четверг, 12 июля 2018 г.

«…избрал нас в Нем еще до создания мира». Продолжение.

Избрание по плоти. Такое избрание само по себе охватывает некоторый круг вопросов, из которых вытекают линии поведения участников. Так со стороны Бога – имея относительно малую группу, из которой происходит выбор, возникает дилемма – не может ли оказаться так, что сам выбор будет ограничен (ничтожен) или вообще не из кого будет выбирать? Что же тогда делать? Не ограничивает ли это само избранничество и не дискредитирует ли саму идею как таковую? Если это так, то изначально необходимо было вводить некоторые дополнения, чтобы само избрание не имело критических ограничений, т.е. предпринять действия на возможность законного избежание критических ситуаций («узких мест»). Из этого следует, что Бог, как главная сторона договора, не занимает здесь пассивную позицию и принимает непосредственное участие в судьбе другой стороны, оказывая формирующие действия на «предмет» избрания. Обо всем этом должна быть заранее уведомлена вторая сторона (как до заключения договора, так и позже, например передача вестей через посредников, т.е. тех же пророков).

Другими словами заранее составляется некий договор, на основании которого, при наступлении тех или иных обстоятельств могут быть предприняты те или иные шаги с одной стороны и можно рассчитывать на некие преимущества с другой, если такие обстоятельства не наступают. Фундаментальной особенностью данных отношений является некоторая изначальная ограниченность претендентов из одной ограниченной группы. Данная особенность делает отношения даже на договорной основе участливыми и сближающими, так как каждая из сторон имеет ограничения, наложенные самим договором, и заинтересована во взаимодействии.* При этом мы не учитываем действия еще одной стороны, которая заинтересована в нарушении вообще каких-либо договорных обязательств каждой из сторон договора (падшие ангелы).

*Примечание. Как оказалось со временем, исполнить праведный закон невозможно грешному человеку и поэтому он нуждался где-то в нисхождении и милости со стороны Того, Кто дал этот закон (ср.Гал.3:10,11). Смотри также слова Бога, например в Исх.32:10, как реакцию на действия народа.

Со стороны человека – имея относительно малую группу, из которой происходит выбор, возникает другая дилемма – сама принадлежность к группе, не даёт ли право в той или иной степени уже получать некоторые выгоды? В конечном итоге только с ней (с этой стороной, некой группой, потомками и т.д.) заключается некий договор. Здесь как кажется, может существовать приблизительно две линии поведения. Первая – стараться занять в группе лидирующие по праведности положение (исполняя закон в дотошности), чтобы оказаться на самом верху «иерархии праведности» и как следствие получать больше благословений. Другая – просто принадлежать к этой группе, не нарушая (пусть даже иногда и формально) основные положения договора (вообще не стремиться занять какое-либо положение в «иерархии праведности» внутри группы).

Действительно, какая разница, Бог избрал свой народ и все так или иначе получат Его благословление, как и предусмотрено договором, в начале праведники, а затем и те, кто просто принадлежит к этой группе, как потомки тех, с кем и был заключён договор. И действительно сама принадлежность к группе даёт преимущество по сравнению с другими, с кем не был заключён подобный договор. И на данном основании простая принадлежность к этой избранной группе может служить поводом, чтобы все кто принадлежит к ней, считали себя выше (лучше, ценнее, почётней в глазах Бога и т.д.) других. А также при соблюдении формальной стороны вопроса (пунктов договора), можно рассчитывать чуть ли не на обязательное следствие за этим, действий с той стороны (действий Бога) на улучшение благосостояния* (на Божьи благословения в «обмен» на праведность).

*Примечание. Подобный «спектр» чувств и отношений мы встречаем на страницах евангелий. В народе есть: «мытари и грешники», а также речь идет о «…праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:2,7), где Бог как бы и должен им за их праведность. За оскорбление считается назвать человека самарянином (Ин.8:48), т.е. тем, кто не принадлежит к избранной группе. И т.д. см. также Мк.7:1-4, где соблюдение формальной стороны вопроса воздвигается в ранг самого главного. В спорах и разговорах о праведности делается акцент на происхождение и принадлежность к тем, с кем был заключён договор ср. Лк.3:8 с Ин.8:33.

С другой стороны первоначально избрание человека, из которого будет происходить избранная группа, для определённых целей, осуществляется не на основе договора, а на основе других факторов (например, веры). Т.е. на основе стремления человека приблизиться к Богу и только потом заключается некий договор. Ведь еще до заключения договора вообще нет никаких обязательств сторон друг перед другом и главная сторона вопроса (Бог) может сделать практически любой выбор из множества других претендентов и далее формировать их в соответствии с условиями договора (принимать участие в их судьбе, давая откровения, наставления и т.д. см.Рим.4:1-12).

Избрание по вере. Такое избрание происходит в силу двух обстоятельств, а именно взаимного желания двух сторон. Люди желавшие приблизиться к Богу и принять от Него нечто, что и доказывает такие отношения, получали дар свыше и могли использовать его на благо и прославление давшего этот дар, т.е. Бога. Похоже, что это и было единственным условием, на основании чего давался такой дар, и строились взаимоотношения (если не вдаваться в подробности, почему вообще стало возможным получение чего-либо просто так на основе простого желания приходящего и его веры).

Основой такого взаимодействия становится непосредственное желание каждой из сторон сближаться друг с другом. Познавать волю Божию, возрастать в познании веры и как следствие в еще большей степени применять дары данные свыше (ср.Мф.17:20). Взаимное стремление, внутреннее ощущение и влечение к праведности, т.е. проявление любви (Агапе) и есть основа этого взаимодействия. Вот единый закон, не требующий какого-либо договора, правил и прописанных законов.

Однако когда нет внешних правил или внешних лекал, по которым можно было бы оценивать других людей, становится не возможно увидеть степень участия каждого. Действительно, кто преуспел в этом вопросе больше или меньше, кто поднялся на «ступеньку выше»? А кто может расти, но «растёт» при этом не так быстро как мог бы? Сказать так или оценить это до полноты и точности невозможно. И здесь всё может скатиться на знакомые «рельсы» внешнего проявления. У кого больше внешних признаков (богатства, денег, имущества, положения, даров и т.д.), того больше всех и благословил Господь, тот более всего и праведен перед Ним. Это может служить основой некоего разделения, например на «духовных» и «недуховных», или «все перед Богом равны», но есть немного более «равнее» и т.д.

Это в какой-то степени и естественно, единая группа стартует с одного места, но имея разные скорости движения вперед неизбежно растягивается вдоль трассы. Так, что первые заметно впереди и оглядываясь назад могут уже и не видеть последних. Однако последние, как бы медленно они не двигались, уже успели также удалиться от старта. Прибавьте к этому, что на старт пребывают и стартуют другие участники, заметно отставая по времени от старта основной группы (вновь пришедшие, новички). И тогда мы получаем ту пёструю картину общего движения. При этом практически невозможно избежать непонимания между разными группами движения.

Не это ли одна из главных мыслей многих посланий ап.Павла, направленная на преодоление этих трений и кажущихся противоречий среди христиан из язычников в 1 в.н.э.:

«Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» (1-Кор.3:4,5).

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).

«… говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:3-5; см. также 1-Кор.12:20 и т.д.).

*Примечание. Здесь мы цитируем и приводим только небольшое количество мест Писания. Каждый самостоятельно может вспомнить и привести дополнительные цитаты. В данном тексте мы намеренно избегали приводить цитаты и давать большое количество ссылок, чтобы не отвлекаться от основной цели данной статьи и не перегружать текст, понимая, что любая не цитируемая ссылка неизбежно вызовет интерес и может отвлечь внимание.

Рассмотрев два пути на некотором "удалении" (при некотором упрощении), т.е. не так детально и подробно, становится очевидным, что всё это вполне прогнозируемые сценарии развития события. Другими словами заранее понятно как стали бы развиваться события, если всё пойдёт по этому сценарию. И это типично для нашего человеческого сознания – оглядываясь назад и анализируя произошедшее, мы понимаем, что так оно и должно, скорее всего, происходить. Но Бог намного выше нас в этом вопросе, это две даже несопоставимые или близкие к сравнению величины (Рим.11:33-36). Возможно, именно этот смысл вкладывает апостол в Еф.1:4* упоминая далее о неком плане: «как это и было предопределено планом Бога» (11;IBS). Здесь речь не идёт о каком-либо предопределении, а о вполне понятных и заранее прогнозируемых вещах и событиях.


*Примечание. Возможно ап.Павел здесь делает отсылку, некое упоминание, ассоциацию и т.д. в том или ином виде, на текст из евангелий: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Данное евангелие одно из самых ранних и имевшее к тому времени, скорее всего, большое распространение или известность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий