пятница, 7 сентября 2018 г.

Признаки. 1 в.н.э.

Прежде чем мы рассмотрим тему признаков конца, вспомним, каким образом они исполнились в 1 веке н.э. Действительно, если часть того, что было записано в евангелиях и сказано Спасителем относилось именно к первым христианам, то было бы интересно проследить течение этих событий. Как христиане в 1 веке н.э. ощутили на себе течение признаков и конечно самый интересный вопрос когда начали исполняться признаки конца в те времена? Мы будем рассматривать те события как некий прообраз.

Скорее всего, началом исполнения признаков можно было считать с того момента, когда вспыхнуло восстание, но и тогда не совсем было понятно признаки ли это. Действительно, иудеи всегда были склонны восставать по поводу и без повода, и чем закончится очередное восстание, не совсем было понятно изначально.

Началом можно считать момент окружения Иерусалима войсками Рима в 66 г.н.э., когда Цестий Галл выдвинулся с войском из соседней провинции. Здесь прямо и непосредственно Спаситель говорит, что необходимо делать (Мр.13:14). Однако, как указывает портал http://rushist.com/ события до этого момента вели к тому, что восстание могло вспыхнуть с чрезвычайной силой:

« в 65 году Нерон назначил правителем Иудеи … грека Гессия Флора, жена которого была приятельницей императорской любовницы Поппеи Сабины … у Гессия Флора была энергия, но он употребил ее не на восстановление порядка и законности, а на удовлетворение своей корысти. Хитрый, коварный, жестокий …он правил так произвольно…, что римское владычество стало для иудеев невыносимо. Надеясь на могущественное покровительство Поппеи, он безгранично предался взяточничеству и решал все дела сообразно своей денежной выгоде. Разбои усилились при нем до такой степени, что были опустошены целые округи, и множество жителей в отчаянии покинули родину».

Взрывоопасности ситуации способствовали и другие настроения и обстоятельства:

 «Среди иудеев, наконец, еще раз пробудилась с давнею своею силою ненависть к иноземцам и ревность к царству Божию. Еще оставалось много бывших сподвижников … партии зелотов; к ним присоединилось множество молодых людей, восторженно преданных свободе и национальным учреждениям… энтузиасты заключили между собой союз на жизнь и на смерть для защиты закона Моисеева, поклялись войной изгнать римлян из святой земли, не терпеть над собою языческого повелителя, иметь царем только Бога.

Волнение было усилено пришедшим из Рима решением императора по делу, из-за которого давно был спор между иудеями и язычниками, жившими в Кесарии: Кесария была объявлена греческим городом. Кесарийские иудеи, собравшиеся на богослужение, подверглись поруганию от одного из язычников, … и просили защиты римского правителя. Гессий Флор взял с них восемь талантов, но сказал, что этого мало, что иерусалимские иудеи должны послать ему еще шестнадцать талантов из сокровищ храма, тогда он исполнит просьбу. В негодовании на его алчность, иудеи взяли нищенскую суму и ходили с нею по улицам, прося милостыни «для бедняка Флора». Эта насмешка раздражила… Флора; он с отрядом конницы вступил в Иерусалим, занял верхнюю часть города и потребовал выдачи виновных; иудеи не выдали их; он изрубил или распял на кресте более 3000 человек, и вернулся с частью отряда в Кесарию. Священники, другие зажиточные и рассудительные люди старались сдержать раздражение народа, но напрасно».

Трудно представить, чем руководствовался Флор, ведь как наместник он должен представлять интересы Рима, который вовсе не заинтересован был в восстаниях и смутах. По некоторым сведеньям Флор играл на противоречиях иудейского общества, оказывая покровительство разным политическим движениям, прося за это должное вознаграждение. За это его стали ненавидеть все. Тем более, судя по всему, он требовал своёй доли быстро и сразу, и если этого не происходило, мог переменить свои взгляды и встать на сторону тех, кто мог заплатить сейчас же. Т.е. он не вел взвешенной политики, рассчитанной на многие годы пребывания его у власти. Это говорит о том, что Флор не только хотел обогатиться, но и сделать это он хотел быстро, пока он занимает высокий пост. Другими словами, Флор боялся, что «теплое» место он может потерять очень быстро, поэтому торопился. При таком положении вещей любая задержка, торг или затягивание дела могли восприниматься им чуть ли не как оскорбление, милость сменялась на гнев и он быстро менял свои планы.

Флор не понимает, почему иудеи стали так насмехаться над ним и почему нельзя просто так взять деньги из сокровищницы храма. Он даже не вникает в верования и обычаи местных «туземцев». Это могло восприниматься им не только, как унижение, но и как намеренно злой умысел, т.е. полное пренебрежение им, не приятие его власти как римского наместника, как надменность и гордость со стороны иудеев. Это, скорее всего и побудило Флора к действиям, чтобы отмстить зачинщикам и восстановить власть и престиж. В такие моменты рассудок не участвует в принятии решений, а руководит всем месть, т.е. желание чтобы по скорее восторжествовала «справедливость». Этим же в последствии руководствовались и иудеи.

Войдя в Иерусалим с относительно небольшим войском, Флор не только учинил расправы и грабежи, но и указал всем, «кто в доме хозяин». Это говорит о том, что влияние умеренных иудеев было поначалу значительным, они не хотели раздувать конфликт до предела и не предпринимали что-либо в ответ на действия Флора, позволив ему войти в Иерусалим и учинить там, по сути, месть и самосуд. Но после того, как была ограблена сокровищница храма, что могло восприниматься как осквернение, т.е. тем, что для иудеев было не приемлемо, влияние прежних элит резко снизилось. Именно их действия или бездействия привели к таким последствиям –  а, скорее всего именно так мог воспринимать поступки элит простой народ. Правящая верхушка быстро потеряла авторитет, и все они могли считаться продажным врагами нации, достойными смерти. Стали совершаться такие дела, которые не происходили до этого, то, что считалось обществом не приемлемым – убийство первосвященника. Это указывает на раскол общества, который привёл в дальнейшем чуть ли не к гражданской войне. Влияние радикалов, которые всегда вынашивали планы устранения тех или иных начальников, по подозрению в сотрудничестве с римскими властями, стало распространяться и оказывать сильное влияние на умы людей, под действием неопровержимых фактов и обстоятельств.

Религиозные чувства и некоторая избранность всё более и более возрастали на фоне коррупции, разврата и не проявления какой-либо заботы о чувствах и потребностях простого народа со стороны правящих властей, как римских, так и иудейских. Такой явный разбаланс в обществе не оставлял места для умеренных и конструктивных взглядов, общество всё больше и больше поляризировалось, ослепляя себя и заводя в бездумную крайность. Дальнейшие вспышки насилия были практически предопределены:

«Как только ушел Гессий, зелоты захватили власть в Иерусалиме, прогнали римских сборщиков податей…. Ирод Агриппа, бывший тогда в Иерусалиме … старался успокоить волнение; но толпа ругалась над ним, бросала в него камнями; он поспешил уехать из города. Иудейские фанатики разрушили его дворец… государственный архив, уничтожили долговые документы, чтобы возбудить в бедном классе усердие к войне за свободу, и, … стали править посредством террористических мер. Умеренных людей среди иудеев убивали.

Зелоты нашли спрятавшегося первосвященника Ананию, убили его и его брата, взяли приступом цитадель, называвшуюся Антониевой, истребили находившийся в ней римский гарнизон; римским отрядам, которые заперлись в крепких башнях, инсургенты обещали свободный пропуск; а когда они сдали башни и пошли из города, их вероломно убили на пути. В отмщение за это кесарийские язычники перебили возвратившихся в этот город иудеев; их погибло, по словам Иосифа, 20,000 человек. Тех, которые бежали, Флор велел ловить и отправил их в рабство служить гребцами на римских кораблях.

Это было лозунгом, по которому вспыхнула в Сирии междоусобная война, сопровождавшаяся беспощадными свирепостями. Во всех городах и селениях Палестины стали резаться язычники с иудеями. Религиозная ненависть усиливалась национальной… Почти все города Палестины были залиты кровью. Иерусалимские зелоты в ожесточении фанатизма и в гордости победы ходили по Иудее, по Галилее до Финикийского и Филистимского приморья и утоляли свое мщение кровью язычников. Ущелья гор, леса, пещеры наполнились бежавшими людьми всех сословий, в одних местах язычниками, в других – иудеями. Вся Сирия была охвачена страшным междоусобием, – говорит Иосиф Флавий в «Иудейской войне», – каждый город превратился в два враждебных стана. Каждая из двух партий искала спасения себе в истреблении другой. Дни проходили в убийстве … Кто набрал больше добычи, тот приобретал больше уважения к себе, как человек, победивший много врагов. Повсюду лежали непогребенные трупы… В Александрии на улицах шли битвы… В Дамаске заманили иудеев в театр; их собралось там 10,000 человек; они были убиты все до одного. От Газы до Антиохии свирепствовали убийства».


Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий