суббота, 1 сентября 2018 г.

«И тогда откроется беззаконник».

Павел в послании 2-Фес.2:6-8 упоминает следующие: «Теперь вы знаете, что сдерживает этого человека, не позволяя ему открыться до того, как настанет его время. Тайна беззакония уже в действии, но сначала должен уйти с ее дороги тот, кто пока еще ее сдерживает. Тогда беззаконник проявит себя. Но Господь Иисус истребит его своим дыханием, уничтожит самим фактом своего пришествия» (IBS).

При прочтении этого текста складывается такое впечатление, что здесь дается не только некое предупреждение, но и описывается некий план действий (т.е. что и за чем будет следовать и в какой последовательности). И действительно есть «сдерживающий», который не допускает некоего развития событий, выходящего за пределы установленного, не по сценарию (т.е. всё должно идти в определённом русле и не более). Есть некий назначенный момент, в который этот «сдерживающий» вдруг перестанет исполнять свою роль, что откроет путь беззаконнику в полной мере. После чего этот беззаконник прекратит своё существование.

Другими словами, наступление всех событий связано с этим моментом времени в истории. Т.е. с тем, когда «уйдёт с дороги сдерживающий». Как раз это и будет служить сигналом для начала всех событий. Далее события неотвратимо будут развиваться по некоему сценарию (вот не вправо и не влево, а так как и задумано изначально). В связи с этим возникает несколько вопросов: Зачем необходимо сдерживать? И какой смысл всего этого действа?

Что конкретно имел в веду Павел, сейчас довольно трудно определить, ведь прямых ссылок на другие тексты Писания, вот так и сразу не найти (конечно, можно что называется мысля за мыслю придти к «нужному» выводу через пару перескоков с текста на текст или с помощью еще какого-либо метода, но мы этим заниматься не будем). Уточним только исторический фон, а также что само послание было написано (прибл. 51-52 г.н.э.) еще относительно задолго до трагических событий в Иудеи 66 – 73 г.н.э. А по словам Спасителя эти события обязательно наступят не далее как «не прейдет род сей» (Мф.24:34). Скорее всего это было самое ожидаемое исполнение слов Иисуса, за которым следили, в том числе и ап.Павел*, как иудей и бывший фарисей, хорошо знавший Писания. Чтобы христиане не реагировали на любой «чих» и не колебались, и было написано послание с указаниями чего вообще стоит ожидать.

*Примечание. В связи с этим некоторые комментаторы указывают: «Что разумеет Ап. Павел под το κατέχον («удерживающее» – по слав.)? Ниже в 2Сол.2он говорит относительно ό κατέχον – «держяй», по слав. Несомненно здесь разумеется одно и то же, и именно вероятнее всего – римская власть, римская империя, которая своею мощною рукою пока еще сдерживала богоборство Израиля. Это толкование, идущее от времен Тертуллиана (De Resurr. c. 24 – duis nisi Romanus status), находит себе подтверждение и в фактах жизни Ап. Павла. Последний всюду находил что римская власть действительно играла роль «удерживающего» (см. Деян 17 и д. Деян 18:12–16), отсюда и его взгляд на власть в Рим 13:1–3. Если же Ап. пишет здесь прикровенно, то это стоит в полном согласии с таинственным характером апокалиптических писаний и б. м. с соображениями осторожности, в виду того, что сказано во второй половине стиха 2Сол.2:7» А.П.Лопухин. Толковая Библия.
Смысл и логика такого комментария вполне понятны. Рим, как сила, действительно служил мощным сдерживающим фактором (ну и конечно его войска в Сирии), учитывая, что иудеи ожидали исполнения пророчеств еще более 20 лет до этого (ср. Лк.3:15а), т.е. до написания 2посл.Фес. Выбор такой трактовки был сделан, очевидно, из соображений, что римская история – дела давно минувших дней. Иначе «горячие головы» будут высматривать «удерживающего», то и дело склоняясь к т.з. «вот, вот, скоро, скоро…». В традиционных направлениях христианства, в истории которых такое происходило не один десяток раз, менее всего склонны к такому повороту событий (но данное обсуждение выходит за рамки этого блога). Однако, если кто-то и должен был бы придти под действием сатаны, то и сдерживающие силы должны быть, очевидно, равными этому, т.е. из духовной сфере, и не менее, как впрочем, и указано в Рим.13:1-4 («Божий слуга»).

Если сами послания (Фес.) датируются так (прибл. 51-52 г.н.э.), то, вероятно, посещение христиан этого города было сделано намного ранее (скорее всего середина или конец 40-х г.н.э.). «Государственная почта, введенная Императором Августом, обслуживала лишь нужды чиновничества и властей; отсюда частная корреспонденция могла доходить до адресатов лишь через руки специальных посыльных или же друзей и случайных путешественников. Нужно думать, что послание Апостола Павла было доставлено в Ф. через посредство какого-нибудь христианина, так как вверять его в чужие руки было бы весьма опасно». А.П.Лопухин. Это означает, что сведенья и новости в то время могли доходить через месяцы от их написания, особенно из отдалённых мест империи, так как распространялись частным образом. Другими словами реакция была такой: сначала что-то происходило, затем эти сведенья доходили до человека (напр.ап.Павел), затем следовала реакция и ответ, который также доходил до обратного адресата. На каждый шаг в этой последовательности могли уходить месяцы, а на общую реакцию даже годы.

Другими словами ответ на вопрос: что же так взбудоражило Фессалоникийцев нужно искать в событиях на несколько лет ранее написания им послания от ап.Павла. Вообще нужно отметить, что жизнь в те времена кипела очень бурно, так например: «В 38 году в Александрии, одном из крупнейших городов Римской империи, произошли кровопролитные столкновения между греками и евреями, и через полтора года делегации от противоборствующих сторон прибыли в Рим, чтобы просить императора разрешить конфликт. Обстоятельства приёма еврейской делегации подробно описаны возглавлявшим её Филоном Александрийским. Калигула общался с ней с показной несерьёзностью … По мнению Даниэля Нони, Калигула, как и некоторые его предшественники, предпочёл в данном случае выжидать. Параллельно с бездействием по вопросу о погроме в Александрии, Калигула проявил решительность в Иудее. В начале 40 года император узнал о том, что иудеи в Ямнии (современный Явне) по религиозным соображениям разрушили построенный не-иудеями алтарь, посвящённый императору. Разгневанный Калигула приказал наместнику Сирии Публию Петронию изготовить статую императора в образе Юпитера и установить её в святая святых Иерусалимского храма, используя армию в случае необходимости. Понимая неразумность такого шага, Петроний всячески затягивал выполнение приказа, но в мае 40 года выдвинулся в Иудею. По пути он встретился с делегацией, убедившей его написать письмо Калигуле, и распорядился, чтобы скульпторы в Сидоне не спешили с завершением статуи. Калигула настаивал на своём, но Петроний по-прежнему не торопился. Лишь вмешательство близкого к императору Ирода Агриппы, написавшего Калигуле большое письмо с изложением и обоснованием политики по отношению к иудеям, заставило его отменить приказ. Впрочем, Филон Александрийский сообщает, что незадолго до смерти Калигула повторно планировал установить свою статую в Иерусалимском храме. На этот раз он хотел изготовить статую в Риме, а затем тайно перевезти её в Иерусалим и скрытно установить, чтобы поставить иудеев перед фактом её размещения. Из-за разных подходов к оценке деятельности Калигулы Ховард Скаллард видит в осложнении ситуации в Иудее проявление безрассудства императора, а Сэм Уилкинсон полагает, что на общем фоне бурной истории Иудеи в I веке до н. э. правление Ирода Агриппы можно считать относительно спокойным периодом». Портал https://ru.wikipedia.org/wiki (здесь и далее).

Сами же императоры Рима также давали много поводов для некоего ожидания: «К 41 году поведение Калигулы не оставляло сомнений в его неадекватности. Император объявил себя богом, пытался воевать с Юпитером и Нептуном, терроризировал приближённых и Сенат, подвергал их публичным оскорблениям. Всё это стало причиной заговора, в который были вовлечены некоторые сенаторы и несколько офицеров преторианской гвардии».

Следующий император, Клавдий, правящий после Калигулы, также преследовал свои цели, не стесняясь привлекать к этому огромные людские ресурсы: «Клавдий уже через два года после прихода к власти … и запланировал военную кампанию, которая существенно расширила границы империи. Кампания эта заключалась в высадке римских войск в Британии и превращении её в римскую провинцию …
 Победоносная война несомненно укрепила бы все ещё непрочное положение Клавдия. Скорее всего именно это обстоятельство заставило императора вновь вспомнить о Британии. Поводом для войны послужило изгнание атребатами, являвшимися клиентами Рима, своего царя, Верики.
Клавдий сформировал армию общей численностью около 40 000 человек, в которую входили четыре легиона и ещё примерно столько же дополнительных войск. Во главе армии был поставлен Авл Плавтий, а одним из легионов командовал молодой легат по имени Веспасиан. … Битва продолжалась с переменным успехом двое суток, и в итоге римляне оттеснили бриттов к Темзе.
Плавтий организовал преследование и разбил разрозненные силы бриттов. Через несколько дней в Камулодуне (совр. Колчестер), Клавдий принял капитуляцию 11 британских царей. … Весь Британский поход занял 16 дней. Британия была захвачена и стала римской провинцией, Клавдий был удостоен триумфа и когномена Британник, от которого он отказался.
Британский поход положительно отразился на популярности императора, как среди народа, так и в войсках. В первые годы своего правления, практически без применения силы, Клавдий обратил в римские провинции ещё несколько клиентов Рима: Фракию, Норик, Памфилию, Ликию, а также Иудею. Был завершён переход под римское правление Мавретании, начатый ещё при Калигуле.
… к 48 году, когда Клавдий провёл перепись населения, первую после смерти Августа, Рим насчитывал 5 984 072 гражданина, что на миллион больше, чем было в год смерти Августа. Количество же жителей выросло более чем на треть».

Все это, несомненно, могло приниматься за некие признаки конца и их исполнение (ой, оказывается не мы первые начали так думать, что любое крупное событие в мире – это ну не иначе как исполнение признаков конца, в полной рост). Различные случаи и восстания, ведение войн на периферии империи, административные преобразования и укрепления могущества власти Рима (да еще этот случай с храмом) и т.д. могли служить поводом, для того чтобы начать «колебаться умом и смущаться … будто уже наступает день Христов» (2-Фес.2:2).


Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий