воскресенье, 17 июня 2018 г.

Грешить против Святого Духа.

Как мы выяснили в прошлый раз грешить против Святого Духа подразумевает идти против очевидного, т.е. намеренное отрицание фактов, такое отрицание имеет корни в злых сердечных устремлениях и побуждениях. Да и это действительно так, никто и не спорит. Даже наоборот, обсуждая всевозможные мифы и навязанное понимание Писаний, мы ни в коей мере не хотим сделать так, чтобы кто-либо потерял после этого и веру, нет. Развеивая всевозможные «наросты» мы желаем взглянуть на ситуацию по другому, иметь возможность «плавать» не только в огороженном отведённом месте, а более широко, так чтобы нами не завладели случайно люди, склоняя нас к людскому.

Места в евангелиях, на которые ссылаются – Мф.12:31(22-37); Мк.3:28,29(22-30); Лк.12:10(9-11). Цитировать полностью, наверное, нет смысла, многие хорошо их знают, остальные заглянут.

Два из них (Матфей и Марк) приводят слова Спасителя в связи с исцелением. Контекст таков: Иисус совершает исцеление, которое не могли совершить в те времена ни врачи не целители. Здесь необходимо отметить, что исцеления давались Богом в Его народе, до появления Иисуса, в не зависимости от взглядов или чего-то там еще, на что и указал Спаситель (Лк.11:19). И это был не единственный случай, когда можно было получить исцеление или облегчение (см.Ин.5:1-4), ведь Бог весьма милосерден. Однако такого исцеления, которое было совершено, не мог произвести никто до этого момента (Мф.12:22). Сам факт этого исцеления и невозможность его повторения кем-либо и давало основание утверждать, что это было дело, данное от Бога, т.е. свыше. Это указывало, что человек, совершающий такие дела, имеет явную поддержку от Бога, иначе бы он не мог творить такие дела.

Понятно, что увидев это чудо и ожидая от Божьего посланника нечто иное, чем, то, что Он говорит и делает, первая реакция (самая естественная и непосредственная), это отрицание. В этот момент Иисус и произносит слова про хулу на Дух. Попутно заметим, что произнося слова о том, что это не проститься … вовсе не означало, что все кто в тот момент не мог поверить в это тут же осуждались на вечную смерть, нет. Эти люди продолжали следить за действиями Иисуса и некоторые впоследствии уверовали, т.е. после совершения чуда и до чего-то там еще (суда, смерти по старости и т.д.) у них было время, чтобы определиться и сделать какой-либо выбор или вынести суждение (например, да, всё-таки это человек был от Бога).

Другой момент, на который нужно обратить внимание, так это вопрос: как можно согрешить против Святого Духа? Да и вообще, собственно, как можно согрешить против обезличенной силы?, это всё равно как согрешить против какого-либо предмета не правильно употребляя его. Но с другой стороны, а кто может сказать, что это не правильно, ведь это не личность (например, можно микроскопом забивать гвозди, если человек не знает, что это делать нельзя, то и что?, а указать что это делать нельзя может только другой человек, т.е. личность). Грешить против Святого Духа, это тоже самое, что грешить против Бога и не что иное, т.е. против личности.

Поэтому слова Иисуса, грешить против Духа, скорее всего, нужно понимать несколько по иному. Так из контекста мы делаем вывод, что Иисусу Богом была дана некая сила совершать дела, чтобы показать Божьи намеренья и осуществить Его планы. Чудеса совершалось с помощью этой данной силы – Святого Духа. Это то, что ожидалось и это то, чем должен был бы обладать посланник от Бога (ср.Ин.3:2). И вот, Иисус, обладая этим, показывает, что эти ожидания исполнились, и если они отвергаю Его, то отвергают волю Божью, понятно, что такому нет прощения. (Кстати, можно отметить, что некие подобное ожидания были среди иудеев и до прихода Иисуса. Об этом свидетельствует обращение в Лк.1:35, ведь ангел говорил Марии понятные для неё вещи).

Да и вообще, Иисус говорит о грехе против Духа и всё, фраза внезапно заканчивается. Создаётся такое впечатление, что Он говорит понятные всем слова, об этом свидетельствует отсутствие каких-либо дальнейших пояснений, дополнительных указаний и т.д. Именно подобные слова мы встречаем в словах Стефана, которые он обращает именно к иудеям (Деян.7:51). Остаётся вопрос: встречаем ли мы его (это выражение) еще где-либо в посланиях? Другими словами, а не является ли данное понятие сугубо иудейским, принятым в те времена, и связано оно было не с самим Писание, как таковым, а произрастало из питаемой иудеями надежды. Т.е. иудеи под действием тех или иных обстоятельств в истории, ожидали того, чего и не было в Писаниях и сформировали свой понятийный аппарат (как это часто и бывает в религиозных конторах), куда включалось и это понятие. Спаситель же использовал это понятие, объясняет им, что они при этом совершают грех на их же языке и только, и не более. (Даже, вот если не ошибаюсь, в евангелие от Иоанна уже это выражение не встречается напрямую (ср.Ин.15:22), т.е. это понятие не имело никакого дальнейшего развития среди апостолов, а использованные ими похожие понятия имеют совсем другие оттенки и смыслы, но оставим этот вопрос на «откуп» другим исследователям, для нас же здесь этого вполне достаточно, для понимания сути).

Это что касается первых евангелий, в евангелие же от Луки это выражение употребляется ну совсем в другом контексте. Здесь можно и процитировать (Лк.12:4-12; IBS):

«…не бойтесь тех, кто убивает тело и ничего больше сделать не может … Говорю вам: каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает перед Божьими ангелами, а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Божьими ангелами. Каждый, кто скажет что-либо против Сына Человеческого, будет прощен, но кто оскорбит Святого Духа, тот не будет прощен. Когда вас приведут на суд в синагоги, к правителям и власть имущим, не беспокойтесь о том, как вам защитить себя или что вам говорить, потому что Святой Дух в тот самый час научит вас, что вам говорить».

Здесь речь Иисуса обращена отнюдь не к злым и жадным, пышущим гневом, и полных лицемерия фарисеям (естественно так и нужно рисовать врагов в черно-белом мире, имеющий всего две краски), нет. Здесь речь обращена к ученикам Иисуса (Лк.12:1), вот не задача то, вот как это объяснить? Получается, что преданные ученики могут вдруг взять и попереть против очевидного, против Иисуса и Бога?, так что ли? Поэтому этот текст часто просто «забывают» привести и объяснить, ну чтоб не портить стройную картину, выстроенную до этого. Ну а действительно о чём же здесь речь?

Здесь дело касалось ближайшего будущего. После ухода Спасителя Святой Дух сойдёт на Его учеников и им будет дано творить то, что делал их учитель (ср.Лк.6:40). Это хорошо описано уже в Деяниях апостолов. Ученики совершали не меньшие чудеса, подобно тому, что делал и Иисус. Но получив дар от Бога этим даром можно было пользоваться, а можно было и не пользоваться в полной мере, об этом Спаситель говорил в другой притче (Лк.19:12-27):

«… некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. … И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин … Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин … Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, … Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною».

Под действием тех или иных обстоятельств даже ученики Иисуса, получившие дары (ни капли не сомневавшиеся, ни в чём до этого) могут сбиться с пути и забыть о цели всего действа, и зачем им даны были эти дары (не об этом ли речь и в Лк.12:8?). Мы помним что дары данные ученикам были разнообразны и превышали возможности обычного человека в те времена (даже и сейчас), это то, что хотели приобрести и пользоваться на своё усмотрение некоторые коммерсанты (см.Деян.8:18; ну не просто же так он предлагал большие деньги?, он видел результат и это была не просто радость крестившихся людей).

Здесь можно рассуждать очень много и долго (самому иногда интересно), но чтобы не упустить нить повествования отметим, что грешить против Святого Духа, из рассмотренного нами контекста означает одно, вернее два:

1. Что вы обладаете неким даром данным вам свыше, подобно тому, что делал сам Иисус и апостолы, но не пользуетесь этим. Явно и намеренно не стремитесь к употреблению мины в дело, не используете данную вам силу по прямому назначению.

2. Если кто-то являет перед вами чудеса подобные тому, что делал Иисус и апостолы, а вы не желаете этому верить и находите какие-либо оправдания. Ведь признать чудо означает признать, что за этим человеком стоит Бог, и он несёт некую важную весть, к которой нужно прислушаться.

Если этого нет, то вы явно вне контекста этого понятия и к вам эти слова не относятся, можно успокоиться и жить, не мучая себя лишними сомнениями. Конечно, сразу следует вопрос, а что значит иметь Святой Дух на себе? Если кратко, то это не некая уверенность, что я да, наверное, чего-то там из себя представляю, нет, это нечто конкретное (подобно в Деян.8:26-29 см. также напр. пророческий дар ап.Павла в Деян.27:31 и т.д.).

Это тоже самое, что у вас во дворе появился человек и стал заявлять, что он какой-то большой и великий, и что скоро он будет иметь власть над всеми, а кто его не слушает всех покарает. Понятно дело некоторые скажут в себе, ну а вдруг, и начнут все его прихоти исполнять, не год и не два (в общем, как у нас во дворе говорят, взял на понт). Но самое главное, что доказательств не было представлено, так, не внятное какое-то бормотание, о чём-то там, что скоро. А потом выясняется, что таких больших и великих в соседней психушке целая палата, и все труды были напрасными. Здесь я никого не хочу в чём-то обвинить, но доказательства, где доказательства? Разве Бог не может их предоставить, если они от Бога? Если их явно нет, то чем они отличаются от всех остальных (например, от той же палаты №6).

Как говорил мой знакомый – я не люблю областные конгрессы, потому что складывается такое впечатление, что у всех всё хорошо и здорово они уже чуть ли не в раю, а я…, у меня… в общем всё плохо, одна депрессия, я грешу против Духа. И такие чувства возникают не у одного или двух, а у чуть ли не 90%. И это как я понял, сформировалось именно под действие мифа о грехе против Святого Духа. Который, отчасти препятствует выходу из конторы (страх) и побуждает трудиться во имя этой самой конторы (кнут). Который, ввергает людей в депрессию и может довести до крайности.


Другими словами явных доказательств нет, а людям дают указания, что им делать и как им жить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий