воскресенье, 3 июня 2018 г.

Пути воздаяния в христианских эсхатологических ожиданиях.

Так почему же такие эсхатологические организации как ОСБ могут с полным правом сказать, что они единственные и неповторимые? И действительно, если что-то внутри ОСБ кого-то и не устроило и показалось каким-то уж не правильным, то некоторые «метнулись» было искать по сторонам и что? И вот, как говорится, а вокруг тишина…. Найти что-то однозначно подобное и похожее просто не представляется возможным, от чего у некоторых еще больше наступает смятение и даже приступы паники, – а вдруг, а действительно, может это и есть одна единственная и неповторимая организация? Что же делать? Как найти спасение?

Такое чувство возникает по нескольким причинам: и от того, что это одна из самых «раскрученных» организаций эсхатологического толка, об остальных не было известно практически ничего (только сейчас с развитием инета, можно найти не многочисленные образования). Да к тому же это американская контора и в финансовом отношении с ОСБ (а также с методами работы, оточенными на миллионах) вряд ли кто-либо может сравниться с ней, разве что подобные, американские же, но немного другого толка.

И от того, что сам человек до встречи с «прекрасным» (с учениями ОСБ), до этого момента не имел вообще никаких знаний о чем-то подобном. И то, что было записано на подкорку остаётся неким эталоном, даже если человек уже вышел оттуда достаточно давно. Лично я не раз проделывал эксперимент со своими знакомыми (которые далеки от Библии и чего-то подобного), суть проста. Я называю слово, а они, то с чем это слово у них ассоциируется: … природа…, потом говорю грех – и вот кто что говорит: подумал плохое, лень было что-то делать, поэтому сказал так чтобы не делать, а ведь надо было бы, ну и т.д. Затем говорю – природа греха…, и вот тут обычно наступает некоторая пауза и на лицах видно как люди что-то перебирают в своей голове (здесь не каждый имеющий богословское образование сможет вот так в двух словах объяснить). К чему всё это я?, да к тому, что у нас имеются чистые страницы, на которых никто еще не сделал не единой записи и о них мы никогда до этого и не задумывались. И кто первый туда сделает надпись, та надпись и будет там сиять довольно долго, пока сам человек не перепишет её (чаще, пока кто-то со стороны не поможет ему). Поэтому предложенное что-то взамен не соответствующие этой первоначальной надписи будет, скорее всего, сразу же отвергнуто. (Ладно бы, это были бы простые знания, не ведущие для большинства к каким-либо последствиям, например, количество электронов в молекуле водорода. А если это связи определяющие мышление, поведение и т.д., т.е. причинно-следственные связи, влияющие на жизнь человека?).

Имея такой взгляд, всё другое кажется несущественным, не истинным, надуманным и вообще, просто какой-то «Вавилон великий», как и учили. Человек не то чтобы в другую контору перейти не может, он на них на всех просто так уже смотреть не может, не то чтобы заглянуть, а что там у них внутри. (Опять таки я никого никуда переходить не призываю, просто констатирую факт и состояния человека при выходе из ОСБ или нагрянувшем было сомнении). Так учит ОСБ и эти установки действуют затем очень долго и сильно (эта одна из причин почему традиционные направления обычно борются с ОСБ и им подобными, так как после них человек просто выпадает из любой религиозной жизни, для него, либо с ОСБ, либо никак, да и обжегшись один раз, уж попасть куда-то еще не сильно тянет).

Практически кардинальные различия можно увидеть, рассмотрев всевозможные перспективы воздаяния, при наступлении часа Х. Существуют разные пути получения награды в эсхатологической перспективе. Все они показаны на Рисунке. Между ними нет промежуточных значений (типа немного более этого и менее того, нет, все они занимают дискретные положения и никак иначе, т.е. либо либо, например, либо на небе, либо на земле, нельзя быть там и там одновременно). Эта одна из причин, обозначенного нами выше «эффекта уникальности». Так, например, заняв одно из положений можно точно утверждать, что подобного нет (ну или почти нет). Рассмотри их:

Человек при жизни в материальном мире может получить воздаяние в двух случаях или в потусторонней реальности (в духовной сфере – попасть на небо или в ад) или после наступления кончины мира буквально (воскреснуть на земле) или оказаться на небе.



Если рассмотреть первый случай (переход 1.0 - 3.0 - 3.2), то если человек надеется получить награду в потусторонней реальности («попасть на небеса») и только там, то само ожидание наступления некоего периода кончины мира не имеет особого значения, как и  ожидание наступления 1000-летнего Царства (которое больше носит символический характер). Действительно, наступление указанного периода только немного приблизит время получения награды и это время кратковременно по сравнению с вечностью. Поэтому в данных направлениях не делается особый акцент на пришествии Христа, уделяя этому вопросу мало внимания, делая в основном самые общие замечания («будьте готовы, крепитесь в вере, когда бы, не пришел Господь» и т.д.). Здесь практически отсутствует сама эсхатология и напряженное ожидание наступления кончины мира.

Во втором случае, получение награды мыслиться после наступления кончины мира, т.е. как праведное воздаяние после суда Бога над неверными. Так как человек пребывает в реальном мире, то награда и наказание мыслиться буквально. Уничтожение злого мира должно  быть осуществлено как воздаяние за его неправедность, а значит, на его месте должен быть возведён новый или тот, который был потерян ранее, мир. Сама идея исправления мира с помощью Божественного вмешательства подразумевает, что материальный мир изначально был сотворён правильно и не нуждался в какой-либо коррекции. Отсюда вытекает, что материальный мир, так или иначе будет присутствовать в учениях эсхатологического толка (т.е. тех, кто буквально и вот-вот ожидает наступления кончины мира). Идея исправленного материального мира должна присутствовать, иначе какой смысл в ожидании конца, если мир не исправим?

Если же человек по тем или иным причинам умирает до наступления кончины мира, то его нахождение мыслиться как состояние небытия. Если представить, что состояние человека отличается от данного (он продолжает жить в потустороннем мире, после смерти на небе), то необходимо объяснить, почему так и что с ним там происходит. Как будет происходить последний суд (зачем ему будет дано, например, материальное тело в этот момент и т.д., на рисунке не показано). В таком случае невозможно добиться «стабильности» представления о воздаянии при наступлении конца мира и можно легко перейти на путь (1.0 - 3.0 - 3.2), где теряется сам смысл ожидания конца мира.

Итак, рассмотрим, как же может мыслиться воздаяние при ожидании конца мира.

1. Строго эсхатологический. Данный путь подразумевает, что у человека нет вообще никакой надежды на получение награды в потусторонней реальности, т.е. нет возможности «попасть на небеса» (путь 1.0 - 1.1 - 1.2). Воздаяние происходит только в материальном мире. Из состояния небытия, можно только воскреснуть в материальном мире (2.0 - 2.0.0 - 1.1 - 1.2). Путь неправедных, как во время кончины мира, так и после 1000 летнего царства может быть только один – смерть, состояние небытия (путь 2.1 - 2.2).

Строго эсхатологическим его можно назвать по тому, что всякое и любое буквальное получение воздаяния возможно только при наступлении кончины мира или непосредственном вмешательстве Бога в дела этого мира. И само воздаяние мыслиться как буквальное в материальном мире. Проблемами данного пути можно считать постоянную необходимость объяснять тексты Писания, относящиеся к «небесной надежде», «вознесению Христа», притча «Богач и Лазарь» и т.д. Данная проблема в меньшей степени присущая следующим путям.

2. Небесно-эсхатологический. Как и в предыдущем случае, данный путь подразумевает, что награда будет получена только при наступлении кончины мира*, но эта награда будет не земная и буквальная, а небесная (путь 1.0 - 3.1). С наступлением конца, все верные возносятся на небеса (мертвые праведники также воскрешаются сразу на небеса, на схеме не показано, путь 2.0 - 3.1), а остальные получают воздаяние (уничтожение и смерть 1.0 - 2.1 и 1.1 - 2.1 - 2.2) на земле. После 1000 летнего царства и очищения буквального мира, все верные возвращаются на землю в буквальном смысле (3.1 - 1.2). Земная и буквальная жизнь, как отмечалось выше, должна присутствовать, иначе данный путь воздаяния станет «нестабильным» с точки зрения устойчивости и перейдёт в путь (1.0 - 3.0 - 3.2), где нет необходимости ожидания конца мира.

*Примечание. В какой момент будет осуществлено вознесение на небеса (до, вовремя или непосредственно перед уничтожением старого мира и т.д.), на схеме не уточняется, разные течения придерживаются разных графиков такого вознесения. На схеме просто указано, что вознесение, происходит в период наступления кончины мира.

Здесь совмещена и небесная и земная надежда, только они две разнесены во времени, что не приводит к каким-либо серьёзным противоречиям. Т.е. сначала наступает одно, затем другое событие. Одной из проблем данного пути в объяснении, что же будет происходить на земле в течение 1000 лет и почему именно так, а не как иначе и т.д.

3. Смешанно-эсхатологический. Данный путь подразумевает одновременное пребывание на земле людей, как с небесной, так и с земной надежной, непосредственно перед периодом кончины мира. Т.е. те, кто имеют небесную надежду, будут вознесены в данный период (1.0 - 3.1), остальные будут пребывать на земле, т.е. получат земную награду (1.0 - 1.1 - 1.2). Неверные и злые будут уничтожены (2.1).

Здесь в пути воздаяния земная и небесная надежда пребывают одновременно. Одной из проблем данного пути заключается в том, что необходимо дать объяснение, по какому признаку и как можно отличить эти две группы людей, если все они живут одновременно на земле, непосредственно вовремя наступления конца мира.

Теоретически могут существовать и такие пути как 1.1 - 3.1 (вознесение в период 1000-летнего царства, после истечения периода кончины мира) и 1.1 - 3.2 (вознесение после 1000-летнего царства), но говорить о них может быть преждевременно в связи с тем, что не произошло самое главное событие – наступление кончины мира. А это значит, что такая вера будет лишена оснований до наступления кончины мира.

Из рассмотренного краткого обзора и материала видно, что всевозможные пути воздаяния в эсхатологической перспективе уже «заняты» теми или иными направления в вероучении, да к тому они сильно отличаются друг от друга по своей сути (а значит, возникнут «трудности» при «переходе» человека с одного пути на другой). Не только история оказывает влияние на то или иное вероучение, но и сама принадлежность к выбранному пути воздаяния.

Также можно отметить, что к моменту того или иного религиозного движения делающего акцент на эсхатологии, обычно уже существуют разные течения и разные представления о кончине мира. Т.е. некоторые указанные на схеме пути были уже заняты. Поэтому им ничего другого не остаётся, как занять «свободную» нишу, или начать модифицировать уже имеющуюся. Тем более если принять во внимание, что возникающие течения считали себя исключительно исключительными, претендующими на некую истину в последней инстанции. Другими словами они заняли ту нишу, которая была свободна и которая отличалась от других и давала им исключительность, для этого им и нужна было найти некую доктрину.


Здесь, как и в предыдущих случаях, мы рассматривали, то, что может быть (логику построения), без привязки к Священному Писанию. А привязать выбранный путь к текстам, «дело техники», как вы понимаете (особенно для некоторых, впрочем, это всегда было в истории, если очень что-то хочется и необходимо обоснование, обоснование найдётся), этого вопроса мы коснёмся немного далее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий