воскресенье, 24 июня 2018 г.

Адам и Ева.

История человечества, известная нам по самым древним источникам, начинается именно с того, как сам человек теряет способности «видеть» мир. Мир из прозрачного и понятного превращается в загадочный и закрытый. Библия сообщает нам об этом так (отрывок цитируется по Современному переводу Библейских текстов, далее — СоП):

И сотворил Бог людей по Своему образу и подобию, сотворил мужчину и женщину… (Быт.1:27;СоП).

Мужчина и женщина были наги, но не стыдились этого… (Быт.2:25 СоП).

Бог сказал нам: «Вы не должны есть плоды с того дерева, что посредине сада, не должны даже дотрагиваться до него, а то умрете»…

Она [Ева] набрала плодов с дерева и стала есть. С женщиной был ее муж, она дала ему часть плодов, и он съел их. И тут словно глаза у них открылись: они увидели, что на них нет одежды, что они нагие.

…Господь Бог позвал мужчину: «Где ты?» Мужчина ответил: «Я услышал, как Ты ходишь по саду, и испугался, потому что я наг, и спрятался». Господь Бог спросил мужчину: «Кто тебе сказал, что ты нагой?» ... (Быт.3:3, 6–7, 9–11;СоП).

Здесь просматривается не только потеря доверия между всеми участниками описанных событий. Хотя именно потеря доверия привела к тому, что Адам прятался, а люди не смогли дальше жить совместно, не надев на себя одежды, отсутствия которой они до этого и не замечали. И дело не в том, что люди вдруг обрели какие-либо психологические комплексы. Здесь описан сам факт потери прозрачности мира. Любые отличия в людях без достоверности и подтверждения самых положительных намерений с противоположной стороны приводят к построению множества защит и препятствий. Прежде чем сойтись с кем-либо и доверять кому-то, люди подвергают друг друга проверке на идеологическом, культурном, психологическом и прочих уровнях. И даже подобная проверка не является гарантией того, что когда-либо не будет «предательства» или «несбывшийся надежды» у одной из сторон. Чтобы доверять человеку, необходимо доказать, что ты такой же, мыслишь так же, поступаешь во взаимных интересах, разделяешь те же культурные ценности и т. д., а это не что иное, как ограниченность той стороны, которой все это доказывается.

Мир, основанный на связи с потусторонним, на взаимности смысла бытия двух миров, на доверии друг к другу через связь с тем миром, перестал существовать в одночасье. Перестала существовать сама основа — прозрачность целей и побуждений другой стороны. Человек превратился в автономную систему существования — врага Бога, в того, кто теперь не может иметь с Ним полноценную связь. Потеря этой связи и невозможность взглянуть за «кулисы» мира, а также восстановление прежнего — это история искупления, это и есть наша история.

Проследим некоторые подробности жизни первых людей. Из всего довольно пространного описания нас будут интересовать некоторые незаметные, на первый взгляд, обстоятельства. Начнем с того места, где появились люди и где они жили.

Бог сотворил множество растений, зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое (Быт.1:11). Однако в книге Бытие не говорится, что они росли только в определенном месте, напротив, сказано, что они появились на «земле». Это касается также и живых тварей: птиц, рыб, животных. Далее говорится, что все эти живые творения, включая человека, будут питаться данными растениями и всем тем, что они производят: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам [сие] будет в пищу» (Быт.1:29). Поэтому земля в той или иной степени была, скорее всего, равномерно покрыта всевозможными растительными формами. Также и животные обитали во многих уголках планеты.

Однако о месте, в которое Бог поместил человека, говорится отдельно: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека (Быт.2:8). Это произошло после сотворения всего живого на земле, т. е. растений и животных. Книга Бытие размещает эти события в такой последовательности: сначала Бог сотворил человека, затем насадил сад и только потом поместил туда человека (Быт.2:7–9). Если это было так, то человек все это время питался от тех растений, которые к тому времени уже росли на земле. Человек не был сотворен и сразу помещен в Едем. В пользу такого заключения говорит тот порядок действий, каким пользовался Бог. До сотворения Евы Бог сначала привел всех животных к человеку, среди которых не нашлось ему подобного, и только после этого сотворил Еву. То есть Бог не дал человеку жену сразу, а обратил внимание на то, что нет ему подобного. (Адам мог наблюдать, как происходит размножение в животном мире, и, имея подобные же органы, мог к тому моменту понять, что и ему необходима пара.)

Возможно, нечто похожее было и с прекрасным садом. Адам ходил по земле некоторое, достаточно короткое, время, возможно, всего несколько дней, а после попал в сад, где он сумел оценить всю прелесть сделанного подарка, ведь там было все необходимое для жизни. Адам, видя превосходство этого места по сравнению с теми, где он был до этого, понимал, зачем за ним нужно было ухаживать и возделывать его: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Адам мог оценить всю заботу Бога о нем.

Такая линия рассуждения может косвенно характеризовать Едем. Скорее всего, Едем был особенным местом, в котором произрастало все потребное для человека, и оно выделялось среди той природы, какая была вне сада. Чтобы поддерживать сад в хорошем состоянии, о нем необходимо было заботиться. Один или два человека не могли бы содержать очень большой сад в хорошем состоянии. Да это было и не нужно, ведь Едем был необходим для того, чтобы там росли красивые деревья и деревья со съедобными плодами (Быт.2:9;СоП). Он служил и для питания человека. После согрешения Бог уже не проявлял подобной заботы о человеке, и Адам, не зная всего о сложнейшей экосистеме, какой являлся сад, испытывал трудности с едой. Оказаться вне сада было действительно наказанием.

Посередине рая находились древо жизни и древо познания добра и зла (Быт.2:9). Это, возможно, также указывает на небольшие размеры сада. Ведь если бы сад был очень большим, то местонахождение этих особых деревьев определить было бы затруднительно. Адам и Ева, скорее всего, не только знали, где находится древо познания добра и зла, но и почти каждодневно видели его и вспоминали о наказе Создателя. Именно в такой момент и застал сатана Еву.

Таким образом, Едемский сад, который давал пищу для двух людей и который могли содержать эти два человека, скорее всего, был небольших размеров. Возможно, сад был в диаметре всего несколько километров. Большие размеры, судя по всему, и не были нужны. Все эти обстоятельства, возможно, повлияли на то, что Адам и Ева не обзавелись детьми сразу, ведь непосредственно после сотворения мужчины и женщины Бог заповедовал им: «Обзаводитесь детьми, чтобы умножалось число людей…» (Быт.1:28;СоП). Однако дети у Адама и Евы появились только после согрешения, когда они оказались вне рая.

Первым людям было дано задание наполнять землю и распространять пределы рая: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28). Ясно, что они одни не могли бы содержать очень большой сад, это было возможно только благодаря появившимся детям. К моменту этого высказывания земля еще не была наполнена.

Как родители Адам и Ева желали, чтобы их дети могли жить в прекрасном доме-саде, подобном тому, какой был и у них. Но чтобы вырастить подобный сад, необходимо было время, нужны были усилия для закладки и некоторой заботы о нем.

Поэтому до того, как у Адама с Евой появились первые дети, они, возможно, были заняты подготовительными работами. Они хотели хорошо подготовить как свой сад Едем, так и заложить основание будущего сада, в котором с течением времени могли бы жить их дети. Таким образом, к моменту взросления детей никто не имел бы ни нужды в месте обитания и уединения, ни недостатка в пище и «доме» — личном пространстве обитания. Со временем в заложенном ими саде могли поселиться их дети и образовать затем свои семьи. Интересно, что в книге Бытие дается намек на то, что Адам и Ева понимали это. Так, после сотворения женщины в Библии написано: «Вот почему мужчина оставляет отца с матерью и соединяется женой; и двое становятся единой плотью» (Быт.2:24;СоП).

Хотя непонятно, чьи это слова, Адама или Моисея, автора книги Бытие, тем не менее Адам знал о том, как устроена семья и что все его потомки будут иметь свои семьи. После изгнания из Едема они не могли уже больше расширять пределы рая, не могли обеспечить своих детей прекрасным садом, так как сами его уже не имели.

Сам факт изгнания говорит в пользу того, что сад имел ограниченные размеры. А на то, что вне рая они стали испытывать трудности с пищей, указывает текст: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:16–19,24).


Все это говорит о том, что сам сад и существование людей поддерживались извне и очень мало зависели от их непосредственного участия. Адам не имел ни малейшего представления об окружающем его мире, о том, как он устроен, как им можно управлять. Несмотря на то что он некоторое время пребывал в раю, он был еще неопытен в познании мира и не умел им пользоваться. Скорее всего, вся история и была задумана до того момента, как Адаму будут даны значительные знания. Ведь тогда, очевидно, у него не возникло бы желания сделать опрометчивый шаг, а теперь вне сада, потеряв связь с Богом, люди начали испытывать трудности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий