вторник, 28 августа 2018 г.

Галл у стен Иерусалима.

С другой стороны, перед тем, как войти в Иудею, Галл мог сделать запрос в Рим, чтобы тот выслал дополнительное подкрепление, а возможно, и скорее всего, сделал он это слишком поздно. В любом случае он должен был поставить императора в известность о ведении крупномасштабных боевых действий. Отчаянность и фанатизм иудеев вел к большим потерям, и войско Цестия таяло на глазах. Общая численность войска Галла до вступления в Иудею в 66 г.н.э. оценивается приблизительно в 30000 человек. Напомним, что при втором вторжении войско Тита в 70 г.н.э. насчитывало уже около 60000 человек и имело в своём составе самые элитные и прославленные в боях воинские подразделения римской армии. Но даже для них, судя по описаниям в «Иудейской войне» компания не была простой прогулкой, хотя силы иудеев к тому времени значительно ослабли из-за междоусобиц, а количество войск римской армии в два раза превышало войска Цестия.

Возможно, подойдя к Иерусалиму, Галл получил известия, что подкрепление не сможет быть направлено к нему в самое ближайшее время или он понял, что какому-либо подкреплению просто-напросто вообще неоткуда было взяться в ближайшей перспективе. Вторгаясь в Иудею, Галл, скорее всего, недооценил силы мятежников и их фанатизм, но просто так всё оставить на самотёк он не мог, ему как представителю власти необходимо было как-то действовать и реагировать, защищать интересы Рима. Аргументов для ведения переговоров или каких-либо военных действий с течением времени оставалось все меньше и меньше, поэтому чтобы избежать полной военной катастрофы он был вынужден поспешно отойти. Иудеи еще не были раздираемы междоусобными противоречиями в полной мере и имели достаточно сил, чтобы оказать достойное сопротивление. По-видимому, дело шло к затяжной войне с большими потерями, к которой не был готов Цестий, не по количеству войск, не по организации должного снабжения. Легкий и быстрый поход для демонстрации силы и усмирения местных «аборигенов» не получился, само появление представителя римской власти не произвело на них ожидаемого эффекта и даже наоборот усугубило ситуацию.

Хотя войска Цестия и сделали подкоп под стену Иерусалима, однако сам подкоп и его место, возможно, были не перспективным с точки зрения дальнейшего штурма города. Т.е. подкоп был сделан в неудачном месте. По словам Иосифа Флавия: «солдаты могли теперь совершенно спокойно подкопать стену и сделали уже приготовления к тому, чтобы поджечь храмовые ворота» (Иудейская война 2 кн. 19 гл.). Т.е. за одной подкопанной стеной могла оказаться еще одна, и необходимо было делать новый подкоп, что отнимало силы и время. Кажущиеся легкость победы, а также блеск и сила римской военной мощи начали меркнуть и тускнеть, не суля ничего хорошего главнокомандующему. Прогнозы также были неутешительными, Иудея могла поставить в начале восстания, при должной организации по разным оценкам 100 – 150 тыс. солдат (может быть и более, ведь услышав о войне, в Иерусалим начали стекаться радикальные иудеи и из других регионов). И это были не просто старики и юнцы, а здоровые мужчины, да к тому же настроенные весьма решительно и фанатично. Хотя их выучка и экипировка весьма отставали от римской, и это не была профессиональная армия в римском понимании, все же эта была весьма весомая сила, способная просто смять войска Цестия. И это был, возможно, еще один из факторов вселявших надежду в иудеев и поднимающий их боевой дух.

Как бы то ни было отошел Галл от стен Иерусалима по причине недостаточности сил и под давлением перспективы возможного полного поражения своего войска и/или в результате каких-либо интриг, это не столь важно. Скорее всего, здесь сыграли свою роль множество факторов, образовав плотный клубок проблем, который невозможно было разрешить в один момент. Диаграмма данных событий положенная на ось времени, показана ниже. Хотя сама война была закончена в 73 г.н.э. (через 7 лет после начала восстания) однако сам Иерусалим, храм, священство и большая часть жителей Иудеи были уничтожены и убиты именно тогда. Сама иудейская система того времени прекратила своё существование, оставшиеся очаги сопротивления были незначительными. «Дни отмщения» исполнились, по большей части, именно осенью 70 г.н.э.



Иудеи, подняв восстание, никак не могут договориться между собой кто из них должен стоять во главе и как необходимо действовать. Это было связано, скорее всего, не только с разными представлениями о тактике и стратегии, но и с тем, что глава автоматически считался посланником от Бога, т.е. Мессией или Помазанником, т.е. тем, кого они ожидали долгие столетия, тем, кто предсказан пророками и это не просто символ. Для простых, не говоря уже о радикально настроенных иудеев, это был смысл всего, вожделенная мечта, слава и величие (ср.Лк.1:28 с 11:27). Поэтому если не быть самим Мессией, то необходимо оказаться хотя бы рядом с ним (Лк.18:28). Возможно, разные группы в разное время имели, как им казалось успех в стычках с римлянами, что давало право считать себя избранными, т.е. теми, кого поддерживает сам Бог (подобно ветхозаветным героям Иисус Навин, Самсон, Давид и т.д.). Взаимное не признание и не уважение вело к вражде и отвращению, а на религиозной почве это давало право считать противоположную сторону изменниками и богопротивниками, не принимающих очевидные вещи. Поэтому противоположная сторона считалось достойной только одного – смерти и уничтожения. Единая власть была окончательно потеряна, что и привело к полному хаосу и беззаконию среди народа. Группировки были заняты борьбой друг с другом, что и мешало организовать полноценное сопротивление и снабжение необходимым. Никто не хотел делать то, что могло способствовать успеху другой стороны спора. Несбывшиеся собственные мессианские ожидания, какие были у иудеев, сыграли в этом случае не последнюю и роковую роль. Такие ожидания не давали трезво взглянуть на ситуацию, но наоборот подталкивали к опрометчивым действиям, основанным больше на неком «пророческом» сценарии, на некой внутренней убеждённости и ожиданиях вмешательства Бога в нужный для них момент, а не на реальных фактах.

Необходимо отметить, что поспешный уход Цестия Галла из Иудеи дал возможность не только спастись, тем, кто прислушался к сказанному Иисусом, но и вселил некоторые надежды тем, кто этого не сделал. По пророчествам (Дан.11:40-45) царь северный, за который, несомненно, мог приниматься тогда Рим, придёт к своему концу, войдя в Иудею. Бездарное бегство римского  войска с большими потерями в 66 г.н.э., могло вселять в иудеев некоторую уверенность в начале исполнения этого и других пророчеств. Это конечно вызвало всплеск националистических чувств, прилив энтузиазма и желание, наконец, таки получить обещанное. Сам Рим довольно долго реагировал на происходящее и медлил в принятии решений, что было для него не типично. Поэтому со стороны он мог выглядеть как прибывающий в нерешительности, агонии или в начале своего полного распада, «колос на глиняных ногах». Это в некоторой степени было связано со сменой власти в Риме и внутриполитической борьбой. Вести о сложностях и гражданской войне в Риме в конце 60-х годов н.э. не могли не радовать иудеев и настраивали их только позитивно, наталкивая на мысль, что им не придётся вообще нести никакой ответственности перед римскими властями или еще перед кем бы то ни было из посторонних светских правителей.

Вспомним, что Рим подчинил себе Иудею в начале первого века (6 г.н.э.). По невероятному стечению обстоятельств за всё это время, до начала активных военных действий в 70 г.н.э., на престоле успело побывать около 10 императоров (смотря как вести счет в период смуты в Риме). Отметим, что последний – Веспасиан, пришел к власти после правления 3 императоров сменявших друг друга на этом посту в течение очень короткого времени (68 – 69 г.н.э.). Он участвовал в тех или иных союзах, поддерживая те или иные политические силы римской элиты. В конечном итоге 3 «рога» или правителя были низвергнуты именно им или в результате его действий и участия, а на их месте оказался он сам - четвёртый, который и начал новый поход в Иудею в 70 г.н.э.

Всё это могло напоминать, что пророчества из книги Даниила начинают сбываться, где описывается подобная ситуация. Там возникает зверь с десятью рогами на голове, среди этих рогов появляется еще один рог и низвергает три другие. Этот зверь попирает святой народ и заканчивает своё существование, по велению свыше. Именно на эту книгу были ориентированы иудеи, как на единственную, которая дает некий, более или менее подробный план развития событий. Сами иудеи вряд ли воспринимали христианские евангелия. Иерусалим рассматривался как центр всех мировых событий, на нём и должны исполниться все пророчества о восстановлении буквального Божьего, земного царства Давида. Последний зверь (политическая система), а также его царь или рог  должен был быть уничтожен и сам Бог положит конец его правлению. Вот этот отрывок: « зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего» (см.Дан.7:20-27).

Также с момента начала восстания проходит более 3 лет. Данный срок, как мы уже отмечали, и он также был хорошо знаком иудеям, так как жизнь отсчитывалась семилетними периодами. Временной отрезок в 3,5 года (пол седмицы) также появляется в пророчествах о кончине этого мира перед появлением нового (Дан.12.гл.). Другими словами само течение событий, настроения и ожидания иудеев буквального исполнения пророчеств, не способствовали разумному отношению и ведению переговоров, а наоборот вселяли мало чем подкрепленный оптимизм, взращенный на религиозном фанатизме и национальной исключительности. Иудеи, после смуты в Риме, возможно, вообще перестали обращать внимание на какие-либо новости, а ожидали непосредственного исполнения пророчеств.


«Сократил те дни, чтобы спаслись избранные» в том смысле, что бежавшие из Иерусалима «избранные» не преследовались римскими властями. В случае затягивания конфликта, заподозрив всех иудеев в поддержке восставших, римляне не сортируя одних от других, могли просто вырезать всех без разбора, всех находящихся в этой и ближайших местностях, из которых могло поступать, как им казалось, подкрепление восставшим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий