вторник, 14 августа 2018 г.

«Мерзость запустения». II век до н.э.

Упоминание о некой «мерзости запустения» встречается в книге Даниила:

«И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (9:26,27).

«И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать» (11:31,32).

«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (12:11).

Во всех случаях появление мерзости связано с прекращение ежедневной жертвы. До того как Спаситель отвечал ученикам на вопрос о признаках конца, мерзость уже появлялась на «крыле святилища». Этот факт был хорошо знаком ученикам, интересно проследить эти события в истории, как отмечает https://ru.wikipedia.org/wiki/:

«Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство, и самой спецификой иудаизма.
В 170 г. до н. э. Антиоху пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок; а в 168 г. до н. э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех лично заколол жертвенную свинью на его алтаре.
Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями… и т. д. Городские укрепления были срыты, и неподалеку построена новая крепость, куда переселились филэллины (бук. «друг грека»). Вскоре жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.). Внезапная смерть помешала царю организовать новый поход против иудеев; в то же время мятеж разрастался и принимал характер войны за независимость. Несмотря на неоднократные попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась победой иудеев. В честь этой победы отмечается еврейский праздник Ханука, существующий до сих пор».

Как дополняет http://www.ejwiki.org/wiki/:

«Антиох IV неоднократно вмешивался в дела Иудеи и даже в назначение первосвященников. В результате, каждый последующий первосвященник являлся все более раболепным и покорным в отношении политики эллинизации. По возвращении из Египта Антиох штурмом взял Иерусалим, уничтожил тысячи евреев и еще большее число продал в рабство. Вместо них в Иерусалиме были поселены греки.
… В 167 г. до н. э. Антиох пытался под угрозой смерти заставить евреев отречься от веры их отцов и переименовать Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского.
… Это было исключительным событием в эллинистическом мире. Возможно, что религиозные притеснения казались царю единственным средством добиться политической устойчивости в Иудее, религия которой была чужеродна эллинизированной империи Антиоха.
… Частично его действия приписывались его странному поведению вообще, за которое современники называли его Эпиман (Безумец) вместо Эпифан (Великолепный).
… Вскоре жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.), принявшее характер войны за независимость.
… Несмотря на неоднократные попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась созданием независимого еврейского государства под управлением династии Хасмонеев».

Царствующий в то время Антиох IV предпринял попытку насильственного насаждения греческой культуры в Иудее. Несомненно, Антиох IV преследовал свои цели, а именно, добиться, таким образом, лояльности населения через привития культурных ценностей, мобилизации сил и обогащение. Антиох являлся царём северным и враждовал с Египтом, царём южным. Но сделал он такое привитие ценностей, судя по всему весьма резко, не обращая внимание на верования иудеев и поступил так, как привык поступать в других подчинённых ему провинциях. Если другие народы легко могли отказаться от своих языческих верований в пользу чего нового и сходного с предыдущим, то иудеи поступить так же просто не могли. А такое поведение могло восприниматься как нелояльность или даже измена, особенно на фоне вражды с Египтом. Всё это привело к острым противоречиям, взаимным обвинениям, вражде внутренним конфликтам и даже войнам. В Иудее время от времени вспыхивали стихийные восстания и открытое неповиновение властям. Одно из таких восстаний привело к тому, что Иудея освободилась от влияния северного царства. Как отмечает http://www.ejwiki.org/wiki/:

«В 167 г. до н. э. начались гонения на иудейскую религию: в Иудее был наложен запрет на исполнение законов Торы, и каждому еврею, совершавшему обрезание или соблюдавшему субботу, грозила смертная казнь. Одновременно были приняты административные меры для введения языческих культов; Иерусалимский Храм был осквернен и наречен святилищем Зевса Олимпийского. К репрессиям против иудаизма Антиоха побудили как соображения военно-политического характера, в особенности забота о спокойствии в пограничных областях царства, так и неприязнь и подозрительность по отношению к еврейскому монотеизму.
В 168 г. до н. э., во время похода Антиоха против птолемеевского Египта, распространились слухи о смерти царя, послужившие сигналом к восстанию в некоторых городах на юге Селевкидского царства, в том числе и в Иерусалиме. Войска Антиоха овладели Иерусалимом, и в наказание в городской крепости был размещен греческий гарнизон.
Присутствие в священном городе чужеземцев, принесших с собой языческие культы, не встретило сопротивления со стороны … проэллинистических кругов. Но изменение традиционного облика Иерусалима и распространение в нем языческих культов привело к тому, что многие жители начали покидать город и селиться в пустынных районах к востоку и юго-востоку от Иерусалима или в городах и селах к северо-западу от города. Несмотря на деспотические декреты и последовавшие за ними беспрецедентные в древнем мире религиозные гонения, большинство еврейского народа — вопреки ожиданиям Антиоха — осталось верным своим религиозным заветам и готово было пожертвовать жизнью, но не изменить вере отцов.
Все большее число жителей покидало свои дома и присоединялось к вооруженным отрядам, действовавшим в Иудейской пустыне с начала гонений Антиоха».

Часть жителей Иерусалима покинуло город и бежало, частично за Иордан, частично в район Самарии и Галилеи. Т.е. можно отметить, что бегство из Иерусалима по причине гонений и осквернения храма уже происходило в истории иудеев, еще до начала событий в 1 в.н.э. Действия Антиоха IV примечательны и тем, как он устанавливал свою власть http://www.ejwiki.org/wiki/:

«Антиох IV совершил два успешных похода на Египет, в ходе которых захватил огромную добычу. К 168 г. до н. э. Сирийское царство подчинило себе почти всю территорию Египта, в руках Птолемеев оставалась лишь Александрия, но в это время в войну вмешался Рим, заставивший Антиоха отказаться от всех своих завоеваний.
Антиох IV стремился укрепить свой авторитет среди эллинского населения, используя для этого разнообразные приёмы.
Он также предпринял попытку восстановить военную мощь государства и укрепить царскую власть за счёт резкого ускорения процесса эллинизации местного населения Сирии и Месопотамии.
Рядом с уже существующими городами (например, с Вавилоном) создавались новые полисы. Поощрялось строительство театров, гимнасиев. Некоторые местные храмы посвящались греческим богам (например, самаритянский храм на горе Гаризим).
Принимающие греческую культуру получали различные привилегии. В целом эта политика была довольно успешной и привела к временному подъёму царства».

Царь северный практически уничтожил царя южного, данный факт весьма интересен с точки зрения исполнения пророчеств, которые даны в книге Даниил о последних днях, где этот замысел осуществляется в полной мере. Примечательным является и то, как закончил своё существование этот ненавидимый иудеями царь северный https://ru.wikipedia.org/wiki/:

«Летом 165 до н. э. Антиох IV организовал поход в восточные части своего царства, так как некоторые сатрапии провозгласили независимость либо были захвачены соседними правителями, почуявшими после Сирийской войны ослабление центральной власти, также этим мероприятием можно было пополнить государственную казну. Перед отъездом соправителем царя был назначен его малолетний сын Антиох V, а опекуном — Лисий, которому была передана часть войска и управление территорией от египетской границы до реки Евфрат.
Первой целью похода стала бывшая сатрапия Армения. … Армия Эпифана вторглась в пределы страны и разбила … войско, пленив самого мятежного правителя. … После этого войско отправилось в Персию, по дороге Антиох заново основал колонию Антиохию…
Существуют, по крайней мере, две версии гибели Антиоха IV, произошедшей осенью 164 года до н. э.».


Царь северный скончался в этом походе. Однако в книге Даниила царь северный должен будет активизировать свои действия перед наступлением Царства Бога, т.е. в последние дни. И ассоциации с Антиохом IV напрашиваются как бы и сами собой (конец Дан.11 гл.). Продолжим в следующей статье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий