пятница, 22 июня 2018 г.

Плоды Духа – а что это?

В прошлый раз мы выяснили, что выражение «грешить против Святого Духа» имело широкое значение и употребление (ср.Деян.7:51) в иудейской среде. Оно употреблялось в разных случаях и разном контексте и по видимости означало идти против воли Бога. Употребление его в евангелиях (особенно первых) отражало историческую правду, ведь Спаситель обращался к простому народу понятным этим людям языком и выражениями. Но со временем по тем или иным причинам это выражение, вероятно и скорее всего, вышло из употребления среди первых христиан (было видоизменено или заменено на другие). Здесь можно обратить внимание на интересный момент, в евангелии от Иоанна:

«В последний и самый торжественный день праздника Иисус встал и громко сказал: - Кто хочет пить, пусть приходит ко Мне и пьет. Кто верит в Меня, как говорит Писание, тот сам станет источником потоков живой воды. Иисус имел в виду Дух, который поверившие в Него должны были позже получить. Дух еще не был дан верующим, так как Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:37-39;IBS).

Ап.Иоанн обращает наше внимание, что слова произносимые Спасителем стали понятны только после того как «Иисус … был прославлен». Т.е. ни на иудеев, ни на кого-либо еще Дух не сходил и не проявлял себя так, как это было с первыми христианами. Это означает, что многие поступки и дела Спасителя были пересмотрены (в полной степени осознаны) только после получения Духа ими самими, ведь Спаситель имел его, что называется с избытком. Это, так или иначе, относиться (пересмотр понятия) и к выражению «грешить против Святого Духа».

Смысл, который первоначально вкладывали в него иудеи до этого больше походит на обычное бытовое понимание этого вопроса (типа: пошёл на рынок и вот счастье, купил за дешево такой хороший товар, а я давно хотел такой, не иначе как Бог помог). О действии Духа (представление о таком действии), какое имелось у иудеев, хорошо видно из диалога Спасителя с Никодимом (Ин.3:3-12;IBS):

«- Говорю тебе истину, никто не может увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден. - Как это человек может быть рожден еще раз, когда он уже стар? - удивился Никодим. - Не может же он опять войти в утробу своей матери и снова родиться! Иисус ответил: - Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа. От плоти рождается плоть, а Дух рождает дух. Не удивляйся тому, что Я сказал: что вы должны быть заново рождены. Ветер дует, где хочет. Ты слышишь звук, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа. - Как это может быть? - спросил Никодим. … Я сказал вам о земных вещах, и вы не верите, как же вы поверите, если Я буду говорить вам о небесном?».

Как следует из диалога, Иисус говорит о будущем сошествии Святого Духа, но вот что это такое Никодим имеет весьма смутные представления, хотя, по словам Спасителя хорошо знает Писание (Ин.3:10). В самом Писании можно найти такие тексты (в т.н. ВЗ, напр. см. цит. в Деян.2:16,17), которые так или иначе говорят об этом, но для иудеев того времени они, возможно, не представляли большого интереса и они просто-напросто обходились их стороной или понимались в другом свете (да и как можно понять то, чего никто еще не видел и не знает?). А как мы знаем, иудеи были больше сосредоточены на освобождении от ига языческого рабства (посредством земного царства), и это было самым главным для них, как для народа Бога. А что-то там пророчествовать или еще чего, так это всё было на заднем плане, что называется приложиться к главному.

Из этого можно сделать предположение, что и «грешить против Святого Духа» понималось приблизительно так же, на этом же уровне, т.е. в него вкладывались совершенно свои смыслы. Тем не менее Сам Спаситель использовал такие выражения в диалоге с иудеями, обращаясь к ним понятными для них определениями. Здесь нужно отметить, что грех против Святого Духа остается актуальным для последователей Христа и до сих пор (но только уже немного в новом, т.е. не в первоначальном иудейском понимании), как Иисус и сказал в Лк.12:8-10 (если конечно ученики им обладают).

Всё это хорошо и здорово и даже где-то походит на правду (если вышеприведенные рассуждения верны), но как же в некоторых местах Писания говорится о плодах Духа и всё такое, не является ли это прямой отсылкой к евангелиям, где и говорится о грехе против Духа? Давайте разбираться.

И действительно такие места мы находим, например, в посланиях Ефесянам и Галатам и их стоит процитировать:

«Вас учили тому, чтобы вы оставили прежний образ жизни, свойственный вашему старому внутреннему человеку, тлеющему в обманчивых низменных желаниях. Обновите ваш образ мыслей, "оденьтесь" в нового внутреннего человека, сотворенного по подобию Бога в истинной праведности и святости … Не огорчайте Святой Божий Дух, которым вы были запечатлены для дня искупления» (Еф.4:22-32;IBS).

Но далее ап.Павел пишет следующие слова, и все они могут вызвать некоторое недоумение (как так-то? неужели такое было?):

«Когда-то вы были мраком, но сейчас, когда вы в Господе, вы стали светом. Живите как дети света. А плод света - это всякое благое дело, праведность и истина. Старайтесь понять, что приятно Господу. Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, напротив, разоблачайте эти дела» (Еф.5:8-11;IBS).

Павел обращается к христианам из язычников, которые получили дары Святого Духа. Понятно, что язычники, хоть и имели дары и веру, но в своей жизни до этого не практиковали многие навыки праведности, как это делали, например, иудеи, тем более что это были немного другие навыки (не соблюдение Моисеева закона, нет). Со временем старые привычки могли начать возвращаться и вот что теперь делать? На это и обращает внимание ап.Павел. И это надо сказать обычное явление, грешным людям свойственно отклоняться и здесь необходимо придерживаться верного ориентира. Однако некоторые фразы Павла заставляют задуматься. Нечто подобное можно встретить и в посл. Галатам (5:16 - 6:1-4;IBS).

«А я говорю: живите по Духу, и тогда вы не будете идти на поводу желаний вашей греховной природы. Потому что греховная природа желает того, что противоречит желанию Духа, а Дух желает того, что противоречит желаниям греховной природы. Они постоянно борются друг с другом, и в итоге вы не делаете того, что хотели бы делать. Но если вами руководит Дух, то вы уже не под законом. … Плод же Духа в нашей жизни - это любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, доброжелательность, верность, кротость, умение владеть собой. Против таких людей закон ничего не может сделать».

«Братья, если кто-то уличен в грехе, то вы, будучи людьми духовными, помогите этому человеку … Пусть каждый испытывает свое дело, тогда он сможет гордиться самим собой, не сравнивая себя с другими, потому что каждому человеку дана своя ноша».

В том и другом случае Павел призывает руководствоваться Духом, при этом «испытывать своё дело» и «стараться понять, что приятно Господу». Вот интересно, а как это можно сделать? Разве не достаточно просто проявлять качества перечисленные Павлом и всё тут? И они будут приятны Господу. Однако то о чём пишет Павел, очень напоминает не только призыв: «даёшь христианскую любовь в массы», нет. Это очень похоже на процесс обучения, которому и нужно следовать.

Другими словами имея такой дар Духа, человек имеет как бы обратную связь с самим Господом и используя её может буквально чувствовать результаты своих действий (поступков, намерений и т.д. ср. напр. с Лк.8:44-46). Благодаря такому взаимодействию и можно растить те самые «плоды Духа» (приобретать опыт и навык).

А вот действительно, не имея Духа, мы как обычные люди, хотя и можем проявлять некоторые качества, но делать это мы не сможем в полной мере или это будет даваться нам с очень большим трудом. Почему? Да потому, что для нас другой человек (объект взаимодействия) не является «прозрачным», в том смысле, что мы не может знать всех его желаний и устремлений (ср.Ин.2:25). Вот как тут проявишь любовь? Для одних наши действия могут показаться чем-то заурядным (не оценят), для других даже оскорблением (всё зависит и от воспитания и культурной среды, ну и т.д. и т.п.). Не потому ли совет Спасителя так актуален был тогда для иудеев, как и для нас сейчас, ведь здесь любовь мы проявляем, пропуская чувства через самих себя (Мф.7:12). Это помогает нам хоть как-то понять и начать действовать в этом направлении. Мерило здесь не Дух, а совесть (или некий закон).

Да и что нас отличает от других людей? Как оказалось есть множество людей, которые не пьют, не курят, не употребляют еще чего, при том не ругаются, молятся перед едой, проявляют не малое милосердие к ближним и немощным и т.д. и т.п. И что? Являют ли они плоды Духа? Наверное, да, но только в малой части, в полной степени их можно будет проявлять, только имея этот самый Дух на себе, вот не об этом ли пишет Павел? Иначе этот призыв превращается в фарс (комедия лёгкого содержания), который никто не знает, как исполнить до полноты, но все волосы на себе рвут, показывая, как они это делают.

Это, то, что будет характеризовать тот самый новый мир. Учиться пользоваться связью с Богом, имея такую связь через Дух. И действительно, чтобы правильно пользоваться данными дарами и способностями в полной мере необходимо иметь навык (ср. напр.Лк.9:54-56). Т.е. для нас кто никогда не имел ничего подобного необходимо пройти обучение и по мере такого обучения будет получатся все лучше и лучше… Это, то, чем и нужно будет овладеть, чтобы стать подобно первым совершенным людям (об этом мы уже говорили немного, обсуждая совершенство) и стать подобно Иисусу.


Здесь же мы вплотную подошли к другому вопросу – природа греха. И действительно, а что такое грех по своей сути? Как он проявляет себя в нас? Да и вообще почему мы грешные?, может не так всё печально… Этот вопрос также интересен с точки зрения эсхатологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий