четверг, 16 августа 2018 г.

«Мерзость запустения». II век до н.э.
Продолжение.

Т.е. можно приблизительно выделить некий план, которым располагали ученики Иисуса. На их представлении отражались исторические события, связанные с войной и победой над царём северным. Активные действия царь северный начинает примерно в 170 г. до н.э. Апогеем его действия является 167 г. до н.э, когда он оскверняет святилище Иерусалимского храма. Также царь опирается на прогречески настроенную часть элиты, которую можно отнести к предателям, отступникам и нечестивцам. После иудейского восстания в 165 г. до н.э., организовать полноценный поход против Иерусалима, мешает обстановка на восточных и северных окраинах царства («слухи с востока и севера»). Они отвлекают его настолько, что он не в состоянии реагировать на какие-то события в Иерусалиме. Для него они становятся мене значимыми и второстепенными.

Посланные им в Иудею часть войска было разбито, что оказало удручающее действие на Антиоха IV. Царь, отправившись на восток и север своих владений в военный поход, внезапно умирает, с чем и заканчиваются дальнейшие притязания на Иудею со стороны царя северного. Весь период занимает приблизительно 6,5 - 7 лет (в зависимости от того, как вести отсчет, для нашего же исследования важны не точные даты, а только сценарий развития событий). Такое значимое событие как утрата и восстановление поклонения в храме было увековечено в иудейском празднике Ханука.

Другими словами, такие выражения как: «… слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих» (Дан.11:44), могли пониматься однозначно на примере того, что уже произошло в истории. Это нечто, что отвлекло бы царя северного от решающего броска, распылило бы его силы и сохранило, таким образом, от уничтожающего удара народ Бога.

Слова Спасителя «бегите в горы» (Лк.21:21), также не были какой-либо неожиданностью для учеников или чем-то непонятным, требующим дополнительных разъяснений. Да и сам вопрос: «скажи нам когда это будет и какой признак Твоего пришествия?» (Лк.21:7) скорее всего, имеет корни и берет своё начало именно в этих исторических событиях, он возникает не просто так или из неоткуда, нет, это то, что волновало и было актуально, особенно если вспомнить события 200 летней давности. Нечто подобное ожидалось, скорее всего, и впоследствии. Ведь иудеи хорошо знали пророчества и именно из недр этих знаний и рождается это волнующий вопрос*. Т.е. в иудейском обществе того времени было некоторое понимание того, что должно произойти перед появлением Мессии, наподобие: «после того как случится это и это, то до появления Мессии, как царя, (и царства Божьего) рукой подать …». Для апостолов и учеников Мессия уже явился в лице Иисуса, но для них остается актуальным вопрос: когда же Он явит себя миру?, как это всеми ожидалось. У них имеется некое не соответствие с тем, на что они надеялись и тем, чему учит Иисус (ср.Ин.14:22 с Лк.19:11). Все это отражается на их поведении, особенно в последние дни и часы перед арестом Спасителя.

Примечание. Ну не просто же так ученики задали этот вопрос, если учесть еще, что они не совсем понимали чем должен закончится земной путь Христа, а Сам Спаситель постоянно пребывает вместе с ними. Конечно, можно предположить, что они спрашивали о том, когда буквально Иисус, в котором они не сомневались, что это Мессия, воцариться. Но, судя по вопросу, так или иначе, они спрашивали о событиях предшествовавших этому. А последовательность таких событий они знали из пророчеств и вот они пребывают с Иисусом, а указанные события так и не наступают (есть чудеса и исцеления, популярность в народе и т.д., но не более). Иисус направляет их внимание на это говоря, что «не останется здесь камня на камне» (Мф.24:2) и далее ученики, понимая, о чём идёт речь задают вопрос об этих событиях. Ответ Иисуса поражает их.

На диаграмме ниже показаны события 170 – 164 г. до н.э.:


События хорошо вписываются в то, что было сказано в Даниил 11:29-45:

«В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний [поход] не такой будет, как прежний, ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета.

И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа

Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают … не спасется и земля Египетская. … Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему».

Как видно из приведенных текстов, два сюжета – действие Антиоха IV и заключительные действия перед кончиной мира, тесно переплетены между собой и накладываются друг на друга. Некоторые детали пророчества не исполнились, но план действий и последовательность событий, скорее всего, ожидались именно в таком чередовании. Если следовать той же логике и не разделять этих два события, то последовательность событий будет следующей.

Царь северный начинает своё противостояние с царём юга и практически одолевает его, но начатое не доводит до конца в силу тех или иных обстоятельств. После этого он начинает действовать против «святого завета», укрепляя своё влияние и власть, вступает в соглашение с отступниками. Оскверняет святилище (поставит мерзость запустения) и преследует «чтущих Бога». В конечном итоге царь северный одолевает царя южного, но некие слухи с «востока и севера» тревожат его, он не сможет завершить начатые действия против «преславного святилища» и исчезает с мировой арены навсегда.

Если не объединять упомянутых два сюжета, то последовательность такова: царь северный сразу одолевает своего соперника, входит в прекраснейшую из земель, т.е. распространяет свою власть на территорию Иудеи, устанавливает запрет на любое поклонение кроме себя. Встревоженный слухами  отвлекается (в нашем обзоре отправляется в военный поход), после чего погибает.

Сюжет с Антиохом IV только дополняет основное повествование и не более (не совпадая в некоторых деталях), его можно отбросить и это никак не повлияет на последовательность последних действий царя. Сами исторические действия помогают нам понять детали и мотивы поведения.

Чем же отличались события во 2 в. до н.э. оттого что изложил Спаситель ученикам? Первое, храм в те времена, несмотря ни на что, остался в неприкосновенности, а по словам Иисуса теперь он должен быть разрушен и при том до основания. Храм должен прекратить своё существование и одно это уже не вписывалось в сознание учеников. Храм, как некий «посредник» между Богом и людьми вдруг буквально исчезнет, о ужас! (Вот как люди будут взаимодействовать теперь с Богом?, для иудейского сознания это просто не мыслимо). И действительно, с другой стороны, как же может позволить всемогущий Бог так развиваться событиям? Хотя разрушение храма уже и происходило в истории, но здесь все события должны будут разворачиваться перед самой кончиной мира, в сознании учеников (а это не наказание непослушного народа в некоторой исторической перспективе перед приходом Мессии, нет). Только со временем стало понятно, что это не просто допущение, а некий план осуществления чего-то нового для понимания учеников.

Второе. Также неким необычным указанием могло служить полный нейтралитет во всех будущих событиях, а отсюда ненависть и злоба соплеменников к последователям Иисуса, которые жаждали такого личного и непосредственного собственного вмешательства. Предыдущие в истории «бегство в горы» это вынужденная мера спасения, для того чтобы собрать силы и дать более мощный отпор врагам народа (а значит и Бога, в сознании иудеев). Но вот вообще неучастие в таком «богоугодном» деле могло рассматриваться как предательство, и сам факт этого мог сильно испытывать веру учеников. И это, скорее всего, опять таки нечто новое, что встречают ученики из указаний Спасителя. Ведь приход Мессии мыслился буквальная как победа над врагами (вот, где нужно проявлять веру, ой а как иногда хочется дать «подзатыльник» ну явным «козлам»). Но теперь кто враги, а кто нет, решает только Бог, какими бы богоизбранными не ощущали себя иудеи (а впоследствии и христиане) и как бы не склонялись к этому они даже на основании Писания, как им казалось. И как мы видим в рассматриваемых нами главах (о признаках и кончине мира) этому вопросу посвящено не мало строк и указаний Спасителя, именно аудитории из иудеев (и как мы увидим в исторических воспоминаниях как поступали иудеи, не внявшие словам Спасителя).

Третье. Хотя это сейчас кажется очевидным и даже обыденным, но для иудея той поры это могло выглядеть необычным и где-то даже шокирующим. Иисус говорит о спасении из всех народов, где должна пройти проповедь. И такое спасение не различает где кто, будто бы иудей или язычник. Конечно евангелия, где и встречаем мы эти слова, писались намного позже, тогда когда уже был открыт вход и язычникам. Но во времена ответа Иисуса (на горе Елеонской) это могло восприниматься совсем по-другому. Хотя Свои слова Иисус обращает именно к ученикам из иудеев и именно на них ложится первичная ответственность по распространению вести в те времена (эта тема отдельных рассуждений, надеюсь мы до неё еще доберёмся, ну там о «верном и благоразумном рабе» и т.д.).

Можно сказать, что с первых же слов Спасителя план, имевшийся у иудеев того времени ну никак не вписывался в сказанное, хотя для нас он и кажется чем-то общим и обыденным.


Продолжим исторический обзор в следующей теме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий