среда, 13 июня 2018 г.

Совершенство, продолжение.

Вполне понятно, что в раю благополучие достигалось тем, что из вне (т.е. ангелы) следили за действиями человека, как своего подопечного. Это не позволяло ему случайно попасть в те или иные ситуации и обстоятельства, где его жизнь могла «повиснуть на волоске», как это стало случаться значительно позже, уже без такого участия (ср.Еккл.9:11). Однако, а что можно сказать о самом человеке, каким он был и что потерял в конечном итоге? И действительно, нечто такое, что отличало Иисуса от всех остальных людей, мы можем наблюдать, читая евангелия.

И это сразу буквально бросается в глаза при чтении евангелия уже с первых строчек. Нас интересует не факты чудесного рождения и т.д., где исполнились многие пророчества, а отличительная особенность самого Иисуса, как человека. И при внимательном чтении ими просто изобилует евангельские повествования. Так при крещении Иоанн Креститель обращается к Спасителю так: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:13,14). Понятно, что Иоанн приходится Иисусу дальним родственником и что они еще с детства не раз виделись друг с другом. Однако из слов Иоанна следует, совсем другое, то, что он знает нечто большее о Иисусе. Это то, что невозможно было описать словами (да и цели такой у евангелиста не было), это то, что отличало Спасителя от нас.

Это то, что было понятно очевидцам тех событий. Но со временем, когда многое стало забываться и вследствие естественного ухода очевидцев, и потому что так устроена наша память, где мелким деталям со временем нет места. Уже несколько позже Лука старается заполнить этот пробел, как бы дополняя повествование Матфея, отвечая на этот вопрос следующим образом: «Ребенок рос и набирался сил и мудрости, и благодать Божья была на Нем … Каждый год в праздник Пасхи родители Иисуса ходили в Иерусалим. … Не найдя, они возвратились в Иерусалим, искать там. Через три дня они нашли мальчика в храме. Он сидел среди учителей, слушал их и задавал вопросы. Все, кто Его слышал, поражались Его пониманию и Его ответам … Он возвратился с ними в Назарет и был послушен им. Но все происшедшее Его мать хранила в своем сердце. Иисус взрослел и становился мудрее. Его любили и люди, и Бог» (Лк.2:40-52;IBS).

Не это ли знал Иоанн об Иисусе, и не это то ли его так поражало. Здесь в кратком описании Луки мы как бы находим ответ, почему была такая реакция Иоанна Крестителя на желание Иисуса креститься. И эта реакция совсем может быть не очевидной из описания Матфея, ну если конечно вы лично небыли участником всех этих событий и не нуждаетесь в каких-либо разъяснениях и дополнениях.

Таким образом, и можно утверждать, что Иисус, как совершенный человек обладал нечто большим, чем это было доступно обычному человеку. Это становилось очевидным с самого детства, но Иисус не проявлял эти способности до того момента, как явил себя миру (ср.Лк.2:51). Этими же способностями стали обладать впоследствии и Его ученики (об этом немного позже). Иисус не раз пользовался, ими (способностями) и это было вполне естественно. Рассмотрим один лишь небольшой эпизод.

Нечто подобное происходит и позже, перед последней пасхой, которую отмечает Иисус с апостолами. Обстоятельства дела при этом складываются следующим образом: «…во дворце первосвященника Каиафы в это время собрались первосвященники и старейшины народа. Они решили хитростью схватить Иисуса и убить. — Только не во время Пасхи, — говорили они, — иначе народ может взбунтоваться» (Мф.26:3–5;IBS).

Празднование пасхи — удобное время, так как все иудеи по этому поводу собирались в Иерусалиме и его окрестностях. Иисуса можно было легко найти среди них (Ин.11:55–57). Все предыдущие попытки схватить Его не увенчались успехом. Также из текста видно, что благодаря чудесам, совершенным Иисусом (например, воскресение Лазаря накануне — Ин. 11), резко обостряются противоречия. Народ приветствует Иисуса (Мк.11:7–10), а религиозная элита думает, как убить Его. Далее события развиваются так: «Иуда пошел и поговорил с первосвященниками… Иуда стал искать случая, когда с Иисусом не будет народа, чтобы предать Его» (Лк. 22:4–6;IBS).

Религиозные вожди хотели не просто убить Спасителя, они хотели осудить Иисуса публично как преступника и шарлатана, показывая тем самым, что это не тот Мессия, которого все ждут. Они хотели взять реванш, так как явно теряли влияние и власть над народом, и сделать это было необходимо руками римлян, чтобы отвести от себя подозрение. Судя по всему, проповедь Христа и чудеса, совершаемые Им, были настолько популярны среди народа, что элита опасалась Спасителя и открыто не могла противостоять Ему. Никому из власть имущих, непосредственно или через подставных лиц, не удалось одержать верх в словесных спорах о знании закона (Лк.20:41–44). Поэтому элита чувствовала себя достаточно неуверенно, но не могла ничего предпринять, даже когда Он как царь въезжал в Иерусалим: «…многочисленная толпа, пришедшая на праздник, услышала о том, что Иисус идет в Иерусалим… Люди взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу с возгласами: — «Осанна! Благословен идущий во имя Господа! Благословен царь Израиля!» …Люди, бывшие с Иисусом, когда Он воскресил Лазаря из мертвых, продолжали рассказывать об этом случае. Потому и вышла встречать Иисуса целая толпа, что все хотели увидеть человека, совершившего такое чудо. Фарисеи с досадой говорили друг другу: — Ничего не помогает. Весь мир идет за Ним!» (Ин 12:12–19;IBS).

Остановить Иисуса в тот момент было невозможно. Даже торговцы в храме, имеющие огромные доходы в этот период праздника, а значит, власть и возможности, не осмелились что-либо предпринять против Христа и предпочли за благо убраться со своих доходных мест: «Затем Иисус вошел в храм и стал выгонять оттуда всех, кто там торговал. — Написано, — говорил Он им, — «Мой дом будет домом молитвы», а вы превратили его в разбойничье логово. Иисус каждый день учил в храме, а первосвященники, учителя закона и вожди народа искали случая, чтобы убить Его. Однако они не знали, как это сделать, потому что все люди слушали Иисуса, боясь упустить хоть одно слово» (Лк.19:45–48;IBS).

Тем не менее Спаситель при праздновании пасхи предпринимает определенные действия: «Наступил день Пресного хлеба, в который следовало зарезать пасхального ягненка, и Иисус послал Петра и Иоанна с поручением: — «…Когда вы войдете в город, то встретите человека, несущего кувшин с водой. Идите за ним в дом, куда он войдет, и скажите хозяину дома: Учитель спрашивает тебя: «Где комната для гостей, в которой Я мог бы есть пасхальный ужин с Моими учениками?» Он вам покажет большую верхнюю комнату, уже убранную, там все и приготовьте» (Лк.22:7–13;IBS).

Данные действия продиктованы вероятно предосторожностью, направленной на сокрытие местопребывания Иисуса с учениками в момент празднования пасхи. Апостолы Петр и Иоанн не просто пошли по указанному адресу для подготовки празднования, нет. Они при входе в город должны были встретить человека с кувшином воды, который тот нес, и следовать за ним. Иисус явно имел возможность предвидеть события. На праздник стекалось огромное количество народа, и все помещения, которые можно было занять, к тому моменту уже были заняты. Возможно, с хозяином дома была предварительная договоренность, но все равно Петр и Иоанн шли не зная куда (не имели точного адреса), т.е. шли на встречу с человеком несущим кувшин.

Послав Петра и Иоанна одних, Иисус тем самым скрыл Свое реальное местонахождение в момент празднования пасхи. В период подготовки к празднованию необходимо соблюсти множество предписаний, в это время большинство людей заняты и не принимают активного участия в общественных делах. Это самый удобный момент для того, чтобы схватить, осудить и предать на казнь. Возможно, это одна из причин, почему религиозная элита смогла довольно быстро казнить Иисуса, хотя Он имел невероятный успех среди народа, который, подобно Петру, мог вступиться за Него, взявшись за оружие.

Спаситель знал заранее о предательстве Иуды и о планах схватить Его в ближайшее время. Можно сказать, что, предвидя развитие событий, Иисус сам сдался властям в тот момент времени, в который и было необходимо это сделать. После того как Иуда удалился, чтобы привести стражников, Иисус уходит вместе с учениками в Гефсиманский сад. Иуда знал это место. Иисус в любой момент мог скрыться под покровом ночи, и искать Его в темноте при свете факелов было бы невыполнимой задачей, тем более что количество людей на улице в момент празднования было невероятным, и многие из них могли ночевать под открытым небом. Поэтому, чтобы не ошибиться в темноте, стражники заранее договариваются об условном знаке — поцелуе. Таким образом, можно сказать, что Иисус целенаправленно идет предначертанным путем: Вот уже пришел тот, кто Меня предаст. Иисус еще не успел договорить, как появился Иуда, один из двенадцати, и с ним толпа людей, вооруженных мечами и дубинами. Их послали первосвященники, учителя закона и старейшины. Предатель договорился с ними об условном знаке: «Кого я поцелую, это Он и есть, хватайте Его и уводите под стражей». Придя на место, Иуда сразу подошел к Иисусу. — Учитель, — сказал он и поцеловал Его. Пришедшие с Иудой набросились на Иисуса и схватили Его» (Мк.14:42–46;IBS).

Все, что было сделано до этого, — обещание прихода Спасителя, формирование целого народа, Моисеев закон, все достигло своей цели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий