четверг, 19 июля 2018 г.

Ной и ковчег.

Как повествует нам Писание (Быт.6 - 8 гл.), Ной со своим семейством спасся в потопе на деревянном ковчеге. Ной являлся праведным перед Богом и с ним был заключён завет, как с представителем всего будущего человечества (Быт.6:18). О предстоящем потопе было известно заранее (Быт.6:3), да и само строительство ковчега (приблизительные размеры которого составляли 22х13х135 метров) велось на протяжении некоторого времени. Такое грандиозное сооружение, как ковчег необходимо было отстроить по некоторому плану и осмолить его (Быт.6:14-16). При этом возникают вопросы: почему другие не обратили на это никакого внимания и не начали делать что-то подобное для своего спасения?

Конечно, Бог определил только Ноя и только ему гарантировал спасение и дал конкретные указания: «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; … ибо чрез семь дней Я … истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт.7:1-4). Поэтому можно предположить, что строительство не велось публично, на показ и охранялось Богом от посягательств. Не говориться каким образом велось само строительство – производил ли Ной закупку стройматериалов у поставщиков или от и до всё заготавливал самостоятельно. Были ли у него подрядчики, которые выполнили часть работ или нет? Где он добывал такое количество смолы, уплотнительных материалов, инструментов, которые требовали уход и облуживание и т.д.?

Однако количество стройматериалов, затраченное на строительство, такого сооружения впечатляет. Дерево необходимо не только срубить, но и обработать, распилить на необходимые бруски, как по длине, так и по профилю, выровнять поверхности, чтобы потом можно было загерметизировать корпус ковчега. Речь идёт о сотнях деревьев весьма не малого размера. Не говоря уже о сопутствующих материалах – количество необходимой смолы также исчисляется десятками кубометров, а ведь её необходимо было разогреть, прежде чем нанести на поверхность.

Данные рассуждения мы ведём с точки зрения сегодняшних представлений о той действительности, какая была тогда. Однако, как мы говорили до этого, нет никаких оснований предполагать, что за почти два тысячелетия, прошедших от сотворения Адама до потопа, тогдашний прогресс не мог достигнуть высот, значительно превышающих современный уровень развития. А это может означать, что материалы для строительства могли производиться в массовом количестве (подобно современным) и их цена не была большой, а качество не зависело от партии к партии. К этому необходимо добавить приготовление больших запасов еды (длительного хранения, что даже по современным меркам представляет некоторую проблему), возможно, запас топлива для её приготовления на борту ковчега, пресной воды и т.д.

Конечно, зная о предстоящем конце, Ной вложил все свои имеющиеся средства в строительство, ведь не было смысла иметь какую-либо, например, недвижимость, сельскохозяйственные угодья, значительные материальные средства (золото, серебро и т.д.). Ной проявлял веру, и это было залогом его спасения: «Верой Ной, получив предупреждение о том, чего еще нельзя было видеть, богобоязненно построил ковчег для спасения своей семьи. Своей верой он осудил мир… » (Евр.11:7;IBS).

Тем не менее, строительство такого грандиозного сооружения как ковчег действительно требовало мобилизации сил, в полной уверенности, что это осуществимо. Задача, решение которой растягивалось не на год-два, а на более длительное время, возможно на десятилетия. Это не только испытывало в некотором смысле твёрдость и намеренья строящих, но и заставляло придерживаться некоего плана, видя в каждой воздвигнутой балке приближение цели еще на немного. Другие же, те, кто не проявляли такой веры, могли быть заняты обычными и повседневными делами и смотреть на капающихся возле деревянной коробки как на нечто экзотическое и даже лишённое смысла.

И вот ведь да, повторимся еще раз: во времена Ноя действительно необходимо было проявлять веру, что можно пережить всемирный потоп и спастись в такой деревянной коробке. Почему? Да потому, что уровень цивилизации мог достигать такого развития, что спасение в ковчеге могло мыслиться просто как безумие. Да и как можно спастись в такой коробке?, ведь при такой длине она может переломиться пополам от весьма не большой волны. Какой же в неё должен был заложен запас прочности (как на изгиб, так и на скручивание)? Или здесь мы сталкиваемся всё с тем же вопросом о влиянии ангелов на спасение?

 Возможно, именно поэтому многие и не спаслись, так как не верили в возможность спасения в таком «хилом» сооружении, а также оттого, что сами надеялись переждать все ненастья в более «надёжных» местах, как им казалось. (На земле находят сооружения сделанные из мегалитов весом по несколько тонн из твёрдых пород камня, всё это не оставляет сомнения что их произвели не индейцы и племена «каменного» века, а более развитая цивилизация. Некоторые из них напоминают чуть ли не бункеры на случай ядерной войны. Ну, это так, к слову.). Возможно именно этим – деревянной коробкой и испытывалась вера спасаемых (надежда была только на Бога).

Возвращаясь назад, к Адаму и Еве, к описанию действий мятежных ангелов до потопа, можно отметить слабо заметную связь. Не первые люди подняли мятеж, решив отказаться от покровительства Бога в любых вопросах. Ангел(ы), поставленные в Едеме, имели возможность оказывать влияние на людей, подводя их к определенным мыслям. Может быть, поэтому они и сдались так быстро, что их вели к этому, а они не сопротивлялись, это льстило им, и первые люди быстро присоединились к мятежникам в удобный момент. Но самое главное, что можно отметить, это что сам источник отпадения лежал где-то выше — в умах ангелов. Это слабое, но все же основание для дальнейших рассуждений о данных созданиях, однако сейчас оно выходит за рамки нашего повествования. Здесь подчеркнем лишь некоторую ограниченность даже безгрешного человека, а также то, что чем выше положение, тем больше степень свободы и тем выше ответственность. И хотя Адам и Ева виновны и понесли должное наказание, зарождение источника бунта вне рая служит неким основанием для надежды на возвращение потерянного (в дальнейшем повествовании Библии — рождение семени и искупление). Другими словами, с нас не снимается ответственность, но все же сам Бог борется за людей и их праведный выбор. Как пишет апостол Петр, по большому счету люди как грешники и потомки грешного Адама могут только обещать Богу добрую совесть, т. е. верить и стремиться в делах подтверждать свою веру: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести [а просьба к Богу о чистой совести, СоП], спасает воскресением Иисуса Христа» (1-Пет.3:18,20,21).

Поэтому сам факт того, что кто-то мог соблюсти себя в такой обстановке, да еще и унаследовав греховную природу от Адама, при длительном воздействии извне, — настоящее чудо. Хотя о Ное и говорится как о праведнике, который был весьма приятен Богу на фоне происходящего вокруг: «Ной же обрел благодать пред очами Господа. …Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:8, 9), все же мы видим, что и сам Бог желал исполнить Свой план и предпринимал меры по спасению Ноя, а через него — и всех других. Как ни желали мятежные ангелы навредить Ною и приостановить работы по строительству ковчега, они, скорее всего, даже близко не могли подойти к осуществлению этого. И уж можно представить себе состояние Ноя, строящего изо дня в день ковчег на протяжении долгого времени и испытывающего давление со стороны окружающих.

Очевидно, что само положение вещей (до потопа) со временем стало представлять угрозу не только для планов Бога по спасению людей из рабства греха, но даже для самой жизни. Несомненно, потоп служил исполнению Божьих намерений. Пророчество, прозвучавшее в Едеме (Быт.3:15), должно было исполниться. Должно было родиться не запятнанное грехом семя от праведных людей. Промедление с уничтожением того развращенного рода могло свести такую возможность к нулю, подобно тому, как удаление Каина положительно сказалось на благополучии Сифа. То, что случилось с Авелем, Енохом, родословная Ноя, а также число спасенных в потопе указывают не только на то, что праведных людей было не так уж много на земле в то время, но и на то, что таким праведникам жилось довольно трудно:

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и [если] не пощадил первого мира, но в восьми [душах] сохранил [семейство] Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых…» (2-Пет.2:4,5).

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. …Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он [весь] мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:5,7).

Итак, мы видим, что не только желание и намерение отдельных, к тому времени уже грешных, людей были основной движущей силой в спасении. Сам Бог предпринимал немалые усилия для спасения людей, и это служило мощным основанием веры. Непосредственное общение Бога с людьми в те трудные времена, хотя не заменяло утраченную связь, все же значительно облегчало жизнь праведников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий