святой Дух, уверовали в это так, что убедить их в чём-то другом просто не представляется возможным. Да и многим они жертвовали, и тогда им придётся признать, что где-то их жертвы были напрасными, чего сделать они уже не могут, да это и не нужно, ведь нужно стремиться укрепить веру, а не разрушить, так значит так.

Поэтому, когда кто-либо будет говорить вам, что вы чуть ли не грешите против Святого Духа (подразумевая, естественно, что они то обладают некой «истиной» в последней инстанции и что у них Духа с избытком), то задайтесь вопросом: действительно ли это так?, и чем они обладают кроме как некоего своего и особого взгляда на Писание? (т.е. имеют всего лишь некое мнение, ведь любая деноминация будет вам петь песни о своей исключительности). Так что часто за подобным стоят одни только слова и не более.


Конечно, здесь я не призываю отменить что-либо или на основании этих рассуждений перестать соблюдать какие-либо библейские принципы, нет. Но постараться порассуждать, возможно, это будет подспорьем в дальнейших делах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий