вторник, 24 июля 2018 г.

«построим себе город и башню, высотою до небес».

Итак, мы выяснили, что после потопа влияние и возможности мятежных ангелов были ограничены. Несмотря на отсутствие непосредственного такого их влияния, все же косвенное их воздействие нельзя было исключить. Действительно, непонятно, с чего бы это вдруг после непродолжительного времени после потопа люди объединились для не совсем понятной цели:

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли [прославимся этим и тогда не рассеемся по всей земле, СоП]. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:1–9).

В намерениях строящих явно видно сопротивление возможности появления искупительного семени. Мировая империя того времени не оставляла никакой возможности поклоняться вне рамок, которые намеревались установить. Строительство подобной империи могло привести к полному подчинению всех живущих после потопа людей. Судя по описанию, люди обитали в определенном локальном месте. Конечно, возникает резонный вопрос: с чего это они вдруг ни с того ни с сего начали стремиться к определенной цели? Какая идея заставила большинство объединиться в едином порыве? Потерявшие надежду люди испугались, что они сгинут в веках и никто о них никогда не вспомнит? Или ими двигало сто-то еще?

Вот ведь, ради этого они оставили свою спокойную частную жизнь и стали объединяться для достижения чего-то, что не совсем нужно человеку, живущему своей жизнью со своей семьей. Мотивы поведения выходят за рамки повседневной жизни (все их устремления и смыслы стали вращаться вокруг чего-то выходящего за обычные цели человека), а на первое место выдвигаются основополагающие принципы ограниченного человеческого бытия. Без этого им и жизнь не в жизнь. Данный вопрос заслуживает отдельного рассмотрения.

Всю эту возню, судя по всему, затеяли потомки Хама (Быт.9,10), которые к тому времени были прокляты и не могли надеяться на то, что от них произойдет обетованное семя, а значит, они не могли в полной мере надеяться на благосклонность Бога (в том числе и в смысле, что не могли считать себя избранными для особой цели). Однако влияние отпавших ангелов нельзя исключить, уж слишком успешно и бодро началось возвеличивание нового царства, да так, что сам Бог вынужден был предпринять некоторые действия по устранению данного мероприятия. Такими чувствами и мотивами, как отчаяние и желание восстановить свой статус, утвердить себя любыми способами, и воспользовались мятежные силы (ой, не такие ли мотивы можно наблюдать и описываются в Откровении ап.Иоанна?).

После потопа продолжительность жизни людей ощутимо сократилась (кстати, такое изменение происходило не в одночасье, а постепенно, если судить по продолжительности жизни самого Ноя, Быт.9:28,29). Уже через несколько поколений после Ноя продолжительность жизни упала почти до привычной нам (Быт. 11). А в псалме мы читаем, что дней лет наших семьдесят (Пс.89:10). Что-то изменилось в условиях существования на земле, и изменилось кардинально, так, что это отразилось даже на питании: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт.9:2, 3).

Как мы уже отмечали ранее, после потопа изменился и климат земли, настолько, что Бог дал указания употреблять в пищу даже животных. Такое положение не было предусмотрено при сотворении людей. Возможно, до потопа климат был более благоприятный. Хотя человек и добывал хлеб в поте лица, все же условия жизни не были очень суровыми. Трудно сказать, что конкретно произошло потом: уменьшилось ли давление и содержание кислорода в воздухе, изменилась ли температура у поверхности земли, состав атмосферных газов и т. д., да это и не важно. Уменьшение продолжительности жизни стало, скорее всего, сдерживающим фактором, а значит, жизнь людей стала течь в необходимом русле, как на это указывает апостол Павел: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26).

Итак, после потопа ситуация изменилась. Изменились и взаимоотношения Бога и людей. Рассмотрим их, продолжая читать далее главы книги Бытие, на примере Авраама.

Но с другой стороны, вот ведь как интересно получается, можно задаться вопросом: а что повлияло на настроения и образ поведения тех людей? Что переменило их образ жизни, так что, делая теперь «своё дело» (строя какую-то там башню) они вновь приобрели некий смысл?

Конечно, кто-то может сказать, что их «заела» тоска, по как говорится старым и добрым временам. Вот уж да, сыновья Ноя были непосредственными свидетелями того, что происходило до потопа и всю эту информацию могли передать своим потомкам, как и некую ностальгию (так устроено наше сознание, все хорошее помнится, а все плохое как бы было и случайно). Возможно, этого нельзя списывать со счетов, но дело, скорее всего, в другом.

На их реакцию и поведение могли повлиять именно знание их будущей судьбы, не это ли можно наблюдать в их высказываниях: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся* по лицу всей земли» (Быт.11:4).

*Примечание. «Воздвигая подобную колоссальную башню, строители ее хотели поставить памятник своему выдающемуся искусству и тем самым обессмертить себя в глазах всего потомства; быть может, к этому присоединялись у них и властолюбивые замыслы создать такой опорный пункт владычества, откуда удобно было бы простирать свою власть на возможно большее количество народонаселения; наконец, в намерении строителей, вероятно, было и желание помешать осуществлению божественного пророчества о всеобщем рассеянии потомков Ноя (Быт.9:25–27) созданием такого центра, который был бы виден для всех и снова объединил бы всех вокруг себя.
«…и сделаем себе имя» - Вот прямые и ясные слова Библии, не оставляющие сомнения относительно честолюбивых, властолюбивых и вообще богопротивных намерений устроителей вавилонской башни. В подобном же смысле, т. е. в смысле указанной их ревности о репутации, употребляется эта фраза и в других местах Библии (2Цар.8:13; Ис.63:12–14; Иер.32:20).
«…прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» - Начальные слова текста: «прежде, нежели» в еврейском тексте выражены союзом ken, который вполне допускает и другой перевод его, равнозначащий греческому μή и русскому «чтобы не»…»  А.П.Лопухин. Толковая Библия.

О какой участи или судьбе здесь говорится, которую знали эти люди? Об этом красноречиво говорит пророчество самого Ноя: «…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих … благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт.9:25-27). Проклятие, а также место в самом главном для участников процессе, которое было отведено одному из потомков Ноя, не оставляли сомнения, что эта участь была не завидной. (Ной, как и его потомки, знали о пророчестве, о спасительном семени и теперь кто-то из потомков Ноя должен был продолжить «начатое им самим». Кого-то должен был избрать Бог для продолжения начатого. Так что тот, кто остался в аутсайдерах, мог испытывать некоторую досаду).

Подождите, получается, что зная свою роль (и где-то судьбу, участие, место во всеобщем процессе, т.е. истории и т.д.) человек с этим может согласиться или не согласиться. А от этого будет определять и направление его деятельности, как это случилось при строительстве башни. Это как раз возвращает нас к вопросу о предопределении. Зная своё место в этом процессе (процесс может быть любым от участия или не участия в чём-либо), человек может начать поступать вопреки этому, или, стараясь максимально доставить «неудобства» главным его участникам, если знает заранее, что сам не участвует, например, в этом. Как говорится вот делать больше нечего как каждый раз ангелам смешивать языки (Быт.11:6,7) или делать что-либо подобное.

Из этого следует, что хотя Бог и знает о каждом (как говорится что и кто), но эта информация сокрыта от людей, все по той же причине. Про потомка Хама, здесь всё понятно. Но подождите, а как это влияло на народ израильский?, ведь они точно знали свою роль и предназначение.


Рассмотрим это на одном из многочисленных примеров, на том, как вообще это знание повлияло на образ мышления и поведения, быт и жизнь … и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий