«Мерзость запустения». II век до н.э.
Продолжение.
Т.е. можно
приблизительно выделить некий план, которым располагали ученики Иисуса. На их
представлении отражались исторические события, связанные с войной и победой над
царём северным. Активные действия царь северный начинает примерно в 170 г . до н.э. Апогеем его
действия является 167 г .
до н.э, когда он оскверняет святилище Иерусалимского храма. Также царь
опирается на прогречески настроенную часть
элиты, которую можно отнести к предателям, отступникам и нечестивцам. После
иудейского восстания в 165 г .
до н.э., организовать полноценный поход против Иерусалима, мешает обстановка на
восточных и северных окраинах царства («слухи с востока и севера»). Они
отвлекают его настолько, что он не в состоянии реагировать на какие-то события
в Иерусалиме. Для него они становятся мене значимыми и второстепенными.
Посланные им
в Иудею часть войска было разбито, что оказало удручающее действие на Антиоха IV. Царь, отправившись на восток и север своих
владений в военный поход, внезапно умирает, с чем и заканчиваются дальнейшие
притязания на Иудею со стороны царя северного. Весь период занимает
приблизительно 6,5 - 7 лет (в зависимости от того, как вести отсчет, для нашего
же исследования важны не точные даты, а только сценарий развития событий).
Такое значимое событие как утрата и восстановление поклонения в храме было
увековечено в иудейском празднике Ханука.
Другими
словами, такие выражения как: «… слухи с востока и севера встревожат его, и
выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих»
(Дан.11:44), могли пониматься однозначно на примере того, что уже произошло в
истории. Это нечто, что отвлекло бы царя северного от решающего броска,
распылило бы его силы и сохранило, таким образом, от уничтожающего удара народ
Бога.
Слова
Спасителя «бегите в горы» (Лк.21:21),
также не были какой-либо неожиданностью для учеников или чем-то непонятным,
требующим дополнительных разъяснений. Да и сам вопрос: «скажи нам когда это будет и какой признак Твоего пришествия?» (Лк.21:7)
скорее всего, имеет корни и берет своё начало именно в этих исторических
событиях, он возникает не просто так или из неоткуда, нет, это то, что
волновало и было актуально, особенно если вспомнить события 200 летней
давности. Нечто подобное ожидалось, скорее всего, и впоследствии. Ведь иудеи
хорошо знали пророчества и именно из недр этих знаний и рождается это волнующий
вопрос*. Т.е. в иудейском обществе того времени было некоторое понимание того,
что должно произойти перед появлением Мессии, наподобие: «после того как
случится это и это, то до появления Мессии, как царя, (и царства Божьего) рукой
подать …». Для апостолов и учеников Мессия уже явился в лице Иисуса, но для них
остается актуальным вопрос: когда же Он явит себя миру?, как это всеми ожидалось.
У них имеется некое не соответствие с тем, на что они надеялись и тем, чему
учит Иисус (ср.Ин.14:22 с Лк.19:11). Все это отражается на их поведении,
особенно в последние дни и часы перед арестом Спасителя.
Примечание.
Ну не просто же так ученики задали этот вопрос, если учесть еще, что они не
совсем понимали чем должен закончится земной путь Христа, а Сам Спаситель
постоянно пребывает вместе с ними. Конечно, можно предположить, что они
спрашивали о том, когда буквально Иисус, в котором они не сомневались, что это
Мессия, воцариться. Но, судя по вопросу, так или иначе, они спрашивали о
событиях предшествовавших этому. А последовательность таких событий они знали
из пророчеств и вот они пребывают с Иисусом, а указанные события так и не
наступают (есть чудеса и исцеления, популярность в народе и т.д., но не более).
Иисус направляет их внимание на это говоря, что «не останется здесь камня на
камне» (Мф.24:2) и далее ученики, понимая, о чём идёт речь задают вопрос об
этих событиях. Ответ Иисуса поражает их.
На диаграмме
ниже показаны события 170 – 164 г. до н.э.:
События
хорошо вписываются в то, что было сказано в Даниил 11:29-45:
«В назначенное время опять пойдет он на юг;
но последний [поход] не такой будет, как прежний, ибо в одно время с ним придут
корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от
святаго завета.
И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и
прекратит ежедневную жертву, и поставит
мерзость запустения. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к
себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И
разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа
…
Под
конец же времени сразится с ним
царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами,
всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и
пройдет через них. И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области
пострадают … не спасется и земля Египетская. … Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей
ярости, чтобы истреблять и губить многих,
и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не
поможет ему».
Как видно из
приведенных текстов, два сюжета – действие Антиоха
IV и заключительные действия перед кончиной мира, тесно переплетены между собой
и накладываются друг на друга. Некоторые детали пророчества не исполнились, но
план действий и последовательность событий, скорее всего, ожидались именно в
таком чередовании. Если следовать той же логике и не разделять этих два
события, то последовательность событий будет следующей.
Царь северный
начинает своё противостояние с царём
юга и практически одолевает его, но начатое
не доводит до конца в силу тех или иных обстоятельств. После этого он
начинает действовать против «святого
завета», укрепляя своё влияние и власть, вступает в соглашение с отступниками. Оскверняет святилище
(поставит мерзость запустения) и преследует «чтущих Бога». В конечном итоге царь северный одолевает царя южного, но
некие слухи с «востока и севера»
тревожат его, он не сможет завершить начатые действия против «преславного
святилища» и исчезает с мировой арены
навсегда.
Если не
объединять упомянутых два сюжета, то последовательность такова: царь северный
сразу одолевает своего соперника,
входит в прекраснейшую из земель, т.е. распространяет свою власть на территорию
Иудеи, устанавливает запрет на любое
поклонение кроме себя. Встревоженный
слухами отвлекается (в нашем обзоре отправляется
в военный поход), после чего погибает.
Сюжет с
Антиохом IV только дополняет основное повествование
и не более (не совпадая в некоторых деталях), его можно отбросить и это никак
не повлияет на последовательность последних действий царя. Сами исторические
действия помогают нам понять детали и мотивы поведения.
Чем же отличались события во 2 в. до н.э. оттого что изложил
Спаситель ученикам? Первое, храм в
те времена, несмотря ни на что, остался в неприкосновенности, а по словам
Иисуса теперь он должен быть разрушен и при том до основания. Храм должен
прекратить своё существование и одно это уже не вписывалось в сознание
учеников. Храм, как некий «посредник» между Богом и людьми вдруг буквально
исчезнет, о ужас! (Вот как люди будут взаимодействовать теперь с Богом?, для
иудейского сознания это просто не мыслимо). И действительно, с другой стороны,
как же может позволить всемогущий Бог так развиваться событиям? Хотя разрушение
храма уже и происходило в истории, но здесь все события должны будут
разворачиваться перед самой кончиной мира, в сознании учеников (а это не
наказание непослушного народа в некоторой исторической перспективе перед
приходом Мессии, нет). Только со временем стало понятно, что это не просто
допущение, а некий план осуществления чего-то нового для понимания учеников.
Второе. Также неким необычным указанием могло служить полный
нейтралитет во всех будущих событиях, а отсюда ненависть и злоба соплеменников
к последователям Иисуса, которые жаждали такого личного и непосредственного
собственного вмешательства. Предыдущие в истории «бегство в горы» это
вынужденная мера спасения, для того чтобы собрать силы и дать более мощный
отпор врагам народа (а значит и Бога, в сознании иудеев). Но вот вообще неучастие
в таком «богоугодном» деле могло рассматриваться как предательство, и сам факт
этого мог сильно испытывать веру учеников. И это, скорее всего, опять таки
нечто новое, что встречают ученики из указаний Спасителя. Ведь приход Мессии
мыслился буквальная как победа над врагами (вот, где нужно проявлять веру, ой а
как иногда хочется дать «подзатыльник» ну явным «козлам»). Но теперь кто враги,
а кто нет, решает только Бог, какими бы богоизбранными не ощущали себя иудеи (а
впоследствии и христиане) и как бы не склонялись к этому они даже на основании
Писания, как им казалось. И как мы видим в рассматриваемых нами главах (о
признаках и кончине мира) этому вопросу посвящено не мало строк и указаний
Спасителя, именно аудитории из иудеев (и как мы увидим в исторических
воспоминаниях как поступали иудеи, не внявшие словам Спасителя).
Третье. Хотя это сейчас кажется очевидным и даже обыденным, но
для иудея той поры это могло выглядеть необычным и где-то даже шокирующим.
Иисус говорит о спасении из всех народов, где должна пройти проповедь. И такое
спасение не различает где кто, будто бы иудей или язычник. Конечно евангелия,
где и встречаем мы эти слова, писались намного позже, тогда когда уже был открыт
вход и язычникам. Но во времена ответа Иисуса (на горе Елеонской) это могло
восприниматься совсем по-другому. Хотя Свои слова Иисус обращает именно к
ученикам из иудеев и именно на них ложится первичная ответственность по
распространению вести в те времена (эта тема отдельных рассуждений, надеюсь мы
до неё еще доберёмся, ну там о «верном и благоразумном рабе» и т.д.).
Можно сказать, что с первых же слов Спасителя план,
имевшийся у иудеев того времени ну никак не вписывался в сказанное, хотя для
нас он и кажется чем-то общим и обыденным.
Продолжим исторический обзор в следующей теме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий