Признаки. 1в.н.э. Продолжение.
Флор, руководствовавшийся своими
представлениями о «прекрасном», скорее всего, не мог даже и предположить к чему
приведут его действия в конечном итоге. Беспорядки в приграничных с Иудеей
городах начались не без попустительства римских властей, т.е. того же Флора.
Его сил явно не хватает на полноценное противостояние, поэтому он действует
руками других. И это, скорее всего, не только месть, ему выгодно такое развитие
событий, так как во всем можно обвинить непослушных иудеев, сняв с себя часть
вины. Ничего нельзя было поделать, так отреагировали местные на указ императора
о присвоении Кесарии статуса греческого поселения (данный статут ограничивал
иудеев, не давая в полной мере установить свои законы в данном поселении). Так
чтобы не нести ответственность Флор, возможно, заметает следы и его действия в
конец усугубляют ситуацию.
В отместку за надругательства над
религиозными чувствами, которые ко всему прочему подогревались мессианскими
ожиданиями, иудеи начинают мстить всем тем, до кого дотянутся. После начала
восстания и всего того, что произошло, обратного пути уже не было. Так или
иначе, если судить по действиям Флора и римских властей до этого момента,
многим иудеям грозила просто смертная казнь и в большинстве своём могли
пострадать невиновные люди, кто не вовремя подвернулся под руку. Поэтому даже
простой народ, не участвовавший в беспорядках, мог понять, что гнев римлян
будет направлен и против них, достанется всем без разбора. Находится в Иудее,
становилось всё более и более опасно.
Можно отметить также, что
Иерусалимский храм, священство, соблюдение Моисеева закона и некоторая
элитарность, богоизбранность и отделённость иудеев, сильно раздражало
язычников. Их культура, быт и устремления вращались вокруг других ценностей и
им чаянья иудеев были не понятны и могли восприниматься как угроза, ведь
иудейский мессия должен править всем миром из Иерусалима. Со стороны иудеев же,
ожидавших Мессию, царство Божье должно было бы уже и придти, поэтому все эти
язычники уж как бы давно и должны занять своё подчинённое место. Это приводило
к конфликтам и взаимным обидам, что, несомненно, способствовало тому, что
произошло. Резня в городах с большим количеством жертв вынуждает предпринять
меры наместника соседней провинции:
«Осенью 66 года римский правитель Сирии,
Цестий Галл, повел на иудейских бунтовщиков войско, состоявшее из римлян и
вспомогательных отрядов. Покорив приморские города, он двинулся из Иоппии
вглубь страны, опустошая все на пути, и стал лагерем под стенами Иерусалима. Он
успел овладеть частью города с северной стороны, но храбрый полководец
иудейских зелотов Симон, сын Гиоры … сделал удачную вылазку. Цестий, не умевший
понять, какую силу дает фанатизм, потому слишком пренебрегавший врагом, был
принужден поспешно отступать. Иудеи, одушевленные победой, погнались за ним, …
настигли войско Цестия в горах и нападали на него так сильно, что оно едва
могло пробиться в Кесарию, потерпев тяжелый урон… Иудеям казалось, что сам Бог
помогает защитникам закона. Нацией овладел энтузиазм. Казалось, возвращаются
дни Моисея и Навина. Святой город был освобожден; храм избавился от осквернения
близостью язычников…. Вера в близкое пришествие Мессии, в наступление царства
Божия пробудилась в Израиле с новой силой, исполнила все сердца надеждою на
торжество. Было решено продолжать начавшуюся Иудейскую войну.
Но все надежды и
планы иудеев разбились при столкновении с действительностью, … народ, при всем
своем энтузиазме, говорил о знамениях и пророчествах, предвещавших погибель.
Иерусалимские христиане считали возникшую войну тем временем, когда исполнится
предсказанный учителем их суд Божий над Иерусалимом и храмом, и удалились за
Иордан в Пеллу. Многие другие иудейские граждане умеренного образа мыслей,
расположенные к миру с римлянами, тоже покинули город, который, как они
предвидели, подвергнется погибели. Особенно много таких людей было в знатном
сословии».
Если верить дошедшим до нас историческим сведеньям, то
можно сделать некоторые выводы. Ослабление власти даст мощный толчок для альтернативного
мышления, то в чем можно чувствовать себя предсказуемо, особенного после
некоторого времени смуты и хаоса, вызванного началом течения признаков конца, а
также ситуацией до этого. Такая альтернатива даёт человек чувство защищенности,
принадлежности к чему-то великому, где можно себя идентифицировать, ощущать
смысл и даже строить планы на будущее, т.е. иметь некоторую предсказуемость.
Для иудеев того времени, например, оказаться рядом с Мессией было равнозначно
участию в Божьих делах, и это было мечтой, тем более, что по всем пророчествам
«время настало» (Лк.21:8;IBS). Просто ожидать появление Мессии,
занимаясь обычными делами, уже было невозможно и даже сама мысль об этом,
вызывала скуку. С началом восстания на горизонте призрачно, но все же уже замаячила
вожделенная мечта о долгожданном Божьем царстве (ср.Деян.1:6).
Религия дает человеку возможность в любом случае не
упустить своей «награды» или в этом мире или в ином, особенно в те времена,
когда терять, как кажется уже совсем нечего. Альтернатива светскому мышлению, возможность
быстро «решить» все свои проблемы путём погружения сознания в другую
реальность, разделит людей на различные группы, которые будут соперничать между
собой. Такой провал былой идентичности можно было наблюдать и в первом веке,
после того, как римские войска покинули Иудею. К власти пришли радикалы,
которые до этого оставались на периферии размеренной и предсказуемой жизни. Их
взгляды и поведение для того общества были если не сомнительными, то слишком
оторванными от реалий обыденной жизни, в которой следовало именно ожидать
прихода Мессии, не действовать путём насилия. Но всё изменилось после начала
восстания.
Как мы уже отмечали выше, самый, пожалуй, интересный вопрос
- когда начали исполняться признаки конца в 1 веке н.э.? Из рассмотренного
материала они начали исполняться до того момента, как Иерусалим был окружен
римскими войсками в 66 г .н.э.
Действительно, если восстание и беспорядки в Иерусалиме не давали поначалу
повода считать, что это признаки, то после того как началась резня в городах
Иудеи и ближайших окрестностях, так можно было считать с полным основанием.
Иудеи постоянно восставали и крайне пренебрежительно относились к язычникам и
даже к тем, кто соблюдал Моисеев закон (ср.Ин.8:48). Такие явления случались
относительно часто, так что простые бунты вызывали чувство обыденности и
равнодушие обывателей. Однако после таких значительных и повсеместных
беспорядков стало очевидно, что слова Иисуса: «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
все же это - начало болезней» (Мф.24:7,8) – исполнились, такого еще не
происходило. За убийствами многочисленных людей, которых зачастую не хоронили,
следовали болезни. Терялись былые деловые связи, отчего страдало снабжение, не
убирался, не перерабатывался и не сохранялся урожай, всё это приводило к
недостаткам продуктов питания. Беспорядки и орудовавшие банды отпугивали
торговцев и купцов. Люди стремились сохранить имеющиеся (сокрыть и спрятать) и
не были нацелены на то, чтобы приобретать и торговать.
Какие же причины, которые лежат на поверхности можно
выделить? Что привело к таким последствиям? Вот некоторые из них:
1. Заинтересованность
и действия элит. Так, например, Флор управлял Иудеей всего, какие-то 1 – 2
года, он был крайне заинтересован в получении максимальной прибыли от своего
поста, доставшегося ему почти случайно, и этот пост он мог также легко
потерять. Иудейская же элита, напротив, толи не знала, как реагировать на все
эти выпады, толи вынашивала далеко идущие планы по устранению Флора путём
компрометации и интриг, толи различные группировки надеялись как-то
договориться и использовать его для достижения сугубо своих политических целей
и просто-напросто не успели осуществить задуманное. Так или иначе, не бывшая
правящая элита возбудила, направила и возглавила восстание, нет, наоборот она
потеряла управление. Это говорит о том, что правящая на тот момент элита имела
слабые представления о римском наместнике, простом народе, тенденциях в
обществе и т.д. и пребывала в своём мире и строила свои планы. Всё случилось
для них почти неожиданно.
2. Экономические
трудности. Действия Флора привели многих в разорение, а хозяйства в упадок.
Какие-либо перспективы для продолжения привычной деятельности исчезали, в этом не
было смысла среди грабежей, произвола и без вменяемых, постоянных и понятных
правил «игры». Отсутствие возможности добиться что-либо здесь, побуждало к
тому, чтобы заполучить это другим путём, если невозможно восстановить прежнее
состояние. Оторванные от привычных дел люди стали искать прибежища, в том числе
и в радикальных взглядах и действиях, и в отместку за разрушение привычной
жизни.
3. Мессианские
настроения. Они всё более и более усиливались по мере отдаления от того
времени, по истечении которого, как думали и должен придти Мессия (ср.Лк.3:15).
Вспомним, что для большинства иудеев того времени, по их представлению, Мессия
так и не явился. Приход последнего связывался с идей земного рая, и это была
вожделенная мечта, чтобы он наступил, и как следствие: появление справедливого
общества, братства, материального изобилия и т.д. (ср.Лк.14:15 и 13:29,30).
Такие настроения уводили в сторону от решения конкретных проблем, заводя всё
более и более в мечты о Божьем вмешательстве, стоит только начать. Это и сыграло
свою роковую роль в принятии решения продолжать восстание.
Можно отметить, что признаки конца для отдельно взятой
Иудеи стали исполнять повсеместно и стремительно, хотя по началу и были
сомнения – признаки ли это. К моменту исполнения признаков в обществе сложилась
взрывоопасная ситуация, которая требовала только одной «искры» в нужный момент.
Признаки вскрыли противоречия, существовавшие в обществе. Признаки привели к
расцвету крайних радикальных религиозных взглядов, к конкуренции и борьбе за первенство
среди их приверженцев.
Это ставит перед нами следующие вопросы …
… продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий