суббота, 21 июля 2018 г.

Что было достигнуто потопом?

Можно сказать, что после потопа первый этап был закончен. С одной стороны, было бы глупо продолжать в том же духе и снова разрешить мятежным ангелам спуститься на землю в плотских телах, как это было прежде, поэтому после потопа их действия, судя по всему, были значительно ограничены. С другой стороны, необходимо было показать всем небесным созданиям, как и людям, к чему могут привести ничем не сдерживаемые действия мятежников. Очевидным оставалось и то, что план искупления остался прежним. Начался новый этап.

Рассуждая о потере связи в Едеме и об источнике отпадения вне рая, можно увидеть некоторую иерархическую структуру, о которой упомянул впоследствии Иоанн Богослов: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел» (Откр.1:1,2).

Не вдаваясь в подробности, структура такова: Бог, Христос, ангелы, человек. Связь «Бог — ангел — человек» разрушилась в Едеме. Мятежные ангелы могли продолжать использовать связь «ангел — человек» для своих целей. После потопа эта возможность, как мы увидим далее, стала еще более ограниченной. Первоначально, судя по всему, связь «ангел — человек» подразумевала такое же единение, как и отношения Адама и Евы до согрешения. Взаимодействие, приносящее радость, удовлетворение обеих сторон, счастье и смысл — вот что подразумевалось Богом изначально. Косвенно на это указывают тексты множества мест из Библии, описывающие отношения в духовной сфере (например, Христа и церкви). Мы не будем их касаться, а приведем лишь одно, показывающее отношения Бога и Слова: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони. …Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит.8:22,30).

Что же получается?, что вся история почти 2000 лет (до потопа) уложилась всего лишь в какие-то 7-9 глав книги Бытие. Т.е. за это время план спасения не претерпел каких-либо уточнений и не имел особого развития, а просто следовал своему движению вперёд. И это довольно длительный период в течении которого не происходило практически ничего. Просто было сказано, что от этих людей произойдёт некий потомок, наделённый некими полномочиями от Бога и всё. Это даёт основание для предположения, что этот период был отдан на «откуп» мятежным силам, чтобы они там что-либо попробовали. И только по завершении его можно было разворачивать план спасения в полной мере.

Всё это очень напоминает состязания или это можно сравнить со спортивными соревнованиями. До них может быть и известно кто сильнее (лучше, круче, более умелый и опытный), но это невозможно выяснить, не проведя само соревнование (т.е. конкретно не пробежав, не метнув, не прыгнув, не вступив в борьбу в игре и т.д.). Говорить до соревнований, что вот этот спортсмен (команда) является сильнейшим, и ему нужно вручить золотую медаль, как вы понимаете, не приходится. Во-первых, силы, которые подвергли сомнению авторитетное мнение, захотят всё равно это проверить в действии, иначе они объявят о сокрытии, не допущении соревнований из страха поражения … ну и т.д. Т.е. авторитет Бога, как самого компетентного арбитра, для них вообще не имеет значения. Во-вторых, прямое указание, сеет сомнение в подыгрывании, сговоре для своей выгоды, имении любимчиков (особенных), которым можно чуть больше чем остальным и т.д., т.е. в несправедливости присутствующей изначально. Так или иначе, это можно выяснить, как и многое другое, только в «боевых» условиях, а не просто на словах, т.е. устроив, наконец таки эти «соревнования» по настоящему.

Как вы понимаете, такие действия продиктованы именно ограниченностью участвующих в этом созданий и только этим. Вот, если всё было бы известно заранее, то и вопросов бы не было. Зачем, собственно затевать «соревнования», если и так всё понятно? Тогда что получается?, что ангелы, какими бы могущественными они бы не были бы и какими бы силами и возможностями не обладали, всё равно являются ограниченными и намного меньшими созданиями по сравнению с Создателем (по возможностям, силе, влиянию и т.д. ср. Иак.2:19, да и многое что им может быть недоступно Мф.24:36).

Понятно, что человеку достичь возможностей ангела нельзя, однако сделать это можно, если оснастить его необходимыми техническими средствами. Человек, например, не может быстро и точно отреагировать на физические величины (которых может быть несколько), например, в сложной химической реакции синтеза, как это мог бы сделать ангел, направляя ее в нужное русло для получения необходимого результата. Однако с этим успешно может справиться автоматика (цифровая техника), реагирующая на всевозможные датчики, управляя конечным процессом. После потопа и ограниченности связи с извне развитие технологий и доведение их до приемлемого уровня к определенному моменту истории идут именно этим, одним-единственным путем. И этот путь безальтернативен (а из этого можно предположить как будет развиваться мир и цивилизация далее).

Немного отвлекаясь от основной нити рассуждений, хотелось бы сделать небольшое уточнение относительно допотопной цивилизации. Если наша мысль верна, то с некоторой долей вероятности можно утверждать, что мы никогда не найдем в процессе археологических раскопок большого количества механизмов и машин, в привычном для нас понимании, оставшихся от той цивилизации. Ангелам они были не нужны, поэтому их просто может не быть.

Наша ограниченность не дает нам возможности взглянуть теперь за эту «пелену», увидеть, что могло бы быть, если бы все было так, как оно было хотя бы в допотопные времена. (Людей, которые могут это сделать, обладающих возможностями, превышающими естественные способности рядового человека, единицы, тем более что часто подобные возможности также весьма ограниченны.) Уже сейчас всевозможные «умные» машины и механизмы делают нашу жизнь лучше, а мобильные устройства намного расширяют наши возможности, до такой степени, что ранее об этом невозможно было и помыслить.

Это можно проследить и по индустрии развлечений, которая тешит умы обывателей, предлагая приключения героев, борющихся за благо всего человеческого рода. Подобные герои часто обладают сверхспособностями и/или сверхвозможностями, которые они либо имеют от природы, либо приобретают их после применения секретных технологий или просто благодаря магии и волшебству. Даже здесь преодоление ограниченности прельщает и влечет, увлекает создавать свой мир, в котором нет привычного для нас порядка вещей.

Мятежные силы не смогли сделать свой задуманный мир стабильным, хотя им и было дано на это достаточно времени. В этом они потерпели фиаско и далее идёт уже другая история – история искупления, по ходу развития которой возникают и решаются всевозможные вопросы. Теперь если оглянёмся назад, то становится очевидно, что сделать мир на основе ограниченного мышления даже с участием ангелов невозможно.

Последняя попытка создать свой мир и царство будет дана еще раз перед самым Армагеддоном (Откр.13гл.;16:13-16) (ой, еще одна в конце 1000 летнего царства Откр.20:3). Но все они напоминают больше не сколько что-то создать, сколько противодействовать, шанс что-то создать уже был дан однажды и был успешно провален, ничего не получилось. Об этом необходимо помнить при возникновении на короткий период этого последнего царства, для того «чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя». И этим не стоит обольщаться (Откр.13:14, именно так там и представлено всё это действо).

Наверное это самое главное достижение того времени. В остальном, конечно, можно много рассуждать как ограниченная жизнь, которая после потопа сократилась в до десятка раз, повлияла на дальнейшую историю и её развитие. Так, например, всего через 800 лет Моисей писал, что «дней лет наших семьдесят» (Пс.89:10). И это давало возможность более быстрой смене правительств и ускоряло появление различных форм правления, подключая к этому процессу не 10-12 человек (при жизни в 700 - 900 лет) за всю историю существования человечества (т.е. свыше 6000 лет по общепринятому библейскому летоисчислению), а сотни и тысячи людей правящей элиты.

С другой стороны сокращения жизни стало сдерживающим фактором. Оно сдерживало в какой-то степени развращение до невероятных пределов. За свою короткую жизнь человек тратит около трети на то, чтобы только вырасти, научится чему-либо полезному и осознать суть жизни. В остальной период (30-50 лет) жизни он может сделать что-либо, в какой-нибудь области. Так вопросы, поставленные некоторыми учеными вначале прошлого века, были разрешены спустя несколько десятилетии их учениками. Для того чтобы понять суть и цель, например, научных изысканий нужно потратить не один год для того, что бы вникнуть в суть проблемы.

Также только что родившейся человек попадая в мир, не знает многого, действуя наугад, открывая для себя мир заново. За такой короткий период жизни нет много времени для извлечения уроков из действий предшественников. Не прочувствовав на себе ужасные последствия тех или иных ошибочных действий новое поколение склонно поступать по велению своего сердца с возможно большей доверчивостью (ср.напр.Рим.2:14,15), чем те кто, с течением времени убеждаясь в безвыходности бытия, начинает действовать со злобою.

После потопа климат земли изменился настолько, что были разрешено (прямым указание) употреблять в пищу даже животных. Такое положение не было предусмотрено при сотворении людей. До потопа климат был более благоприятный. Хотя человек и добывал хлеб свой в поте лица своего, все же он не был очень суровым во многих уголках земли, как это стало после. С изменением климата, возможно, необходимо было прикладывать больше времени на добывание пищи.


Действие некоторых факторов после потопа были сведены на «нет» или заметно снижены, другие вышли на первый план. Но об этом мы можем только догадываться размышляя над случившимся… см. Деян.17:26.

1 комментарий: