понедельник, 6 августа 2018 г.

Изображение зверя. Откровение 13 гл.

В описании Иоанна (Откр.13:1-10) можно встретить черты зверей описанных в Даниила (Дан.7:3-7,23-26): «был похож на леопарда, но у него были медвежьи лапы и львиная пасть» (Откр.) и «Первый - как лев, … еще зверь, второй, похожий на медведя, …  вот еще зверь, как барс» (Дан.). Можно предположить, что здесь Иоанн указывает на некоторое международное или мировое происхождение зверя, как это описывается и в других отрывках Откровения (см.Откр.17:13). Последний зверь включает в себя черты своих предшественников (части, отличительные особенности, благодаря которым те звери…). Это не отдельно взятая держава, добившаяся больших успехов на некотором ограниченном пространстве. Корни последнего зверя происходят и от тех держав и народов, которые господствовали до этого и были известны на момент написания Откровения. Другими словами это не какие-либо империи или государства, претендующие на мировое лидерство будто бы: Англии, США, Европа, Китай, Россия и т.д. возникающие или еще возникнувшие в истории, нет, все они не подходят под это описание. Власть получит именно мировой зверь, так, как на это указывает Иоанн: «И кто может с ним сразиться?!». Власть будет дана этому зверю на короткий промежуток времени (42 месяца или 1260 дней), который также указан при описании зверя. Т.е. может оказаться и так, что те кто претендует на мировое господство и власть в данный момент, не получат её никогда или не в том виде в каком они это себе представляют, до наступления описанных событий. В Откровении описана структура не подходящая по описанию на данный момент никакой из имеющихся властей или держав.

Далее в Откр. 13 гл. мы встречаем два зверя. Второй из них «выходит из земли, у него были два рога, как у ягнёнка» (Откр.13:11,СоП). Далее он упоминается как лжепророк: «И увидел я тогда зверя и царей земных вместе с войсками их, собравшихся воевать с Сидящим на коне…. Но схватили зверя вместе с лжепророком» (Откр.19:19,20,СоП, см.также 21:1). Этот зверь останется в живых до самого решающего сражения и будет повержен и убит именно в нем. Погибнет не от рук людей, а от небесного вмешательства.

Второй зверь имеет другое предназначение и пользуется данной ему властью по другому, чем первый зверь, хотя и в интересах первого. Он исполняет роль «лжепророка» и старается, чтобы все люди поклонялись не ему, а первому зверю.

 «И велит он живущим на земле сделать изображение первого зверя…. И дозволено ему было вдохнуть жизнь в изображение первого зверя, чтобы это изображение могло не только говорить, но и приказывать (говорило и убивало, перевод Кузнецовой) убивать всех, кто не будет поклоняться ему».

Изображение, о котором сказано здесь, напоминает изображение богов. Такие изображения или идолы были распространены во времена Иоанна среди различных народов. Однако это не просто изображение идолов, а изображение зверя. Зверь представляет собой установленное правление, политическое устройство. Во времена Иоанна подобный зверь также существовал, и такое поклонение было широко распространено. Так Иоанн хорошо понимал суть показанного действия в видении.

Во дни Иоанна в Римской империи было широко распространено поклонение императору. Такое поклонение можно назвать поклонением политической системе того времени, силе и власти, как источнику все получаемых человеком благ. Во многих городах Римской империи устанавливались специальные жертвенники, на которых зажигали огонь. Каждый человек, проходящий мимо, должен был в знак преданности императору воскурить на огне специальное средство (стоящее рядом). Этим люди производили акт поклонения императору. На таких жертвенниках, как и на монетах того времени, делалось изображение императора, его портрет, или писалось его имя. Так, что те, кто совершали данный акт, могли знать, кому они поклоняются, кому они как бы и обязаны всем благам, которые имели. Императору поклонялись и возносили почести как богу.

Иоанн описывает, что это изображение имело большую власть, и было буквально живое. Не почитание культа расценивалось как нелояльность по отношению к власти. Такие люди считались злейшими врагами общества, не желающими признавать общественные достижения, совершенные обществом (а значит и государственного устройства). К ним принадлежали первые христиане. За отказ поклоняться императору христиан арестовывали и могли приговорить к казни.

Эти люди буквально испытали смерть за то, что не поклонялись «изображению зверя». Солдаты, охранявшие жертвенники императору приглашали людей пройти данный обряд, и каждый, кто отказывался перед изображением воскурять, мог в конечном итоге потерять жизнь.

Таким образом, изображение как бы было живое. Оно как бы «смотрело» на людей, и кто не поклонялся ему, оно как бы «приказывало» убивать. С этим изображением нельзя было обращаться как с не живым предметом, камнем или еще чем-либо (колоть орехи), оно внушало страх и многие люди поклонялись ему как живому. Стирание границ между живым и не живым в поклонении наделяет простой предмет чертами «божественности», «всезнания» и постоянного присутствия, а значит и мудрости. Всё это приводит к размыванию рамок самого предмета поклонения (камня, дерева и т.д. из которого сделан предмет или нанесено изображение), делая изображение как бы живым. Этот образ был весьма понятен Иоанну, ведь на время написания Откровения приходится пик преследования христиан.

В более подробном описании Иоанна, появление второго зверя в какой-то степени закономерно. Любая политическая сила или власть существует не сама по себе, а опирается на силу, науку, технологии, производство и т.д., а также на некоторую идеологию или представление о том, как необходимо действовать и организовывать пространство вокруг себя. Нечто подобное мы встречаем в Исходе. Фараон при вынесении решений опирался на своих советников и магов, которым удалось совершить некоторые из чудес, которые сделал Моисей. Эти маги подобно лжепророкам ввели в заблуждение фараона и всех, кто мог наблюдать их чудеса, оставляя впечатление, что это одни из рядовых событий, что могло склонить людей на сторону фараона или укоренить их мнение (Исх.7:22; 7,8 гл.). Подобный сюжет мы встречаем и в Откровении. Что это за организация (или контора), и что она будет из себя представлять во времена появления зверя? Одно только понятно, что она будет обладать достаточными финансовыми, научными, техническими и технологическими возможностями для достижения значительных результатов. Результаты будут как действительными, так и мнимыми, т.е. ложными, они будут создавать некоторое впечатление в перспективность выбранного пути. Например, открытия и успехи в медицине смогут значительно продлить жизнь человека, а в перспективе сделать её чуть ли не вечной. Или появятся реальные возможности путешествия на другие планеты с намёком на то, что там когда-то была жизнь или внеземные цивилизации и т.д. Хотя возможно, каких-то конкретных доказательств может и не быть, но появиться много перспектив, что именно так и будет (вот-вот и цель достижима, осталось еще немного вложиться в исследования).

Видение указывает пророческим образом на будущее исполнение. Во время конца будет происходить нечто подобное. Как и тогда все, кто не будет преданно относиться к политическим властям, будет, преследуем, так, что даже может лишится жизни. Далее Иоанн видит следующее (Откр.13:16-18,СоП):

«Он (зверь) принудил всех людей, малых и великих, богатых и бедных, свободных и рабов, чтобы они дали отметить себя клеймом на правой руке или на лбу, чтобы никто не мог ни продавать, ни покупать ничего у того, у кого нет такого клейма, а клеймо было – имя зверя или число, означающие его имя. … значение числа зверя оно соответствует человеческому числу. Число это - шестьсот шестьдесят шесть».

Во времена Римской империи буквы алфавита означали также и числа. Любое слово или имя можно было буквально представить в виде чисел стоящими за буквами. Просуммировав эти числа, получим число этого имени. В те времена такие вычисления были весьма популярны. В Помпеях, например, сохранилась надпись на стене: «Я люблю девушку, имя которой 545», обнаруженная после раскопок.

Рабов в Римской империи метили специальным клеймом. Это клеймо не только выдавало, что этот человек раб, но по нему можно было определить, кому принадлежит раб. Зная, кому принадлежит раб, торговец на рынке мог давать товар этому рабу в долг. Дать что-либо рабу состоятельного и знатного господина, то же самое, что дать в долг самому хозяину. Бить или унижать раба знатного господина, значит, нанести ему оскорбление. Поэтому рабы с клеймом знатных господ пользовались некоторыми преимуществами и даже обладали некоторой властью, имели некоторое покровительство своих господ и могли прикрываться именем своего господина.

Символ показывает, что те, кто не имеют клейма (или не принадлежит зверю), становятся вне системы в любом отношении. На таких людей накладываются жесткие ограничения и в экономическом плане в частности.

К теме зверя будет весьма интересно вернуться немного позже, и мы только вскользь упомянули о нём. Здесь мы выходим немного за рамки, не рассмотрев последовательность эсхатологических событий. С это мы и начнём в следующих статьях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий