воскресенье, 9 сентября 2018 г.

Признаки. 1в.н.э. Продолжение.

Флор, руководствовавшийся своими представлениями о «прекрасном», скорее всего, не мог даже и предположить к чему приведут его действия в конечном итоге. Беспорядки в приграничных с Иудеей городах начались не без попустительства римских властей, т.е. того же Флора. Его сил явно не хватает на полноценное противостояние, поэтому он действует руками других. И это, скорее всего, не только месть, ему выгодно такое развитие событий, так как во всем можно обвинить непослушных иудеев, сняв с себя часть вины. Ничего нельзя было поделать, так отреагировали местные на указ императора о присвоении Кесарии статуса греческого поселения (данный статут ограничивал иудеев, не давая в полной мере установить свои законы в данном поселении). Так чтобы не нести ответственность Флор, возможно, заметает следы и его действия в конец усугубляют ситуацию.

В отместку за надругательства над религиозными чувствами, которые ко всему прочему подогревались мессианскими ожиданиями, иудеи начинают мстить всем тем, до кого дотянутся. После начала восстания и всего того, что произошло, обратного пути уже не было. Так или иначе, если судить по действиям Флора и римских властей до этого момента, многим иудеям грозила просто смертная казнь и в большинстве своём могли пострадать невиновные люди, кто не вовремя подвернулся под руку. Поэтому даже простой народ, не участвовавший в беспорядках, мог понять, что гнев римлян будет направлен и против них, достанется всем без разбора. Находится в Иудее, становилось всё более и более опасно.

Можно отметить также, что Иерусалимский храм, священство, соблюдение Моисеева закона и некоторая элитарность, богоизбранность и отделённость иудеев, сильно раздражало язычников. Их культура, быт и устремления вращались вокруг других ценностей и им чаянья иудеев были не понятны и могли восприниматься как угроза, ведь иудейский мессия должен править всем миром из Иерусалима. Со стороны иудеев же, ожидавших Мессию, царство Божье должно было бы уже и придти, поэтому все эти язычники уж как бы давно и должны занять своё подчинённое место. Это приводило к конфликтам и взаимным обидам, что, несомненно, способствовало тому, что произошло. Резня в городах с большим количеством жертв вынуждает предпринять меры наместника соседней провинции:

«Осенью 66 года римский правитель Сирии, Цестий Галл, повел на иудейских бунтовщиков войско, состоявшее из римлян и вспомогательных отрядов. Покорив приморские города, он двинулся из Иоппии вглубь страны, опустошая все на пути, и стал лагерем под стенами Иерусалима. Он успел овладеть частью города с северной стороны, но храбрый полководец иудейских зелотов Симон, сын Гиоры … сделал удачную вылазку. Цестий, не умевший понять, какую силу дает фанатизм, потому слишком пренебрегавший врагом, был принужден поспешно отступать. Иудеи, одушевленные победой, погнались за ним, … настигли войско Цестия в горах и нападали на него так сильно, что оно едва могло пробиться в Кесарию, потерпев тяжелый урон… Иудеям казалось, что сам Бог помогает защитникам закона. Нацией овладел энтузиазм. Казалось, возвращаются дни Моисея и Навина. Святой город был освобожден; храм избавился от осквернения близостью язычников…. Вера в близкое пришествие Мессии, в наступление царства Божия пробудилась в Израиле с новой силой, исполнила все сердца надеждою на торжество. Было решено продолжать начавшуюся Иудейскую войну.

Но все надежды и планы иудеев разбились при столкновении с действительностью, … народ, при всем своем энтузиазме, говорил о знамениях и пророчествах, предвещавших погибель. Иерусалимские христиане считали возникшую войну тем временем, когда исполнится предсказанный учителем их суд Божий над Иерусалимом и храмом, и удалились за Иордан в Пеллу. Многие другие иудейские граждане умеренного образа мыслей, расположенные к миру с римлянами, тоже покинули город, который, как они предвидели, подвергнется погибели. Особенно много таких людей было в знатном сословии».

Если верить дошедшим до нас историческим сведеньям, то можно сделать некоторые выводы. Ослабление власти даст мощный толчок для альтернативного мышления, то в чем можно чувствовать себя предсказуемо, особенного после некоторого времени смуты и хаоса, вызванного началом течения признаков конца, а также ситуацией до этого. Такая альтернатива даёт человек чувство защищенности, принадлежности к чему-то великому, где можно себя идентифицировать, ощущать смысл и даже строить планы на будущее, т.е. иметь некоторую предсказуемость. Для иудеев того времени, например, оказаться рядом с Мессией было равнозначно участию в Божьих делах, и это было мечтой, тем более, что по всем пророчествам «время настало» (Лк.21:8;IBS). Просто ожидать появление Мессии, занимаясь обычными делами, уже было невозможно и даже сама мысль об этом, вызывала скуку. С началом восстания на горизонте призрачно, но все же уже замаячила вожделенная мечта о долгожданном Божьем царстве (ср.Деян.1:6).

Религия дает человеку возможность в любом случае не упустить своей «награды» или в этом мире или в ином, особенно в те времена, когда терять, как кажется уже совсем нечего.  Альтернатива светскому мышлению, возможность быстро «решить» все свои проблемы путём погружения сознания в другую реальность, разделит людей на различные группы, которые будут соперничать между собой. Такой провал былой идентичности можно было наблюдать и в первом веке, после того, как римские войска покинули Иудею. К власти пришли радикалы, которые до этого оставались на периферии размеренной и предсказуемой жизни. Их взгляды и поведение для того общества были если не сомнительными, то слишком оторванными от реалий обыденной жизни, в которой следовало именно ожидать прихода Мессии, не действовать путём насилия. Но всё изменилось после начала восстания.

Как мы уже отмечали выше, самый, пожалуй, интересный вопрос - когда начали исполняться признаки конца в 1 веке н.э.? Из рассмотренного материала они начали исполняться до того момента, как Иерусалим был окружен римскими войсками в 66 г.н.э. Действительно, если восстание и беспорядки в Иерусалиме не давали поначалу повода считать, что это признаки, то после того как началась резня в городах Иудеи и ближайших окрестностях, так можно было считать с полным основанием. Иудеи постоянно восставали и крайне пренебрежительно относились к язычникам и даже к тем, кто соблюдал Моисеев закон (ср.Ин.8:48). Такие явления случались относительно часто, так что простые бунты вызывали чувство обыденности и равнодушие обывателей. Однако после таких значительных и повсеместных беспорядков стало очевидно, что слова Иисуса: «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней» (Мф.24:7,8) – исполнились, такого еще не происходило. За убийствами многочисленных людей, которых зачастую не хоронили, следовали болезни. Терялись былые деловые связи, отчего страдало снабжение, не убирался, не перерабатывался и не сохранялся урожай, всё это приводило к недостаткам продуктов питания. Беспорядки и орудовавшие банды отпугивали торговцев и купцов. Люди стремились сохранить имеющиеся (сокрыть и спрятать) и не были нацелены на то, чтобы приобретать и торговать.

Какие же причины, которые лежат на поверхности можно выделить? Что привело к таким последствиям? Вот некоторые из них:

1. Заинтересованность и действия элит. Так, например, Флор управлял Иудеей всего, какие-то 1 – 2 года, он был крайне заинтересован в получении максимальной прибыли от своего поста, доставшегося ему почти случайно, и этот пост он мог также легко потерять. Иудейская же элита, напротив, толи не знала, как реагировать на все эти выпады, толи вынашивала далеко идущие планы по устранению Флора путём компрометации и интриг, толи различные группировки надеялись как-то договориться и использовать его для достижения сугубо своих политических целей и просто-напросто не успели осуществить задуманное. Так или иначе, не бывшая правящая элита возбудила, направила и возглавила восстание, нет, наоборот она потеряла управление. Это говорит о том, что правящая на тот момент элита имела слабые представления о римском наместнике, простом народе, тенденциях в обществе и т.д. и пребывала в своём мире и строила свои планы. Всё случилось для них почти неожиданно.

2. Экономические трудности. Действия Флора привели многих в разорение, а хозяйства в упадок. Какие-либо перспективы для продолжения привычной деятельности исчезали, в этом не было смысла среди грабежей, произвола и без вменяемых, постоянных и понятных правил «игры». Отсутствие возможности добиться что-либо здесь, побуждало к тому, чтобы заполучить это другим путём, если невозможно восстановить прежнее состояние. Оторванные от привычных дел люди стали искать прибежища, в том числе и в радикальных взглядах и действиях, и в отместку за разрушение привычной жизни.

3. Мессианские настроения. Они всё более и более усиливались по мере отдаления от того времени, по истечении которого, как думали и должен придти Мессия (ср.Лк.3:15). Вспомним, что для большинства иудеев того времени, по их представлению, Мессия так и не явился. Приход последнего связывался с идей земного рая, и это была вожделенная мечта, чтобы он наступил, и как следствие: появление справедливого общества, братства, материального изобилия и т.д. (ср.Лк.14:15 и 13:29,30). Такие настроения уводили в сторону от решения конкретных проблем, заводя всё более и более в мечты о Божьем вмешательстве, стоит только начать. Это и сыграло свою роковую роль в принятии решения продолжать восстание.

Можно отметить, что признаки конца для отдельно взятой Иудеи стали исполнять повсеместно и стремительно, хотя по началу и были сомнения – признаки ли это. К моменту исполнения признаков в обществе сложилась взрывоопасная ситуация, которая требовала только одной «искры» в нужный момент. Признаки вскрыли противоречия, существовавшие в обществе. Признаки привели к расцвету крайних радикальных религиозных взглядов, к конкуренции и борьбе за первенство среди их приверженцев.



Это ставит перед нами следующие вопросы …

… продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий