вторник, 10 июля 2018 г.

«…избрал нас в Нем еще до создания мира*».

*Цитата из: Еф.1:4-14: «… Бог … во Христе благословил нас всеми духовными благословениями небес. Ведь Он избрал нас в Нем еще до создания мира, чтобы нам быть святыми и непорочными перед Ним … В Нем мы получили искупление Его кровью и прощение грехов … Он открыл нам тайну своей воли. Он сделал это по своему доброму желанию… чтобы в назначенное время объединить все на небесах и на земле под властью Христа … как это и было предопределено планом Бога, совершающего все в мире согласно своей воле и своим замыслам. Мы …должны восхвалять Его славу … вы, … отмечены печатью обещанного Святого Духа, который является залогом нашего будущего наследия и искупления … для похвалы Его славе» (IBS).

Вообще, часто вчитываясь в строки Писания, размышляя над действиями героев и персонажей, да и просто смотря на эту быстро мчащуюся жизнь и наблюдая за событиями, не перестаёт где-то в глубине мелькать вопрос. Вот эти люди – малые и великие, добившиеся значительных результатов и сделавшие какие-либо открытия, поднявшихся по лестнице чуть ли не к «небесам», богатые и не очень, оставившие след в истории и безымянные, свершившие подвиги веры и оступившиеся и т.д. и т.п. Что же их отличает друг от друга, отличает от меня, в конце концов, чем я отличаюсь от них? И отличаюсь ли?

И действительно, те же ноги и руки, те же глаза и те же органы: слух, зрение, мозг и т.д. Часто люди задают себе вопрос, вне зависимости мужчина или женщина, спрашивают себя, сталкиваясь с себе подобными – чем же он/она лучше меня? (Здесь мы не будем касаться вопросов отношений между полами, кто кому нравится и т.д., хотя, по сути, он всё тот же). И почему при прочих равных условиях, кому-то выпадает что-то более почётное и значимое? Да и вообще где тогда справедливость?

А если, что-то нам и дано, то почему дано именно нам (т.е. мне, конкретно сейчас читающего это)? Так, например некоторые дети, с раннего возраста имея какие-либо способности и данные, отличающиеся от других людей, в первое время думают, что так воспринимают мир все и лишь спустя некоторое время вдруг замечают, что другие мыслят, поступают и ощущают немного по-другому. И только осознав это, они начинаю ценить тот дар, т.е. те способности, которые даны только и именно им и которые они вдруг обнаружили.

Не об этом ли пишет ап.Павел: «Кто же делает тебя лучше других? Что у тебя есть свое, чего ты не получил от Бога? Если такого нет, то что же ты хвалишься подаренным?» (1-Кор.4:7;IBS). Да и это так. Если все наши дары и способности в конечном итоге происходят от Бога*, то чем стоит хвалиться? Что есть такого чего не дано от Бога? А если всё от Бога (как в случае с дарами верующим в Коринфе), то, есть ли причина одним ставить себя выше других?

*Примечание. Павел пишет о дарах Святого Духа данным в различных проявлениях верующим в Коринфе (1-Кор.12:4-11). Такие различия могли служить поводом к разделению на группы, классы и т.д. с неизбежным сравнением одной с другой. Сравнение не в смысле качественных параметров – кто-то исцеляет, и если кто болен, то к нему; кто-то наставляет и если… то к нему, нет. А в смысле кто лучше и «круче», а кто так себе, да и ценен ли он? См. общий посыл послания в 1-Кор.1:10-14.

Конечно, многое зависит от изначальных условий – рождения, происхождения, образования (как в житейской мудрости: «в жизни должно повести три раза: от/у кого родится, у кого учится и на ком жениться (выйти замуж), остальное ты сам»). Многое зависит также от устремления личности. От неуёмного желания добиться чего-либо, стараться и вникать, когда другие отдыхают. Стремиться только вперёд и в конечном итоге, что называется «сделать себя самому» и добиться желаемого. «Да были бы у меня такие данные, такое здоровье, мама и папа (мастера спорта), да разве я не стал бы олимпийским чемпионом», к примеру? (здесь каждый может придумать что-то для себя самостоятельно… космонавтом, принцем/принцессой и т.д.). И часто не получив желаемого, даже после того, как было приложено немало усилий, многие начинают роптать и винить всё что угодно – обстоятельства, глупость окружающих (не оценили по достоинству), случайность (ну вот, просто не повезло) и т.д.

Этому посвящено не мало исследований – исторических, военных, маркетологических и т.д., в которых выявляются какие-либо, на первый взгляд неприметные особенности и обстоятельства, повлиявшие в конечном итоге: на события, исход сражения (вспомним, например, хотя бы Александра Македонского), выигрыш в конкурентной борьбе и т.д. Где-то это так и есть (ср.Еккл.9:11).

Это всё так, в нашем, теперешнем и «оторванном» (в любом смысле) от Бога мире. Но как же дары от Бога? На это люди, получившие их в те времена, вряд ли могли как-то повлиять. И вряд ли перечисленные выше знания могли, в этом смысле, что-либо добавить или как-то помочь. Но что же тогда?

Верующие во все времена стремились и старались занять более почётное место, сидеть, по возможности «в первом ряду», на «лоне Авраамовом» (Лк.16:22). И на этой почве иногда между ними возникали споры и разногласия, как, например, у Исава и Иакова.

Здесь, при подробном рассмотрении возникают две основные т.н. «проблемы». Первая из них – избранничество на основе родственных уз, т.е. по плоти. Такое избранничество, может происходить внутри определенной малой группы и только там. Сама принадлежность к этой группе уже как бы дает право на особые отношения с Богом, не важно, какую ступень в «иерархии праведности» занимает человек внутри группы. Вторая – избранничество на основе благодати, т.е. по вере. Происхождение, а значит и предыдущие дела и заслуги в этом случае не имеют ни какого значения. Избранничество происходит на основе того, что человек изъявил желание приблизиться к Богу (под действием тех или иных обстоятельств, расположения, в силу индивидуальных особенностей и т.д.), и выразил своё желание в вере и деле (сделал первые, путь и небольшие, но шаги навстречу).

Итак, имеется две возможности (по крайне мере две встречаются в самом Писании). Одна из них избрание по родству (плоти), вторая избрание по вере (особенности каждой из них мы обсудим далее). Об одной или другой человеку было известно заранее. Так, например, родившись в семье патриарха, с которым был заключён союз с Богом, человеку заранее было известно, чем такой союз «обременён» (соблюдение закона, заповедей и т.д., что было дано на усмотрение человека, а что ну никак нельзя было нарушать). И самое важное, пожалуй, для человека, что такой союз «давал» в смысле благословений, другими словами что «получал» человек от другой стороны договора.

В этом смысле союз ну никак не мог служить выяснением какого-либо спорного вопроса. В нём как в договоре всё было прописано заранее, что называется «все ходы и выходы». Что можно выяснять, если всё известно до того, как началось такое выяснение? Здесь важным является не само выяснение, а результат, вот что главное.

В случае же избрания по вере, также было известно, что человек избран, так как он обладал дарами Святого Духа и такие дары были очевидными (не только для человека, но и окружающих, как и указано в вышеприведённом тексте Писания). Но такие дары можно было получить только после искупительной жертвы Спасителя. А это также означает, что здесь выяснять как бы и нечего, всё уже давно выяснено до этого, и на основании этого и произошло указанное событие – получение даров Святого Духа. Вот действительно чего здесь еще то можно выяснять?

Другими словами, вот и неважно изберёт или нет конкретный человек божий путь, будет он его придерживаться до конца или нет, это не является уже таким главенствующим. Этим путём уже прошёл однажды Иисус и на основании этого Бог может одарит Своей милостью всех другим, даже если они на данный момент и отстоят «в стороне» (являются грешными по своей сути, несмотря на все свои старания). В этом отношении грешные люди не участвуют в разрешении каких-либо спорных вопросов (ср.Мф.3:9; Лк.19:40). Остается, следовательно, только личное участие, от которого, какие-либо вселенские проблемы ну никак не зависят. Однако такой взгляд (что ты там участвуешь в чем-то …спорном) могут навязать в той или иной конторе (ну как им еще поощрять то всех на «подвиги» во имя этой самой конторы?).

Ой, подождите, а как же дело обстоит с Иовом, вон там целая книга в Писании этому посвящена? В том то и дело, что Иов то, ничего не выясняет* по своей сути (в смысле спорных вопросов). Сам план был заранее определён еще в самом начале (ср.Быт.3:15). Иначе получается, что Бог определил этот план и он, вдруг стал зависеть от одного грешного человека? Не слишком ли большой риск для существования всей вселенной? (ну так, если задуматься слегка на минуточку).

*Примечание. Как утверждает https://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_Иова: «Толкование текста в основном строится вокруг вопроса: «Всегда ли несчастье происходит от божественного наказания?». Трое друзей Иова ответили бы на этот вопрос положительно, утверждая, что его несчастья являются доказательством грехов, которые он не мог не совершить. Его друзья также уверены в обратном: что удача всегда происходит от божественного поощрения, — и если бы Иов покаялся, то она снова бы ему улыбнулась.
Однако Иов утверждает и уверяет, что он добродетелен и что его несчастье не наказание, и это позволяет говорить (что и делает его жена) о деяниях Бога по простой прихоти, за что Его можно похулить, обрекая себя на смерть. Иов отвечает ей: «Приемлем мы от Бога добро — ужели не примем от Него зло?». В кульминации книги Бог отвечает Иову встречным вопросом: где был он, Иов, когда Бог создавал мир, и может ли он отличать зло от добра? … Глава 28 отметает все попытки человека понять пути Господни. … В заключении, когда Бог возвращает Иову и его семье богатство, а также, очевидно, его здоровье, это, вероятно, указывает на то, что идеальная вера поощряется Господом. При этом Бог гневается на друзей Иова, поскольку только Иов правдиво представил Его истинную природу, а все его друзья ошибались, утверждая, что человеку воздаётся за его веру и добродетель».

Книга Иова, когда бы она не была написана, четко определяет рамки человеческого существования и взаимодействия с Богом, в создавшейся постедемской действительности. Это что же получается? Что всё хорошее даётся нам за верность Богу, как утверждали трое друзей Иова, а всё плохое за грехи? Однако это не так, такое утверждение не только является не верным, но и может вообще привести к краху веры. Ведь случись с нами что-то плохое (ср.Мф.10:28, т.е. такое может случиться), а мы как Иов старались всё исполнять, в таком случае, получается, что Бог руководствуется не законом справедливости, а чем-то другим? А где справедливость?, тут как вы понимаете уже не далеко и до неверия. Но нам, как и Иову не дано понять всех замыслов Бога, как бы мы не старались.

Такое наставление было, скорее всего, крайне необходимо во времена заключения союза с одним из народов, как ответ на вопросы, которые рано или поздно возникнут и как некий «противовес».


Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий