четверг, 30 августа 2018 г.

«…не успеете обойти городов Израилевых».

Общий промежуточный вывод, который можно сделать из рассмотренного: проповедь благой вести и некоторые гонения в той или иной степени начинаются задолго до событий 66 г.н.э. После восстания иудеев и бегства римлян («мерзости запустения») гонения только усиливаются. Признаки конца (войны, болезни, голод и т.д.) исполняются в Иудее, начиная с отправного события (начала восстания) и появления «мерзости». Приблизительно через 3,5 года начинается падение той иудейской системы. Через еще 3,5 года всё заканчивается. Другими словами «дни отмщения» подчинены общему сценарию развития событий, но отличаются в деталях, в которых акценты смещены. Это было сделано для спасения «избранных» в то время.

За центральное событие необходимо принять появление «мерзости запустения» второй раз у стен храма «а в половине седмины прекратится жертва и приношение» (Дан.9:27). Тит утвердил власть Рима и уничтожил все надежды и чаянья иудеев в 70 г.н.э. Первое появление «мерзости» в 66 г.н.э. необходимо рассматривать как начало всех событий, т.е. как отправное, предзнаменующее наступление периода времени начала конца, той религиозной системы, как начало исполнения признаков конца. Тогда общий план совместно с тем, что произошло в Иудее 66 – 70 г.н.э. выглядит так:



Рассмотрим, как произошло спасение «избранных» находящихся в Иудее. До начала восстания проповедь о распятом Христе могла только утешать иудеев (именно утешать в том смысле, что раз уж не исполнились их надежды на буквальное царство, ну пусть будет хоть какое-нибудь «оправдание» этому). После начала восстания перед иудеями замелькала призрачная надежда на буквальное воссоздание царства Божьего на земле в лице иудейского государства свободного от кого-либо. В связи с этим большинство перестало вообще обращать внимание на то, что случилось 30 лет назад. Христиане начали испытывать серьёзные трудности в среде решительно настроенных иудеев. В приграничных городах началась резня, контроль со стороны центральной власти, как и сама власть были повсеместно потеряны, привычная и размеренная жизнь закончилась. С каждым днём всё более становится очевидным, что вскоре начнутся сражения и битвы, как между мятежниками, так и за города в Иудее и сам Иерусалим. В этот период смуты и неопределённости христиане распространяли весть о спасении среди жителей Иудеи.

После появления «мерзости запустения» христиане и все кто им поверил, бежали в горы и пустынные места, как им было указано Спасителем. Хотя, скорее всего проповедь и продолжалась осуществляться, но она была значительно ограничена. Для иудеев она не была необходима, так как появилась другая надежда. Язычники же и римляне вряд ли её воспринимали в массовом количестве, так как для них это было чем-то новым, да и находились они в стороне от разворачивающихся событий в Иудее. Да и сама проповедь могла быть направлена лишь на путников и торговцев, проходящих той местностью, где находились христиане из иудеев, а также на приграничные населённые пункты.

Период времени между началом исполнения признаков конца и появлением «мерзости запустения», после которой необходимо было покинуть Иудею, составлял всего несколько месяцев (5 – 6 мес., возможно и менее). Как и предсказал Спаситель: «поведут к правителям и царям, и вы будете свидетельствовать им … не беспокойтесь о том, что и как говорить … не вы будете говорить, а Дух вашего Отца будет говорить в вас. Брат будет предавать на смерть брата, а отец - своего ребенка, дети будут восставать против родителей и предавать их смерти. Все вас будут ненавидеть из-за Меня, но тот, кто выдержит все до конца, будет спасен. Когда вас будут преследовать в одном городе, бегите в другой. Говорю вам правду: вы не успеете обойти всех израильских городов, как придет Сын Человеческий» (Мф.10:18-23;IBS). Данные слова весьма созвучны со сказанным в разговоре о признаках, но примечательны они тем, что здесь Иисус указывает на сроки и скоротечность течения самих признаков перед падением Иерусалима – «не успеете обойти всех … городов». Иудея довольно маленькая страна, но времени для обхода даже её не будет отпущено в полной мере. Это не значит, что кто-то мог остаться без благой вести и не спастись, напомним, что проповедь, на данной территории велась еще до этого, еще самим Спасителем. Так, что все обо всём хорошо знали и некоторые даже были свидетелями пребывания Христа на земле и даже были живы те из них, которые были Им исцелены, необходимо было лишь напомнить. Те, кто хотел, мог легко найти последователей Иисуса и очевидно знали, что предсказывал Спаситель этому месту.

К моменту решающего сражения власть в Иудее была распределена среди радикально настроенных группировок. Все умеренные, кому было что терять, кто осознавал крах предстоящего, в не далёком будущем, те, кто мог идти на какой-либо компромисс или переговоры, все они были вырезаны самими же иудеями. Римляне же были ожесточены непомерным и безосновательным фанатизмом иудеев и отвечали им тем же – еще большей ненавистью и жестокостью. Поэтому с момента, когда власть в Иудее установил Рим, для христиан, попасть в руки любой из противоборствующих сторон означала верную смерть. Они могли только прятаться в горах и отдалённых местах. В этот момент вряд ли можно было впрямую отстаивать то или иное, отличное от всех верование или убеждение. Сами римляне не делали больших различий между иудеями и христианами из иудеев, фанатизм одних и вера других, ставили всех их, в глазах римлян на одну планку.

Интересное дополнение о некотором положении внутри иудейского общества того времени, говорят и слова Иисуса: «… тогда тем, кто находится в Иудее, следует бежать в горы. Кто окажется на крыше, пусть не спускается в дом за вещами, и кто в поле, пусть не возвращается за одеждой» (Мф.24:16-18;IBS). Они указывают не только на поспешность, с которой необходимо было покинуть Иудею. Между временем появления «мерзости» до «дней отмщения» проходит около 3-х лет. Это довольно значительный промежуток времени, в течение которого можно собрать не один урожай и сделать большие припасы, и времени вроде бы достаточно, чтобы неспешно собраться, продать выгодно движимое и недвижимое имущество и спокойно покинуть Иудею. Времени достаточно, чтобы хорошо обосноваться в новой местности и выгодно приобрести там надел, но все это можно сделать только в спокойное, мирное время, а не на кануне большой, региональной войны.

Эти слова Иисуса указывают не только на, то, что если не убежать с поспешностью, то можно поддаться влиянию и остаться вместе со всеми. И не только что ненужно привязываться к материальному, нет. Эта фраза скорее отражает те настроения, которые будут преобладать в иудейском обществе тогда. Она вкратце дает ответ на вопрос, который в момент её произнесения не могли даже и представить себе ученики Спасителя. Суть здесь примерно такова. После бегства Цестия Галла с войском в обществе мгновенно возобладали мессианские настроения, направленные на борьбу с язычниками и Римом. После долгих лет унижения перед римлянами (к тому времени около 60 лет), небольшая победа могла рассматриваться как нечто весьма важное и значительное, особенно если учесть, что для иудеев Иерусалим был центром мира. Иметь другую точку зрения означало предавать национальные интересы. Всего через несколько недель, в течение которых римские войска покидали Иудею, в обществе происходит резкая смена настроений. Наконец таки к власти приходят сами иудеи в лице их элит, священства и законоучителей – мечта многих поколений. Устанавливается религиозная власть, со всеми вытекающими последствиями, с ужесточением исполнения религиозных законов, как стремление опереться на поддержку Бога, что является залогом будущего успеха. Также к тому времени Иудея начинает готовиться к отражению римского вторжения. Поэтому каждый, кто не участвовал в жизни тогдашнего общества, мог рассматриваться как предатель и изменник, который достоин только смерти. Остаться означало подвергнуться гонениям и/или умерщвлению.

Как мы знаем, далее к 68 – 69 г.н.э. в результате взаимных обвинений и интриг в Иудее были вырезаны в большинстве своём даже «умеренные» политические партии иудеев. Радикалы же вели «непримиримую борьбу со всеми, кого подозревали в склонности к компромиссу с римлянами» (cyclowiki.org). Поэтому находиться в Иудее или Иерусалиме долгое время, после бегства римлян в 66 г.н.э., было невозможно. Так или иначе, человек соприкасался с соплеменниками с их устремлениями и взглядами, и уже не мог отстаивать свою точку зрения, без риска для своей жизни. Чтобы спастись, необходимо было быстро покинуть Иудею, в течение короткого промежутка времени, даже «не возвращаясь за одеждой», а бежать, необходимо было только в указанное место.


Данная особенность добавляет «палитры» к общей картине произошедшего тогда, и указывает, на то, что будет происходить в будущем, как некий прообраз. В момент времени до восстановления центральной власти будет происходить также и борьба радикальных, религиозных группировок претендующих занять своё, не последнее место в политике. Обещая в награду, за веру и исполнение постулатов, вечные блага здесь или в мире ином, можно будет управлять значительными массами людей. Все же остальные объявляются неверными, с которыми необходимо вести непримиримую борьбу. Понятно, что в такой ситуации жизнь людей резко обесцениться. И это еще одна отличительная особенность «последних времен».

Комментариев нет:

Отправить комментарий