вторник, 26 июня 2018 г.

Адам и Ева. Часть 2.

Как только закончила свое существование связь с «извне», сразу стало невозможно правильно пользоваться миром. Человек попал в запутанный лабиринт, из которого невозможно найти выход без указателей, и как бы ни был долог путь, все равно он закончится тупиком и смертью. Как и сказано: в поте лица — не потому что изменился физический мир, а потому, что стало невозможно решить поставленную задачу без приложения значительных усилий, пользуясь методом проб и ошибок. То, что раньше давалось просто и легко, возникало само собой, достаточно было пожелать, теперь перестало существовать. Мир ангелов, направленный на это и державший мир изнутри, перестал быть доступен. И это явилось только началом.

Единственный путь познания мира, оставленный человеку, — опыт. Повторяемость результата из раза в раз — основа теперешней веры, основа науки и, как следствие, основа для массового производства. Но даже простой механизм, которому человек доверяет свою жизнь, необходимо подвергнуть множеству испытаний. Однако и после этого еще не факт, что были учтены все факторы, что не произойдет отказ по тем или иным причинам. Другими словами, мир погрузился в хаос, являющийся для человека набором случайных событий, которые невозможно предвидеть из-за ограниченных возможностей. При конечности умственных и чувственных способностей, а также быстроте (ограниченной скорости) восприятия (как сказали бы сейчас — ограниченности вычислительной мощности и большой погрешности вычисления с почти непредсказуемым результатом уже после нескольких итераций) необходимо много времени для достижения чего-либо, апробации и испытания.

Решив однажды быть самостоятельными и лишившись поддержки извне, люди получили то, о чем сказано в книге Бытие 3:17–19. И это не наказание в том смысле, что кто-то специально будет претворять эти слова в жизнь. Нет. Это простая констатация факта, неотвратимые последствия принятого решения. Другими словами, мир из управляемого переместился в разряд вероятностного, где наступление того или иного события невозможно предсказать со стопроцентной достоверностью, а только можно определить некоторую вероятность такого наступления.

Потеря произошла не только в потустороннем, но и через потустороннее связь прекратилась как с себе подобными, так и с животным миром. Поэтому появилась необходимость в защите. Создается такое впечатление, что некоторые довольно сложные процессы протекали не сами по себе, а именно благодаря участию извне. И без него они стали частично управляемыми, т. е. физические механизмы работали, как и ранее, а тонкое участие и управление прекратились или сократились до некоторой степени. Из слов «в болезни будешь рождать детей» можно заключить, что Сам Бог до этого принимал участие в рождении каждого человека, формируя и закладывая в него все необходимое, и само рождение никого из участников не травмировало; по крайней мере так предполагалось. То есть до грехопадения процесс рождения был управляемым извне, теперь же все было пущено на самотек. Тонкие механизмы регуляции перестали исполняться в полной мере. А из слов «Господь Бог посадил на востоке сад» можно сделать вывод о возможной степени такого участия. В одном месте выросло все необходимое для жизни людей, и даже система орошения была предусмотрена: «Из Едема выходила река для орошения рая» (Быт.2:10).

Нечто подобное можно сказать и о других живых существах. Животный мир, продолжая выполнять свои физические функции, также перестал принимать во внимание человека, руководствуясь только своими инстинктами. Назначение некоторых представителей животного и растительного мира остается загадкой и по сей день, хотя до изгнания людей из рая все было не так: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19).

Чтобы хоть как-то снизить степень своих трудностей, как говорит книга Бытие 4:1, Адам и Ева вскоре родили сына Каина. Они возлагали надежды на одного из своих детей, который вернул бы, по их мнению, если не ту прекрасную и вечную жизнь, то хотя бы рай, где не нужно так много работать. Похоже, что первенец Каин впоследствии возгордился важностью возложенного на него задания и не смог смириться с очевидным фактом, что Бог больше благоволит к Авелю: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт.4:1–8).

В реакции Евы на рождение Каина можно найти и нотки удивления чуду, все-таки Каин — первый рожденный человек, и возложение на него некой надежды на возможность своего спасения (ведь он — человек от Самого Господа), и нотки разочарования в Адаме. Ничего нового, и все это так хорошо нам знакомо из нашей жизни. В этой истории поражает также то, с какой скоростью были потеряны простота и непосредственность безмятежного пребывания в Едемском саду. Через непродолжительное время потомок первых еще недавно безгрешных праведников превращается в закоренелого преступника, отрицающего очевидное даже перед Богом: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9).

Каин был рожден вне рая и не имел представления о нем. Потеря связи с горним миром превращает человека в довольно ограниченное существо, гонимое своими переживаниями и эмоциями, подчиняющееся нехитрым причинно-следственным связям и примитивной логике. Как пишет апостол Павел: «…мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева» (Еф.2:3).

Мы видим, как Каин, укоренившийся в своих ограниченных представлениях, полагает, будто если преступления никто не видел, то его легко скрыть, словно этого как бы и не было.

На поддержку существования извне указывает и причина, по которой Адаму и Еве было запрещено возвращаться в сад. В Едемском саду произрастали два особых дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Запрет на использование плодов распространялся только на одно из этих деревьев. Адаму нельзя было трогать плоды с древа познания добра и зла: «И заповедал Иегова Бог человеку, говоря: ешь плоды со всякого [с любого, СоП] дерева в сем саду, а плодов дерева познания добра и зла не ешь… смертью умрешь» (Быт.2:16,17; пер. архим. Макария, далее — ПаМ). Никаких запретов и ограничений на древо жизни не было наложено. Это подтвердила и Ева, когда сатана искушал ее: «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:2, 3). Она указала, что им запрещено есть плоды только с одного древа. Следовательно, плоды с древа жизни Адам и Ева могли употреблять, как и от всякого другого.

Несомненно, Адам знал, где находилось это древо, иначе не имело бы смысла охранять путь именно к этому древу. Поэтому можно сделать вывод, что Адам не только знал, где находится древо жизни, но и неоднократно пользовался им.

Как сказано в книге Бытие, эти два древа стояли посередине рая, обособленно от других деревьев и, скорее всего, не так далеко друг от друга. Адам мог вкушать от древа жизни, но при этом он видел и другое древо, которое, если его тронуть, принесло бы смерть. У Адама всегда был выбор, каким деревом пользоваться: или древом жизни, или древом «смерти».

Как видно, Библия использует наглядные образы, чтобы понятным способом показать, при каких условиях человек может жить вечно. Адам получил жизнь и прекрасный сад, который создал для него Бог. В этом саду было древо жизни. Ни в каком другом месте он не мог найти подобного древа, которое давало бы жизнь. Поэтому, находясь в данном саду и вкушая от древа жизни, Адам мог понимать, Кому он обязан своей жизнью и от Кого она зависит. В противоположность этому неподалеку стояло другое древо. Вкушать плоды от него означало бы, что Адам сам начал решать, что есть добро, а что — зло. При этом Адам стал бы смертным. Таким образом, независимость от Бога для Адама несла смерть. Это было первоначальным условием пребывания в раю, и Бог выполнил свою часть, как только Адам вкусил от древа познания добра и зла. Еще раз подчеркнем, что это не специальное утонченное и изысканное наказание для неверных, нет: исчезнувшая поддержка извне рано или поздно приведет к смерти.

Оказавшись после согрешения вне рая, Адам не мог уже употреблять плоды от древа жизни, поэтому он начал стареть и в конце концов умер. Он потерял благосклонность Бога из-за непослушания, и теперь он сам должен был заботиться о себе, подобно Богу, кем он и сделал себя, вкусив от запретных плодов. Об этом событии Библия говорит так: «Люди теперь подобны Нам: они знают о добре и зле. Как бы они не сорвали плоды с дерева жизни и не стали жить вечно» (Быт.3:23;СоП). Этот символ вечной жизни используется позже в заключительном пророческом образе в книге Откровение: «По обе стороны реки росли деревья жизни. Они приносят двенадцать урожаев в год, каждое из них плодоносит раз в месяц, а листья деревьев предназначены для исцеления народов» (Откр.22:2;СоП).


Использующийся здесь образ уже множества деревьев жизни отражает получение некой награды и довольно хорошей и беспечной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий