вторник, 7 августа 2018 г.

«Скажи нам, когда это будет». Введение.

Библия и её повествование не считаются законченным, так как самое главное и ожидаемое событие так и не наступило буквально. На земле не воцарилось Царство Бога и Христа, а это означает, что многие вопросы остаются без ответов. Такое положение вещей всегда оставляет место для всевозможных версий и догадок о том, как и когда всё должно произойти. Перед теми, кто читает и исследует Библию относительно этого, возникают вопросы: исполнились ли пророчества только в прошлом и всё? Будут ли они исполняться также и в будущем, пред наступлением кончины этого мира? Если будут, то каков сценарий развития событий? Что должно предшествовать этому и как определить это время?

Не секрет, что Сам Спаситель, Иисус Христос, предупредил своих последователей – «Когда же увидите Иерусалим окружённый войсками, знайте, что близко его разрушение.  Тогда находящиеся в Иудее должны бежать в горы, те, кто в городе, должны выйти из него, а кто в селениях, пусть не входят ...» Такое прямое предупреждение с привязкой к конкретным событиям позволило спастись многим, проявлявшим веру, от верной гибели. Позволило избежать гибели вместе с теми, кто не был достоин Божьего спасения.
Произойдёт ли также и в будущем, во время наступления кончины этого века?

Разговор Спасителя с учениками о втором пришествии по началу выглядит весьма простым и содержащим достаточно общие фразы (Мф.24, Мк13, Лк.21). И действительно как не углубляйся в понимание греческого языка, особенности того времени и т.д. – такой подход не дает приемлемого результата. Слова Христа все равно остаются не до конца понятными. «Когда будут войны, болезни, и т.д.» - такие события, скорее всего, являются отличительным признаком всей человеческой истории, а не чем-то выдающимся. Как их назвали позже - «признаки конца» - это спутник человечества. И за такие признаки можно было принять что угодно. Возьмите, например, жизнь одного поколения (25-30 лет; здесь имеется введу не продолжительность жизни, а период самой активной деятельности, от отрочества и осознания себя как личности, до некоторой спада и начало старости). Так вот в истории найдётся мало таких промежутков, чтобы в это время даже на ограниченной территории (где и живёт это поколение) не случилось бы что-либо из обозначенного, в той или иной степени (не урожайные годы, болезни, войны и т.д.). Не поэтому ли как в истории так и сейчас, мы встречаем множество ожиданий, «ложных» срабатываний и т.д. связанных с кончиной мира. Да и сейчас, не пройдёт и 5 лет как появляется новое 100% пророчество о кончине, то Майя, то Нострадамус то еще ….

С другой стороны, по ходу развития цивилизации каждый день можно назвать уникальным, в любой момент можно сказать - такого никогда не было в истории (по крайней мере, в известной нам истории). Каждый день появляются новые технологии, влияющие на нашу жизнь. Открываются новые возможности с продвижением науки и знаний, новые изобретения появляются и также быстро исчезают, так как время идет только вперед. Мы знаем множество примеров, когда та или иная группа людей вдруг решила, что они живут на пороге кончины мира. Как им показалось, уже настало то уникальное время, когда происходят именно те события, указанные Спасителем. Ведь, по их мнению, такого никогда не было в истории и это действительно так, но последует ли за этим немедленное наступление кончины мира? Со временем наступают новые войны, болезни и т.д. и ничего не меняется. Разговоры утихают и вновь вспыхивают с наступлением новых трагических событий и новыми потрясениями в истории.

Однако именно эти слова поразили учеников и показались им очень важными, так что они вошли в евангелие. Здесь ситуация напоминает разговор опытного технолога и молодых специалистов только что закончивших учёбу в ВУЗе. Они хорошо понимают, о чем идет речь, и не заостряют внимание на понятных для них деталях. Мастер, наставляя молодежь, говорит – такой то компонент вводите по мере надобности. Для посторонних и незнающих о чём идёт речь, это какие-то общие слова. И действительно мы всё делаем по мере надобности – спим, едим и т.д. и вообще, что такого важного здесь сказал опытный технолог? Для молодых специалистов же это чуть ли не открытие, которое они тут же фиксируют в своих тетрадях. Такой способ приготовления и введения компонента дает серьёзный скачек на производстве, скачёк в производительности, технологичности и т.д. позволяя основному раствору, например, долгое время сохранять необходимые свойства. Т.е. оставаться в «рабочем состоянии» перед введением в него нужного компонента и перед употреблением его в дело в конечном итоге. И это совершено не следовало из общей институтской теории, которую они изучали до этого. Для одних какой-то общий разговор, для других суть всего того, чем они занимаются в жизни.

Другими словами, Спаситель обращает внимание на самые важные детали в том сценарии, который уже имеется у учеников. Это и логично, ведь иудейское общество того времени ожидало появления Мессии и имело своё представление о том, как будут разворачиваться события, когда Он появится. И то, что не вписывалось в этот сценарий и вызвало большой интерес у учеников. На остальные же хорошо известные с детства детали просто не обращали внимания, ведь они и так понятны. И именно те слова, которые поразили учеников и вошли в евангелия, как самые важные для людей того времени. В конечном итоге от этих слов зависело спасение тех, к кому они были обращены.

Для всех тех, кто не знаком с этим планом, слова Спасителя могут выглядеть как некие общие фразы и не более, как что-то отвлечённое. Поэтому любое исследования того, что записано в евангелиях о кончине мира, необходимо начинать, скорее всего, с разбора того плана, который мог находиться в головах учеников. Плана, к которому апеллировал Иисус в разговоре с апостолами.

Другой посыл заключается в том, что если события исполнились, как и было предсказано, то, углубившись в историю, мы сможем рассмотреть, что же на самом деле было предсказано и, соотнести слова Спасителя с тем, что произошло. Как кажется, для такого взгляда есть и другие аргументы.

И действительно, из проанализированной истории, произошедшей в 66 – 73 г.н.э. в Иудеи можно сделать выводы относительно сценария развития событий при наступлении кончины века. Некоторые выводы могут казаться «висящими в воздухе», т.е. основываются только на предположениях. Однако из каких первоначальных соображений вообще имеет место данный анализ? Рассмотрим вкратце аргументы.

Если рассматривать евангелие как основу для сценария развития событий при кончине века, то выясняется, что сценарий, данный там, дан в самых общих чертах. Если отбросить события, которые касались только иудеев в 1 в.н.э., то в сухом остатке остаётся еще меньше. В евангелиях практически нет ссылок на какие-либо сроки (временные периоды) в течение которых будут происходить указанные события. Такое положение вещей даёт весьма широкий простор для всевозможных интерпретаций, чем всегда пользовались всевозможные проповедники по своему усмотрению. В истории всегда случались события, которые в той или иной степени подходили под описание, данное в евангелиях. По мере развития научно технического прогресса (НТП) наступают события, которые случаются впервые в известной нам истории. Поэтому всегда можно сказать, что такого еще никогда не было, а значит, мы живем в последнее время, вот уже скоро….

Данный подход не устраивает с точки зрения спасения. Получается, что время кончины мира невозможно 100% идентифицировать, даже при наступлении признаков конца, так как в самом начале вообще не понятно, признаки ли это или не признаки. Мы хорошо знаем тех, кто в какой-то момент посчитал, что признаки начали исполняться, и даже назначили примерную дату конца, готовились сами и призывали это делать и других. Но вот прошло больше века, а ничего так и не произошло. Это означает, что они ошиблись и не являются пророками Бога (некоторые их причислили даже к обманщикам).

Так неужели Спаситель не дал каких-либо ясных ориентиров? Как же тогда спаслись христиане в первом веке? Каких указаний должны придерживаться мы? Сам собой напрашивается вывод – сам сценарий был хорошо известен той аудитории, к которой обращался Спаситель, Он только уточнил некоторые непонятные для них моменты. Где же искать этот сценарий, который был в головах у христиан из иудеев в первом веке?

 Некоторые намёки содержаться в книге Даниила. Данная книга была написана за много веков до начала евангельских событий и к тому времени была хорошо проработана раввинами вместе с другими книгами ВЗ, в которых указывается на кончину века. Однако после разрушения Иерусалима в 70 г.н.э. и исчезновения тогдашней иудейской культуры и традиции, скорее всего, исчез и сам сценарий. Восстановить его в подлинности не представляется возможным. Сами иудеи после поражения в войне, скорее всего, были разочарованны и видоизменили первоначальные установки. Так как в истории произошла не одна иудейская война, следы первоначального сценария, скорее всего, восстановить вообще невозможно (только в общих чертах), в связи с иудейскими корректировками. Остается только два пути:

Первый. В той или иной степени сценарий содержится в книге Откровения ап.Иоанна. Однако понять его весьма сложно из-за образности данных там пророческих видений. Этот путь хотя и 100%, но более сложен, по сути, чем следующий.

Второй, более простой путь. Если всё произошло так, как говорил Спаситель, то необходимо исследовать историю, чтобы вычленить необходимое. И как, кстати, оказалось – до нас дошли сведенья о событиях той далекой эпохи в таких подробностях, что не все истории из ближайших к нам веков могут «похвастаться» этим. И это, скорее всего, не случайно. Эти соображения и послужили побудительным мотивом к данному анализу.


Для некоторых может быть проблемой, то обстоятельство, что анализ не опирается только на Писание, как это принято во многих исследованиях. Однако этого не стоит пугаться, так как Писание подразумевает это и исполнившееся, исполнилось в соответствии с Писанием. А строгая опора только на Писание обычно проповедуется теми, кто желает отделить себя от других, указывая таким образом, что только они делают всё правильно, а все остальные не заслуживают доверия, так как у них всё не так и нет, следовательно, истины. Для нас же было важно вообще понять, как исполнились пророчества в первом веке и чего стоит ожидать в будущем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий