суббота, 22 сентября 2018 г.

«Выйди из неё, народ Мой…». 1 в.н.э.

Мы продолжаем рассматривать события, произошедшие в Иудеи в 1 в.н.э. Ведь тогда исполнились пророчества сказанные Спасителем, и сам этот факт уже представляет не малый интерес. Прежде всего, интересно рассмотреть само течение этих самых событий в те времена, как и в какой последовательности, что и почему, настроения, тенденции и т.д. Ведь всё исполнилось так, как и было предсказано в Писании, а значит при наступлении событий уже в мировом масштабе ситуация будет похожей, или даже возможно она повториться в отдельных деталях (о чём мы несомненно поговорим далее).

И действительно, Божественные откровения и проявления не прекратились среди христиан того времени после падения Иерусалима в 70 г.н.э. И даже наоборот было дано специальное пророческое указание ап.Иоанну, которое было записано им (сейчас известная как книга «Откровение»). Но почему именно так? Не указывает ли это косвенно, что только после некоего этапа (размышлений и понимания и т.д.), после того как многие осознали произошедшее, и была дана картина будущего. Это актуально и для нас, так как и нам известно, что тогда произошло. И это предположение как кажется, не лишено смысла.

Какие же настроения господствовали в тот момент, когда пророчества начинали исполняться, а также по мере развития ситуации? Итак, продолжим наши рассуждения:

Следует рассмотреть и то обстоятельство, что радикальные взгляды, основанные на религиозных убеждениях, со временем стали помехой как внутри иудейского общества, так и на территории римской империи. Как указывает http://cyclowiki.org/:

«Кровавые столкновения зимой 68/69 г. в Иерусалиме, куда стекались наиболее радикально настроенные элементы, закончились уничтожением умеренно настроенных руководителей; власть в городе захватили лидеры радикального толка, наиболее крайним из которых был Иоханан Гисхальский, поведший непримиримую борьбу со всеми, кого подозревали в склонности к компромиссу с римлянами. Аристократия Иерусалима попыталась освободить город от диктатуры радикалов … в Иерусалиме произошли перемены: стремясь избавиться от террора Иоханана Гисхальского, жители призвали Шим‘она Бар-Гиору, который вошел в Иерусалим в месяце нисан 69 г. Шим‘ону, однако, не удалось сломить сопротивление Иоханана, и междоусобная война в Иерусалиме возобновилась с новой силой. Вскоре к двум враждующим группировкам в Иерусалиме прибавилась третья — Эл‘азара бен Шим‘она. Борьба между ними не прекращалась и была столь ожесточенной, что они, не колеблясь, уничтожали запасы продовольствия в городе, лишь бы повредить друг другу».

Если поначалу всё шло, как кажется хорошо, то с течением времени даже самим иудеям становиться понятно, что безудержный фанатизм не способствует какому-либо успеху и даже наоборот ведет всех к падению в «пропасть». Предпринимались попытки поставить радикалов на место, но они оказались тщетными и не давали перспективы для дальнейшего улучшения ситуации. Всё выходило из под контроля и лишалось какого-либо смысла, даже если кто-то первоначально и присоединился к той или иной группировки из самых лучших ожиданий и убеждений. Необходимо было предпринимать какие-либо действия по собственному спасению. Если ситуацию невозможно изменить здесь, то необходимо было всё оставить и бежать, спасая себя. Постепенно начался отток людей из рядов радикалов. Те, кто первоначально примкнул, движимый чувствами освобождения от ига, желанием исполнять заповеди в праведности и т.д. с течением времени были разочарованы. Поначалу настроения действительно были радужными (http://rushist.com/ здесь и далее):

«Подготовка к продолжению Иудейской войны показывала в иудеях ум, практичность и твердую решимость жертвовать всем за свободу, веру, храм и за право иметь своим царем одного Бога. Иудеи хотели восстановить теократическое правление во всей его идеальной чистоте. Народ должен был иметь единственным, царем своим Бога. От имени Божия правил духовными и мирскими делами синедрион под председательством первосвященника; военачальники были подчинены синедриону; их избирал народ, сходившийся на дворе храма, иудеи стали чеканить монету с изображением храма и надписью «святой Иерусалим»; эта выпущенная во время Иудейской войны 66-70 гг. монета была символом восстановления теократического государства и национальной независимости».

Но постепенно былые удаль и светлые надежды на лучшее переменились совсем на иные настроения:

«Единодушие, произведенное в начале восстания общею опасностью и национальным энтузиазмом, скоро было разрушено фанатизмом крайних ревнителей закона Моисея – «зелотов». Партия умеренных была заподозрена в расположении к римлянам и лишилась всякого влияния; иродианцы, примкнувшие к национальному делу, но не желавшие мер, которые уничтожали возможность примирения с римлянами, были брошены в темницы и убиты. Зелоты убили первосвященника Анну и другого вождя умеренной партии, хотевших остановить их буйство; овладели Храмом, призвали в Иерусалим идумеян, грубых, физически сильных поселян, и произвели на улицах истребление главных людей противной партии. Один из зелотских вождей, Иоанн Гискальский, вошедший в Иерусалим с отрядом буйных галилеян и кинжальщиков, захватил власть в городе и владычествовал террористическими мерами. Но в партии, одолевшей умеренных, скоро начался раздор. Идумеяне поссорились с галилеянами и впустили в Иерусалим предводителя ещё более крайних зелотов, Симона, сына Гиоры, который до этого бродил с отрядом отчаянных людей по соседним с Иорданом местностям, где было много ущелий и пещер, вел партизанскую войну, грабил. Прямо перед осадой в Иерусалиме начались непрерывные драки между воинами Иоанна Гискальского и этого нового вождя; а римляне между тем подступали все ближе. К довершению смут, возникла в Иерусалиме третья партия, зелотов, имевшая своим вождем Элеазара. Она заняла верхнюю часть пространства, обведенного укреплениями храма; Иоанн со своими приверженцами занимал нижнюю часть этого пространства и некоторые укрепления снаружи иерусалимских стен, а Симон занимал город. В различие друг от друга, зелоты Симона назывались партиею простого народа, зелоты Иоанна партиею образованного класса, а зелоты Элеазара священническою партией».

То, что должно было случиться, что ожидалось, то светлое и прекрасное, с чем вообще может ассоциироваться Божье царство, рай и благоденствие всё никак не наступало. Эти ожидания оказались тщетными и даже наоборот ситуация все более и более усугублялась. То, что тогда творилось, ну никак не назовёшь Едемом. Для прекращения междоусобиц, от которых все устали, необходима была взвешенная точка зрения, а не отъявленные крайности. Причины оттока людей и ослабления позиции тех, кто делал акцент на фанатизм можно назвать следующие:

1. Смена руководства. Другие силы выйдут на арену, прошлые потеряют власть и своё влияние. Лидеры, первоначально участвовавшие в восстании, как со стороны иудеев, так и со стороны Рима сошли с арены. Рим, поначалу потерпевший неудачу, стал действовать более осмотрительно и осторожно, несмотря на чехарду с властью в самом Риме. Извлекая уроки из прошлых ошибок, дело было поручено опытным военачальникам, а в бой были брошены элитные армейские части. Среди иудеев же в результате взаимной вражды были уничтожены умеренные силы и ситуация всё более и более заходила в тупик.

Таким образом, образовавшееся ситуация под действием тем или иных обстоятельств, развела участников конфликта в разные стороны, что и заставило каждого из них переменить тактику. Простой же народ всё более и более осознавал, что ситуация неизбежно приходит к своему апогею. И этот апогей не сулит ничего хорошего, и дело идёт совсем не к установлению рая на земле, а к уничтожению и смерти.

2. Перемена настроений. Вскроется обман, и эфемерность предлагаемых решений и как следствие разочарование. Действительно, если Рим извлек уроки из неудач, то иудеи этого не сделали, ожидая вмешательства свыше. Пришедшие лидеры, претендовавшие на место «помазанника Божьего», не только не установили единую власть над всем миром или хотя бы в Иерусалиме, но привели всех, по сути, к гражданской войне и к самоуничтожению (что и указало, что с ними нет Бога). Не этого ожидали простые люди, тем более, что враждующие группировки действовали на протяжении нескольких лет, и всем становилось очевидным их несостоятельность.

Римские же власти после чехарды со сменой императоров в самом Риме, после практически потери Иудеи стали осознавать всю шаткость своего положения, что могло привести если не к распаду империи, то уж точно к её ослаблению. Поэтому все силы были брошены на восстановление порядка.

3. Влияние новых сил. Успешные действия новых сил, желающих установить легитимную власть. В этом будет заинтересовано и само общество, уставшее от крайних взглядов и желающее восстановить былой уровень жизни, как в экономическом плане, так и в плане некоторых свобод. И действительно, как мы помним, события в Иудеи оказали некоторое влияние и на Рим, который установил более жесткие требования к религиозным взглядам своих подданных (за непризнание императора богом, т.е. за непринятие той системы власти и общества, могли просто-напросто казнить как преступника). Рим старался защитить себя и оградить общество от подобного.


В завершении можно констатировать еще раз, признаки имеют своей целью разделить людей, так чтобы каждый мог сделать свой выбор (события до разрушения Иерусалима в 70 г.н.э. и можно рассматривать как исполнение признаков в те времена). Если признаки должны исполниться таким образом, то о какой ситуации «мира и безопасности» говорит ап.Павел? Когда же наступит этот самый «мир и безопасность»?, и что это будет за «мир и безопасность»?

1 комментарий:

  1. Христос,Павел и все остальные апостолы говорили исключительно к событиям первого века.Поэтому,мир и безопасность или аморфное,деградирующее состояние в собраниях христиан тоже относится к первому веку.А для живущих сейчас в сравнительном понимании возможно поможет с книгой Откровение.

    ОтветитьУдалить