среда, 12 сентября 2018 г.

Признаки конца, цели и задачи.

 «… приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф.24:3).

Из самого вопроса учеников, который мы задает снова и снова, а также из дальнейших, довольно многочисленных высказываний Христа по этой теме вытекает огромная значимость самих признаков конца и их течение. Действительно, какой цели служат признаки конца? Если признаки это еще не сам конец, то зачем они должны исполниться в самом начале? Не может ли Бог просто, например, указать, что вот эти люди жили правильно, а эти нет, поэтому при наступлении конца одни понесут наказание, а другие получают награду? (просто и понятно, что еще нужно? раз и всё…).

До этого мы обсудили события, которые произошли в 1 в.н.э. Признаки имели большое значение и сыграли свою роль в деле спасения христиан из Иудеи. Теперь рассмотрим сказанное Христом в свете того, что должно произойти при исполнении пророчеств в мировом масштабе. Огромная роль признаков конца, их идентификация в истории, имеет большое значение еще и в связи с тем, как мыслился сам конец и его наступление.

Во-первых, необходимо отметить, что признаки конца не разделяются с самим наступлением конца – это неизбежная причина и следствие, которую нельзя разорвать, если наступило одно, то второе наступит обязательно, как это видно в самом вопросе учеников. При наступлении признаков конца, конец нынешней системы неотвратимо наступит, в ближайшей от признаков перспективе. Другими словами между исполнением признаков и наступлением конца нет значительного промежутка времени длительностью в десятилетия или даже столетия. Как и сказал Спаситель: «Когда это начнет сбываться, вставайте и поднимайте головы, потому что ваше избавление уже близко» (Лк.21:28;IBS). Каким образом это произойдет – точного ответа на этот вопрос в евангелиях не дается, но, тем не менее, связь неразрывна и однозначна.

Как раз это обстоятельство и даёт основание заявлять тем, кто решил, что признаки конца начали исполняться, что скоро наступит и сам конец. Это связь признаков с концом настолько неразрывна, что те, кто вдруг разглядели в событиях истории эти признаки, осознано или не осознано будут говорить только одно – конец близок.

Во-вторых, уничтожение или исполнения судов Бога, судя по всему, будет происходить быстро и стремительно. О том, как это случится, ничего не говорит даже сам Спаситель. Мы можем только встретить косвенные и довольно короткие указания, например:

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;  две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф.24:36-41).

О самом уничтожении или об исполнении суда Бога говориться кратко и сравнивается с днями Ноя: «потоп истребил всех». Пример с жерновами описанный далее только указывает на скоротечность этого процесса: «один берется» и всё, как будто кто-то зашел, взял и унёс. Самой картины уничтожения мы не видим. Где бы мы не смотрели далее или до этого в евангелиях, мы можем увидеть описание агонии, страха народов, стрессового осознание происходящего и т.д. перед наступлением самого конца, но не более. Как таковой конец и его исполнение не описывается очень подробно.

Из описания конца мы знаем только, что он наступит и практически и всё. Такое изложение создает чувство неотвратимости и скоротечности, как будто конец уже наступил или вот-вот наступит, окажись мы в той ситуации, описанной Христом. Краткость изложения указывает на то, что, скорее всего, этот вопрос мало интересовал даже учеников и не имел решающего значения. Действительно в этом контексте человек не может противостоять Богу, поэтому сам конец наступит неотвратимо, как бы и кто не старался бы его избежать. Тем более только Бог решает, что и когда произойдёт. Всё внимание акцентируется не на описании неотвратимого, а на том, как можно избежать этого, т.е. осуждения и уничтожения. Делается акцент на внимании к этому моменту, чтобы его случайно «не прохлопать». Всё сосредоточено на том, что было до этого, то есть на течение признаков, а также поведение людей до и вовремя исполнения признаков конца, как на причину того, что будет после.

Другими словами наказание и его исполнение это как удар топора – раз и всё (описывать здесь как бы и нечего), самое главное сосредотачивается на том, что было до того, что привело к такому исходу, сама история, причина, приведшая к суду и наказанию. Из этого вытекает роль признаков конца и даже особенности исполнения во времени с момента их наступления.

Первой и самой значимой, пожалуй, целью появления признаков – распространение вести о спасении и оповещение людей. Наступление признаков как бы ставит точку разделяя, всё, что было до этого и всё, что будет после. Происходящие события не оставят никаких сомнений в важности исторического момента. В это время люди будут особенно задумываться о будущем, искать поддержки и ответов на вопросы о предстоящем. Ситуация измениться резко и будет в корне отличатся от привычного течения жизни. События просто встряхнут общество, страны и государства, после непродолжительного их течения появляются некоторые потребности. Как отмечают евангелия:

«…перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.  И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мр.13:9,10).

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. …. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:14,23,24).

До этого Иисус говорит о гонениях на его последователей, но не само гонение и ненависть со стороны внешнего мира является отличительной особенностью, так как «тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга», «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Хотя, судя по всему, это некое предупреждение, что весть об изменении будущего устройства мира не все будут рады и готовы принять, что и вызовет не лицеприятную ответную реакцию. Такая весть вызовет ненависть у большинства и особенно у тех, кому есть что терять и кто не желает каких-либо изменений.

Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание, что тех, кого ненавидят, (т.е. тех, кто говорит о конце нынешней системы), поставят перед правителями (т.е. совладельцами этой самой системы). А также мы встречаем невероятную активность всевозможных лжепророков. Недостаток информации, а также поиск ну хоть каких-либо ответов на вопросы о будущем и происходящем будут заставлять прислушиваться даже правителей и власть имеющих, а лжепророки сделают на этих событиях не долгую, но головокружительную карьеру, опираясь на желание ну хоть как-то взглянуть в будущее. Здесь, прежде всего, видны потребности людей в информации о будущем в этот период времени, желание узнать хоть что-то и предоставление такой информации в виде проповеди.

Признаки конца обратят на себя неимоверное внимание, так что все почти мгновенно «оторвутся» от своих привычных дел и узнают о происходящем. В небольшой период времени проповедь о спасении достигнем большинства, и в этом не последнюю роль сыграют именно признаки конца, в течении которых и будет подогрет интерес. Признаки, судя по всему, будут развиваться таким образом, что планировать что-либо на будущее не будет представляться возможным. «Вот что делать и как поступать? Кто бы ответил бы на этот вопрос?» - рассуждения того периода истории.

Еще одной отличительной особенностью признаков, вытекающих из выше сказанного – невероятное стечение обстоятельств и событий, происходящих одновременно и их скоротечность, то есть того, что никогда не происходило в истории. Нет опыта в истории, вот как бы глубоко мы не заглядывали, а значит, и нет опыта преодоления подобного.

С другой стороны суд, который будет происходить, подразумевает, что все участники событий понимают, о чем идет речь. Для этого все должны быть оповещены о предстоящим, вне зависимости от их статуса, положения, занятости и т.д. То есть, оповещены и поставлены перед фактом, переустройства мира, о том, что необходимо принимать решения и делать выбор.

Нечто подобное можно наблюдать и в описание, например, исхода иудеев из Египта. Казни, которые наводил Бог на Египет, напоминают признаки исхода. Эти события также никогда не случались все сразу и почти одновременно в короткий период египетской истории. Эти признаки заставили фараона (сына божества и покровителя Египта) прислушаться к человеку имеющего происхождение от рабов. Также казни способствовали тому, что даже не иудеи прислушивались к Моисею и смогли избежать последствий наказания, спасая, таким образом, свои семьи (Исход 5 – 14). Признаки или казни показали эфемерность власти фараона и непрочность его системы (о чём мы порассуждаем немного позже).


Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий