воскресенье, 19 августа 2018 г.

«Отступники».

Также интересно проследить исторические события, связанные с упомянутыми в пророчестве «отступниками» того времени (http://www.ejwiki.org/wiki/):

«Уже в самом начале своего царствования Антиох стал вмешиваться во внутренние дела Иерусалима: он сместил первосвященника Хоньо III и назначил вместо него его брата Ясона, обещавшего увеличить подать, которую Иудея вносила в царскую казну. С согласия Антиоха Ясон ввел существенные изменения в политический и общественный строй Иерусалима, целью которых, по-видимому, было превращение города в автономный эллинистический полис Антиохию.
Статус полиса был связан с внедрением греческих форм общественно-политической жизни, включая такой языческий институт, как гимнасий. Существование в священном городе связанного с языческими культами Гермеса и Геракла гимнасия, которому предназначалось унаследовать роль Храма как центра общественной жизни, оскорбляло чувства широких кругов еврейского населения.
Вскоре Ясон был смещен, и первосвященником стал Менелай, внесший за свое назначение крупную сумму денег в царскую казну. Не принадлежавший к первосвященническому роду Менелай был в полной зависимости от престола, и верность царю была единственной гарантией его власти. При содействии Менелая Антиох ограбил Иерусалимский храм, вызвав тем самым возмущение в народе».

Однако за всеми этими событиями стояли люди из местной знати, которые помогали Антиоху проводить начатую им политику и советовали делать те или иные назначения.

«В начале 2 в. до н. э. к власти в Иерусалиме пришли эллинизированные круги, во главе которых стояли представители богатых аристократических семейств, в частности, Иосеф бен Товия и его сын Гиркан. Первоначально эллинизаторская деятельность этих кругов ограничивалась общественной сферой и не распространялась на культурную и религиозную стороны еврейской жизни.
Первосвященник Ясон зашел столь далеко, что не только создал в Иерусалиме греческие образовательные институты — гимнасий и эфебейон, но и сделал из Иерусалима греческий город Антиохия Иерусалимская.
Однако Ясон выглядит весьма умеренным эллинизатором по сравнению с Менелаем, который не принадлежал к первосвященническому роду и получил назначение на этот пост от греческих властей в обмен на уплату большого денежного взноса в царскую казну.
Антиох IV … проводит политику эллинизации как средство унификации своего царства. Его собственное имя Епифан (Бог, явленный) как претензия на божественность было неприемлемо для ортодоксальных евреев, так как противоречило Десяти заповедям.
Некоторые исследователи полагают, что именно Менелай и его сторонники побудили Антиоха IV Епифана начать гонения на иудаизм (167 г. до н. э.), чтобы таким образом подавить восстание хасидеев (бук. «благоверный»), которых поддерживали жители Иерусалима, против эллинизаторов. …
Гонения Антиоха вызвали широкий отпор в среде евреев, вылившийся в восстание Маккавеев. Во время этого восстания проявился антагонизм между более или менее эллинизированной городской аристократией, искавшей компромисса с греческим образом жизни, и широкими массами городского и сельского населения, преданными национальной религиозной традиции. …
Эта терпимость и даже благосклонность царского двора и тесно связанных с ним саддукеев к греческой культуре была одной из причин возникновения движения фарисеев».

Одним из влиятельнейших семейств вмешивающихся в ход событий были:

«Тобиады, сыны Товии …, влиятельное семейство в Иудее в эпоху Второго Храма, оказывавшее решающее влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь страны со времени Нехемии (445 до н. э.) до восстания Хасмонеев (167 до н. э.).
Тобиады происходили из «страны Товии» в южном Гиладе в Заиорданье, которая оставалась их постоянной резиденцией. Центром этой «страны» была Бирта-Аммон (`аммонская крепость`; ныне Ирак-ал-Амир…), главное здание которой служило, по-видимому, святилищем.
Когда Нехемия прибыл в Иерусалим в 445 г. до н. э., некий Товия обладал в Иудее значительным влиянием. Нехемия называет его «аммонитский слуга» (Нех. 2:10, 19 (Неем. в рус. Библ.)). По-видимому, титул «слуга» указывает, что его обладатель был важным сановником в персидской администрации, возможно даже — губернатором Аммона.
Хотя резиденция Товии была в Гиладе, он был тесно связан, в том числе и брачными узами (Нех. 6:17), с аристократическими семействами Иерусалима и Самарии (в частности, с Санваллатом I).
Иосеф бен Товия был налоговым откупщиком в царствование Птолемея III Эвергета (245–221 до н. э.). … Гиркан бен Иосеф, младший сын Иосефа бен Товии. Иосиф Флавий называет его «самым хитроумным из всех сыновей Иосефа», а в Маккавеев книгах он упоминается как «человек, занимавший высочайшее положение». …
В событиях, приведших к восстанию Хасмонеев, Тобиады играли важную роль. По инициативе сторонников умеренной эллинизации первосвященник Ония III был смещен, и на его место был назначен Ясон (175 до н. э.); Иерусалим был превращен в греческий полис (I Макк. 4:7). Тобиады, принадлежавшие к партии крайних эллинизаторов, приняли участие в заговоре против Ясона. Ясон был заменен на посту первосвященника Менелаем (172 до н. э.), который …  вознамерился передать храмовые сокровища Антиоху Эпифану (II Макк. 4:23).
Ясон был вынужден бежать в Аммон, а Менелай был казнен после победы Маккавеев. С тех пор Тобиады более не упоминаются в исторических документах».

Значительную роль в устроенных на иудеев гонениях и также в служении Антиоху IV, сыграли не сами иудеи, а те, кто не принадлежал ни к священническому роду, и ни имел в полной мере иудейского происхождения. Первоначально данные семейства прибыли туда в периоды завоевания Иудеи, пленения и обращения в рабство большей части её жителей. Со временем они породнились с аристократиями, проживавших по близости народов. Происхождение и родство не с иудеями вызывали неоднозначную реакцию среди простого народа и тем более среди правоверных иудеев (эти противоречия, судя по всему, и породили фарисейство и/или были одним из толчков к его возникновению).

Скорее всего, именно подобные правители (возможно и не иудейское население, проживающие на обширной когда-то территории Израиля) и причислялись к отступникам (см. разговор с самаритянкой Ин.4:9; ср. с Ин.8:48). И действительно, для них не имело решающего значения точное соблюдение данных Богом законов, а самое главное было не потерять власть и влияние:

«Санваллат … , имя трех правителей Самарии в период персидского владычества в Эрец-Исраэль ( бук. `Земля Израиля`).
Санваллат III … внук Санваллата II — сатрап Самарии, назначенный на этот пост Дарием III. Согласно Иосифу Флавию (Древ. 11:302–325, 340–345), дочь Санваллата III Никасо была женой Менашше, брата иерусалимского первосвященника Яддуа. Когда Яддуа и старейшины Иерусалима потребовали от Менашше либо расторгнуть брак с самаритянкой, либо не приближаться к алтарю, Санваллат III предложил ему должность первосвященника в храме, который он намеревался воздвигнуть на горе Гризим. Когда Александр Македонский завоевал Эрец-Исраэль, Санваллат III испросил у него разрешения на строительство этого храма, уверяя, что не только многие евреи поддерживают Менашше, но и сам завоеватель должен быть заинтересован в расколе среди евреев; … Александр удовлетворил просьбу Санваллата III о строительстве храма …».

Такая историческая параллель приоткрывает завесу над пророческой фразой в (Дан.11:41) о действиях царя северного: «И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых». А также, то, что сказано о действия царя: «Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью» (11:32), где платой за лояльность царю будут большие привилегии и возможности.

Вспомним, что во времена Спасителя в Иудеи правило несколько правителей и одним из них был Ирод (сын Ирода Великого). Само семейство Иродов имело своё происхождение:

«И́род I Великий (ок. 74—73 гг. до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.) − идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40—4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Его описывали, как «сумасшедшего, убившего свою семью и множество раввинов», «злого гения Иудейской нации», «готового на любое преступление в угоду своим неограниченным амбициям», и «величайшего строителя в еврейской истории».
Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство.
Ирод Антипа (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) — правитель Галилеи и Переи с 4 года до н. э. по 39 год  н. э., сын царя Ирода Великого и одной из его жен, самаритянки Малтаки». (портал: https://ru.wikipedia.org/wiki).


Кстати в Писании упоминается около одиннадцати представителей дома Ирода (любопытные могут поинтересоваться кто и где, для нашего же повествования эта тема немного выходит за рамки). Тем не менее, правителей данной династии правоверные иудеи не могли воспринимать как данных от Бога, т.е. для них это были временные (не совсем законные с точки зрения пророчеств Писания). Евангелия однозначно характеризуют действия этих правителей (см.Мф.2:1-18; Лк.3:19,20). Поэтому и во времена Спасителя их также могли причислять к тем, кого упоминает пророк Даниил (участниками пророческой драмы упомянутой в Писании).

Комментариев нет:

Отправить комментарий