«Какой
признак Твоего пришествия?»
В самом
вопросе содержится достаточно множество смыслов.
Во-первых, ученики не сомневаются, что
Иисус является тем, Кто должен явиться в нужный момент времени, как Мессия. Хотя
они и принимали Иисуса как Мессию, но все же Он не явился всему народу.
Во-вторых, у них имеются какие-то
представления, что должно произойти к моменту прихода Мессии в качестве царя.
Сам вопрос был задан после того, как ученики восхищаются храмом, как
величественным строением, которое должно будет существовать вечно (по их
представлениям).
В-третьих, в вопросе можно усмотреть
некоторый призыв к тому, чтобы Спаситель сделал это (ср.Ин.14:21,22). Когда же
Ты, наконец, явишь себя? Ученики, как и иудеи, по пророчествам, ожидали прихода
Мессии в определённый момент времени.
Все это имеет
непосредственное влияние на ответ Иисуса. Он не только дал некоторые указания и
уточнения, но и помог понять суть того, что произойдёт в будущем. Спаситель
говорит об этом времени, что это «дни отмщения». Таким образом, нас больше
интересует действия учеников, т.е. «избранных». Иерусалим и храм больше не
имеют никого значения, а старое, всего лишь прообраз всего мира, как наглядное
пособие, которое, достигнув своей цели, сосредотачивает внимание на появлении
что-то нового.
Та Иудея и
тот Иерусалим больше не являются приоритетами и это должны были понять ученики,
для своего спасения. За ними не стоит реальной поддержки от Бога. Вся история
спасения, эсхатологическая перспектива теперь касается только учеников Христа,
и она начинается с их бегства. Всё остальное пройденный этап, то, что
оставляется и забывается, как промежуток в истории, то, что только
способствовало появлению конечного результата и самого главного. Это заранее
знал Иисус, когда говорил самарянке: «настанет
такое время, когда вы будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме» (Ин.4:21-24;IBS). И на этот эпизод
обращает внимание только ап.Иоанн, да и то только после разрушения Иерусалима в
70 г .н.э.,
и он единственный кто включил его с своё евангелие. Можно представить себе, что
Спаситель постоянно находился среди иудеев ориентированных только на храм с
амбициями на мировое превосходство. И было трудно преодолевать укоренившиеся
представления и взгляды на будущие события.
Такие амбиции
ставили во главу всего мироздания, известного на тот момент мира – Иудею. И всё что происходило только там, в
Иудее, имело значение. Ведь именно Иерусалим станет править всем миром и будет
его столицей. Такая замкнутость не соответствовала цели прихода Христа: «Бог послал Сына в мир не затем, чтобы
осудить мир, но чтобы спасти его через Сына» (Ин.3:17;IBS). Поэтому любые локальные
события, но происходящие в Иудее воспринимались как глобальные, то, что
пророчествовалось в Писании. Сами иудеи мало задумывались над спасением
язычников и над тем, как это будет осуществлено и т.д.,
Поэтому
произошедшее в 60-х – 70-х годов н.э. можно рассматривать с двух точек зрения:
1.
Происходившее там было прообразом чего-то большего, того, что должно повториться перед
наступлением кончины мира, но только уже в мировом масштабе.
2.
Это локальное
событие. Отказ принять истинного Христа привел к таким ужасающим
последствиям. Локальность события не дает основания полностью сделать вывод,
что точно также будет происходить и в будущем, это скорее общий план и не
более.
Для учеников
Христа, в тот момент когда произносились слова о признаках конца, эти два
понятия были слиты воедино и они никак не отличались. Явление Помазанника
должно произойти в буквальном Иерусалиме, с этим связывалось второе пришествие
Христа, т.е. кончина этого грешного мира, и эти события были неразделимы.
Скорее всего, говорить как-то по-другому не имело смысла, Спаситель и так
открыл истину, которую ученикам трудно принять – Иерусалим и храм перестанут
существовать. Смешанными два этих события оставались довольно долго, до того
момента, пока ап.Иоанну не было дано «Откровение», которое написано было после
разрушения Иерусалима римскими войсками. Да и само указание – «бежать из
Иерусалима» – говорит о том, что многое стало понятно только тогда. Стал бы кто-либо селиться или оставаться в
том месте, которое подвергнется такому ужасному разрушению и уничтожению, точно
зная это заранее?
Если это так,
то можно постараться отделить события, которые должны были произойти только в
Иудее и Иерусалиме от общих событий, предшествующие пришествию Христа, которые
наложены на них. Другими словами разделить то, что произошло в Иерусалиме (70
г.н.э.), от сюжетной линии относительно второго пришествия Христа и выделить
общий план развития этого события. Выделим то, что относится только к
христианам из иудеев того времени (жирным
текстом). Текст взят из Современного перевода (СоП). Обобщенный текст дает
представление об общей сюжетной линии.
Элемент данного сюжета продолжают описанное в книге Даниила и
встречаются далее в книге «Откровение». Ниже приведены тексты трёх евангелий:
От Матфея. (24гл.)
|
От Марка. (13гл.)
|
От Луки. (21гл.)
|
Иисус сидел
на горе Елеонской и пришли к Нему ученики. Будучи наедине с Ним, они
спросили: «Скажи нам, когда это произойдёт? И какое будет знамение твоего
возвращения, и когда наступит конец света?».
|
Позже, когда
Он находился на горе Елеонской, напротив храма, Пётр, Иаков, Иоанн и Андрей,
спросили Его, находясь наедине с Ним: «Скажи нам, когда случится всё это,
какое знамение будет о том, что всё это исполнится на самом деле?»
|
«Учитель, -
спросили они, - когда же это будет? И какое будет знамение перед тем, как это
должно произойти?».
|
В ответ Иисус
сказал: «Смотрите, чтобы никто не обманул вас. Я говорю это, потому что
многие придут от Моего имени и скажут: «Я - Мессия», и многих обманут.
|
Тогда Иисус
стал говорить им: «Берегитесь, чтобы никто не прельстил вас. Многие будут
являться под Моим именем, говоря: «Я -
это Он», и многих прельстят они.
|
Он ответил:
«Остерегайтесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие будут приходить
под Моим именем и будут говорить: «Я - Христос» или «Время настало». Но не следуйте за ними.
|
И услышите вы
шум битвы неподалеку, и узнаете о битвах вдалеке от вас. Но смотрите, не
тревожьтесь. Это всё должно произойти, но это еще не конец. Да, и поднимется
народ на народ и царство на царство. Будет голод и землетрясения повсюду, но
это будет лишь началом ваших испытаний, подобно тому, как женщина мучается в
родах.
|
Когда вы
услышите о войне или до вас дойдут рассказы о войнах, не тревожьтесь: это
должно случиться, но это еще не конец. Ибо восстанет народ против народа и
царство против царства. В различных местах будут землетрясения, и наступит
голод. Это будет подобно родовым мукам.
|
И когда
услышите о войнах и возмущениях не пугайтесь, ибо всё это должно произойти
сначала, и лишь после того настанет конец. Потом Он сказал им: «Народ
поднимется против народа и царство против царства. И будут великие
землетрясения, голод, болезни и разные другие напасти во многих местах, и
ужасные явления, и будут великие знамения с небес.
|
И предадут
вас на мучения и смерть. Вас будут ненавидеть все народы, ибо вы мои ученики.
|
Но будьте
осторожны, ибо преданы будете суду и будут вас бить в синагогах, и вы предстанете перед правителями и царями,
чтобы свидетельствовать перед ними обо Мне.
|
Но, прежде
всего вас схватят и будут всячески преследовать: за Меня вас будут судить в синагогах, бросать в
темницы, и заставят вас держать ответ перед царями и правителями. Это будет
вам для того, чтобы свидетельствовать обо Мне.
|
Многие будут
разочарованы и отвернутся от веры, они будут предавать, и ненавидеть друг
друга.
Появится
множество лжепророков и многих обманут.
Из-за того,
что беззаконие будет возрастать, любовь многих учеников охладеет. Но тот, кто
вытерпит всё до конца, спасен будет.
|
|
|
Эта благая
весть о Царстве будет провозглашена по всему миру для всех народов, а потом
наступит конец.
|
Но прежде вы
должны нести благую весть ко всем народам.
|
|
|
И когда бы ни
схватили вас и ни повели в суд, не беспокойтесь заранее о том, что сказать, а
говорите то, что дано вам будет в тот час, ибо не вы будете говорить, а Дух
Святой.
|
И потому
положите себе не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дарую вам мудрость и
вложу в ваши уста такие слова, что ни один из ваших противников не сможет ни
противостоять вам, ни опровергнуть вас.
|
|
И брат
предаст смерти брата, а отец своих детей. И дети поднимутся против родителей
и отдадут их на смерть.
|
Но вы будете
преданы и родителями, и братьями, и родными, и друзьями вашими.
|
|
Из-за Меня
вас будут ненавидеть. Но тот, кто выдержит до конца, спасётся.
|
И умерщвлены
будут некоторые из вас, и будут ненавидеть вас за имя Моё. Ни один волос с
вашей головы не падёт, ибо долготерпением вы спасаете души ваши».
|
И потому,
когда увидите вы ту мерзость запустения, о которой вещал пророк Даниил,
стоящую на святом месте (пусть поймёт читающий это),
|
Когда вы
увидите мерзость запустения, царящую там, где ей не следует - читающий это
должен понимать, что это значит, -
|
«Когда же увидите Иерусалим окружённый
войсками, знайте, что близко его разрушение.
|
пусть все те, кто будет в Иудее, скроются в горах;
тот, кто будет на крыше, пусть не спускается вниз за пожитками своими; тот,
кто будет в поле, путь не возвращается домой за одеждой своей. Горе
беременным и грудью кормящим! Молитесь, чтобы
не зима была и не суббота, когда всё это случится и вам придётся убегать.
|
Тогда те, кто находится в Иудее, должны бежать в горы. И кто будет на крыше
своего дома, не должен спускаться вниз и заходить в дом, чтобы взять что-либо
оттуда, а кто будет в поле, пусть не возвращается назад за своей одеждой.
Горе будет в те дни беременным и кормящим грудью. Молитесь, чтобы не
случилось это зимой.
|
Тогда находящиеся в Иудее должны бежать в горы,
те, кто в городе, должны выйти из него, а кто в селениях, пусть не входят в
город, ибо это будут дни наказания, когда исполниться всё написанное. Горе в
те дни беременным и кормящим грудью,
|
И будут в то
время бедствия великие, каких никогда не случалось от начала мира и до сего
дня, и каких никогда больше не произойдёт. И более того, если бы Господь не
решил сократить эти дни, то никто бы не спасся. Но ради избранных Своих Он
сократит эти дни.
|
Ибо те дни
будут страшным бедствием, какого не случалось ещё с сотворения Богом мира и
до сегодняшнего дня, и после никогда больше не будет. И если бы Господь не
сократил те дни, то никто не спасся бы. Но Он сократил их ради избранных
Своих.
|
ибо будет
великое бедствие на земле,
|
|
|
и гнев Божий падёт на этот народ. И падут они от меча, и поведут их
пленниками к другим народам; и язычники
будут попирать ногами своими Иерусалим, пока не истечёт их время».
|
Если кто-то
скажет вам в это время: «Смотрите! Вот Мессия!» или «Вон Он!», то не верьте
ему, потому что появятся лжехристы и лжепророки и будут совершать чудеса и
творить знамения, пытаясь, если удастся, обмануть даже избранны. Смотрите же,
Я предупредил вас заранее, так что если скажут вам: «Смотрите! Он в пустыне!», то не ходите туда. Или если скажут: «Смотрите, Он скрывается в одной из
дальних комнат», то не верьте им, ибо, подобно тому, как молния
вспыхивает на востоке и проносится по небу к западу, так и Сын Человеческий
появится. И там, где будет труп, соберутся орлы.
|
И если
кто-нибудь скажет вам: «Смотрите, вот Христос!», или: «Вот Он!», не верьте
тому человеку, ибо появятся лжехристы и лжепророки, и будут являть вам
знамения и чудеса, чтобы если удастся, обмануть избранных. Так что
берегитесь, Я предупредил вас.
|
|
И сразу же
после этого бедствия в те дни солнце померкнет, и луна перестанет светить, и
звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются.
|
Но в те дни,
после того, как случится беда, «Померкнет солнце, и луна не будет светить, и
звёзды будут падать с неба, и силы небесные поколеблются».
|
«И будут
знаменья на солнце, на луне и на звёздах, на земле же отчаяние народов и
смятение от грохота и волнения морского. Люди ослабеют от страха и ужаса
перед бедствиями, надвигающимися на землю, ибо силы небесные будут
поколеблены.
|
В то время на
небе появится знамение Сына Человеческого. И станут скорбеть все племена
земные, и увидят они Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных во
всей Своей силе и славе великой.
|
И тогда они
увидят Сына Человеческого, грядущего в облаках с великой силой и славой,
|
Тогда увидят
они Сына Человеческого, несомого на облаке, во всей силе и славе Его великой.
|
И громким
звуком трубы пошлёт Он ангелов Своих и соберут они избранных отовсюду, от
одного края небес до другого.
|
и Он пошлёт
вперёд ангелов и соберёт Своих избранных с четырёх сторон света, от края
земли до края неба.
|
|
|
|
И когда
начнет все это сбываться, не страшитесь, а поднимите головы, ибо близко ваше
освобождение».
|
Хотя некоторые не совсем согласны
с приведённым выше разделением, тем не менее, как мы увидим далее, это не имеет
решающего значения. Далее мы постараемся выделить основную суть сказанного
Христом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий