«…построим себе город и
башню, высотою до небес».
Итак, мы
выяснили, что после потопа влияние и возможности мятежных ангелов были
ограничены. Несмотря на отсутствие непосредственного такого их влияния, все же
косвенное их воздействие нельзя было исключить. Действительно, непонятно, с
чего бы это вдруг после непродолжительного времени после потопа люди объединились
для не совсем понятной цели:
«На всей земле был один язык и одно наречие.
Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И
сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи
вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе
город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по
лицу всей земли [прославимся этим и
тогда не рассеемся по всей земле, СоП]. И сошел Господь посмотреть город и
башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и
один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что
задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал
речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали
строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей
земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:1–9).
В намерениях
строящих явно видно сопротивление возможности появления искупительного семени.
Мировая империя того времени не оставляла никакой возможности поклоняться вне
рамок, которые намеревались установить. Строительство подобной империи могло
привести к полному подчинению всех живущих после потопа людей. Судя по
описанию, люди обитали в определенном локальном месте. Конечно, возникает
резонный вопрос: с чего это они вдруг ни с того ни с сего начали стремиться к
определенной цели? Какая идея заставила большинство объединиться в едином
порыве? Потерявшие надежду люди испугались, что они сгинут в веках и никто о
них никогда не вспомнит? Или ими двигало сто-то еще?
Вот ведь, ради
этого они оставили свою спокойную частную жизнь и стали объединяться для
достижения чего-то, что не совсем нужно человеку, живущему своей жизнью со
своей семьей. Мотивы поведения выходят за рамки повседневной жизни (все их
устремления и смыслы стали вращаться вокруг чего-то выходящего за обычные цели
человека), а на первое место выдвигаются основополагающие принципы
ограниченного человеческого бытия. Без этого им и жизнь не в жизнь. Данный
вопрос заслуживает отдельного рассмотрения.
Всю эту
возню, судя по всему, затеяли потомки Хама (Быт.9,10), которые к тому времени
были прокляты и не могли надеяться на то, что от них произойдет обетованное
семя, а значит, они не могли в полной мере надеяться на благосклонность Бога (в
том числе и в смысле, что не могли считать себя избранными для особой цели).
Однако влияние отпавших ангелов нельзя исключить, уж слишком успешно и бодро
началось возвеличивание нового царства, да так, что сам Бог вынужден был
предпринять некоторые действия по устранению данного мероприятия. Такими
чувствами и мотивами, как отчаяние и желание восстановить свой статус,
утвердить себя любыми способами, и воспользовались мятежные силы (ой, не такие
ли мотивы можно наблюдать и описываются в Откровении ап.Иоанна?).
После потопа
продолжительность жизни людей ощутимо сократилась (кстати, такое изменение
происходило не в одночасье, а постепенно, если судить по продолжительности
жизни самого Ноя, Быт.9:28,29). Уже через несколько поколений после Ноя
продолжительность жизни упала почти до привычной нам (Быт. 11). А в псалме мы
читаем, что дней лет наших семьдесят (Пс.89:10). Что-то изменилось в условиях
существования на земле, и изменилось кардинально, так, что это отразилось даже
на питании: «Да страшатся и да трепещут
вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы
морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу;
как зелень травную даю вам все» (Быт.9:2, 3).
Как мы уже
отмечали ранее, после потопа изменился и климат земли, настолько, что Бог дал
указания употреблять в пищу даже животных. Такое положение не было
предусмотрено при сотворении людей. Возможно, до потопа климат был более
благоприятный. Хотя человек и добывал хлеб в поте лица, все же условия жизни не
были очень суровыми. Трудно сказать, что конкретно произошло потом: уменьшилось
ли давление и содержание кислорода в воздухе, изменилась ли температура у
поверхности земли, состав атмосферных газов и т. д., да это и не важно. Уменьшение
продолжительности жизни стало, скорее всего, сдерживающим фактором, а значит,
жизнь людей стала течь в необходимом русле, как на это указывает апостол Павел:
«От одной крови Он произвел весь род
человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные
времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26).
Итак, после
потопа ситуация изменилась. Изменились и взаимоотношения Бога и людей.
Рассмотрим их, продолжая читать далее главы книги Бытие, на примере Авраама.
Но с другой
стороны, вот ведь как интересно получается, можно задаться вопросом: а что
повлияло на настроения и образ поведения тех людей? Что переменило их образ
жизни, так что, делая теперь «своё дело» (строя какую-то там башню) они вновь
приобрели некий смысл?
Конечно,
кто-то может сказать, что их «заела» тоска, по как говорится старым и добрым
временам. Вот уж да, сыновья Ноя были непосредственными свидетелями того, что
происходило до потопа и всю эту информацию могли передать своим потомкам, как и
некую ностальгию (так устроено наше сознание, все хорошее помнится, а все
плохое как бы было и случайно). Возможно, этого нельзя списывать со счетов, но
дело, скорее всего, в другом.
На их реакцию
и поведение могли повлиять именно знание их будущей судьбы, не это ли можно
наблюдать в их высказываниях: «И сказали
они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся* по лицу всей
земли» (Быт.11:4).
*Примечание. «Воздвигая подобную колоссальную
башню, строители ее хотели поставить памятник своему выдающемуся искусству и
тем самым обессмертить себя в глазах всего потомства; быть может, к этому
присоединялись у них и властолюбивые замыслы создать такой опорный пункт
владычества, откуда удобно было бы простирать свою власть на возможно большее
количество народонаселения; наконец, в намерении строителей, вероятно, было и
желание помешать осуществлению божественного пророчества о всеобщем рассеянии
потомков Ноя (Быт.9:25–27) созданием такого центра, который был бы виден для
всех и снова объединил бы всех вокруг себя.
«…и сделаем себе
имя» - Вот прямые и ясные слова Библии, не оставляющие сомнения
относительно честолюбивых, властолюбивых и вообще богопротивных намерений
устроителей вавилонской башни. В подобном же смысле, т. е. в смысле указанной
их ревности о репутации, употребляется эта фраза и в других местах Библии
(2Цар.8:13; Ис.63:12–14; Иер.32:20).
«…прежде нежели
рассеемся по лицу всей земли» - Начальные слова текста: «прежде, нежели» в
еврейском тексте выражены союзом ken, который вполне допускает и другой перевод
его, равнозначащий греческому μή и русскому «чтобы не»…» А.П.Лопухин. Толковая Библия.
О какой
участи или судьбе здесь говорится, которую знали эти люди? Об этом красноречиво
говорит пророчество самого Ноя: «…проклят
Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих … благословен Господь Бог Симов;
Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в
шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт.9:25-27). Проклятие, а
также место в самом главном для участников процессе, которое было отведено
одному из потомков Ноя, не оставляли сомнения, что эта участь была не завидной.
(Ной, как и его потомки, знали о пророчестве, о спасительном семени и теперь кто-то
из потомков Ноя должен был продолжить «начатое им самим». Кого-то должен был
избрать Бог для продолжения начатого. Так что тот, кто остался в аутсайдерах,
мог испытывать некоторую досаду).
Подождите,
получается, что зная свою роль (и где-то судьбу, участие, место во всеобщем
процессе, т.е. истории и т.д.) человек с этим может согласиться или не
согласиться. А от этого будет определять и направление его деятельности, как
это случилось при строительстве башни. Это как раз возвращает нас к вопросу о
предопределении. Зная своё место в этом процессе (процесс может быть любым от участия
или не участия в чём-либо), человек может начать поступать вопреки этому, или,
стараясь максимально доставить «неудобства» главным его участникам, если знает
заранее, что сам не участвует, например, в этом. Как говорится вот делать
больше нечего как каждый раз ангелам смешивать языки (Быт.11:6,7) или делать
что-либо подобное.
Из этого
следует, что хотя Бог и знает о каждом (как говорится что и кто), но эта
информация сокрыта от людей, все по той же причине. Про потомка Хама, здесь всё
понятно. Но подождите, а как это влияло на народ израильский?, ведь они точно
знали свою роль и предназначение.
Рассмотрим
это на одном из многочисленных примеров, на том, как вообще это знание повлияло
на образ мышления и поведения, быт и жизнь … и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий