Признаки конца, цели и задачи.
«…
приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и
кончины века?» (Мф.24:3).
Из самого
вопроса учеников, который мы задает снова и снова, а также из дальнейших,
довольно многочисленных высказываний Христа по этой теме вытекает огромная
значимость самих признаков конца и их течение. Действительно, какой цели служат
признаки конца? Если признаки это еще не сам конец, то зачем они должны
исполниться в самом начале? Не может ли Бог просто, например, указать, что вот
эти люди жили правильно, а эти нет, поэтому при наступлении конца одни понесут
наказание, а другие получают награду? (просто и понятно, что еще нужно? раз и
всё…).
До этого мы
обсудили события, которые произошли в 1 в.н.э. Признаки имели большое значение
и сыграли свою роль в деле спасения христиан из Иудеи. Теперь рассмотрим
сказанное Христом в свете того, что должно произойти при исполнении пророчеств
в мировом масштабе. Огромная роль признаков конца, их идентификация в истории,
имеет большое значение еще и в связи с тем, как мыслился сам конец и его
наступление.
Во-первых, необходимо отметить, что
признаки конца не разделяются с самим наступлением конца – это неизбежная
причина и следствие, которую нельзя разорвать, если наступило одно, то второе
наступит обязательно, как это видно в самом вопросе учеников. При наступлении
признаков конца, конец нынешней системы неотвратимо наступит, в ближайшей от
признаков перспективе. Другими словами между исполнением признаков и
наступлением конца нет значительного промежутка времени длительностью в
десятилетия или даже столетия. Как и сказал Спаситель: «Когда это начнет сбываться, вставайте и поднимайте головы, потому что
ваше избавление уже близко» (Лк.21:28;IBS). Каким образом это произойдет – точного
ответа на этот вопрос в евангелиях не дается, но, тем не менее, связь
неразрывна и однозначна.
Как раз это
обстоятельство и даёт основание заявлять тем, кто решил, что признаки конца
начали исполняться, что скоро наступит и сам конец. Это связь признаков с
концом настолько неразрывна, что те, кто вдруг разглядели в событиях истории
эти признаки, осознано или не осознано будут говорить только одно – конец
близок.
Во-вторых, уничтожение или исполнения
судов Бога, судя по всему, будет происходить быстро и стремительно. О том, как
это случится, ничего не говорит даже сам Спаситель. Мы можем только встретить
косвенные и довольно короткие указания, например:
«О дне
же том и часе никто не знает, ни
Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в
пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили,
женились и выходили замуж, до того дня,
как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына
Человеческого; тогда будут двое на поле: один
берется, а другой оставляется; две
мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф.24:36-41).
О самом
уничтожении или об исполнении суда Бога говориться кратко и сравнивается с днями
Ноя: «потоп истребил всех». Пример с
жерновами описанный далее только указывает на скоротечность этого процесса: «один берется» и всё, как будто кто-то
зашел, взял и унёс. Самой картины уничтожения мы не видим. Где бы мы не
смотрели далее или до этого в евангелиях, мы можем увидеть описание агонии,
страха народов, стрессового осознание происходящего и т.д. перед наступлением
самого конца, но не более. Как таковой конец и его исполнение не описывается
очень подробно.
Из описания
конца мы знаем только, что он наступит и практически и всё. Такое изложение
создает чувство неотвратимости и скоротечности, как будто конец уже наступил
или вот-вот наступит, окажись мы в той ситуации, описанной Христом. Краткость
изложения указывает на то, что, скорее всего, этот вопрос мало интересовал даже
учеников и не имел решающего значения. Действительно в этом контексте человек
не может противостоять Богу, поэтому сам конец наступит неотвратимо, как бы и
кто не старался бы его избежать. Тем более только Бог решает, что и когда
произойдёт. Всё внимание акцентируется не на описании неотвратимого, а на том,
как можно избежать этого, т.е. осуждения и уничтожения. Делается акцент на
внимании к этому моменту, чтобы его случайно «не прохлопать». Всё сосредоточено
на том, что было до этого, то есть на течение признаков, а также поведение
людей до и вовремя исполнения признаков конца, как на причину того, что будет
после.
Другими
словами наказание и его исполнение это как удар топора – раз и всё (описывать
здесь как бы и нечего), самое главное сосредотачивается на том, что было до того,
что привело к такому исходу, сама история, причина, приведшая к суду и
наказанию. Из этого вытекает роль признаков конца и даже особенности исполнения
во времени с момента их наступления.
Первой и самой значимой, пожалуй, целью
появления признаков – распространение вести о спасении и оповещение людей.
Наступление признаков как бы ставит точку разделяя, всё, что было до этого и
всё, что будет после. Происходящие события не оставят никаких сомнений в
важности исторического момента. В это время люди будут особенно задумываться о
будущем, искать поддержки и ответов на вопросы о предстоящем. Ситуация
измениться резко и будет в корне отличатся от привычного течения жизни. События
просто встряхнут общество, страны и государства, после непродолжительного их
течения появляются некоторые потребности. Как отмечают евангелия:
«…перед
правителями и царями поставят вас
за Меня, для свидетельства перед
ними. И во всех народах прежде должно
быть проповедано Евангелие» (Мр.13:9,10).
«И проповедано
будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем
народам; и тогда придет конец. …. Тогда,
если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и
дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных»
(Мф.24:14,23,24).
До этого Иисус
говорит о гонениях на его последователей, но не само гонение и ненависть со
стороны внешнего мира является отличительной особенностью, так как «тогда соблазнятся многие, и друг друга будут
предавать, и возненавидят друг друга», «и,
по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Хотя, судя по
всему, это некое предупреждение, что весть об изменении будущего устройства
мира не все будут рады и готовы принять, что и вызовет не лицеприятную ответную
реакцию. Такая весть вызовет ненависть у большинства и особенно у тех, кому
есть что терять и кто не желает каких-либо изменений.
Здесь, прежде
всего, обращает на себя внимание, что тех, кого ненавидят, (т.е. тех, кто
говорит о конце нынешней системы), поставят перед правителями (т.е. совладельцами
этой самой системы). А также мы встречаем невероятную активность всевозможных
лжепророков. Недостаток информации, а также поиск ну хоть каких-либо ответов на
вопросы о будущем и происходящем будут заставлять прислушиваться даже
правителей и власть имеющих, а лжепророки сделают на этих событиях не долгую,
но головокружительную карьеру, опираясь на желание ну хоть как-то взглянуть в
будущее. Здесь, прежде всего, видны потребности людей в информации о будущем в
этот период времени, желание узнать хоть что-то и предоставление такой
информации в виде проповеди.
Признаки
конца обратят на себя неимоверное внимание, так что все почти мгновенно
«оторвутся» от своих привычных дел и узнают о происходящем. В небольшой период
времени проповедь о спасении достигнем большинства, и в этом не последнюю роль
сыграют именно признаки конца, в течении которых и будет подогрет интерес.
Признаки, судя по всему, будут развиваться таким образом, что планировать
что-либо на будущее не будет представляться возможным. «Вот что делать и как
поступать? Кто бы ответил бы на этот вопрос?» - рассуждения того периода
истории.
Еще одной
отличительной особенностью признаков, вытекающих из выше сказанного –
невероятное стечение обстоятельств и событий, происходящих одновременно и их
скоротечность, то есть того, что никогда не происходило в истории. Нет опыта в
истории, вот как бы глубоко мы не заглядывали, а значит, и нет опыта
преодоления подобного.
С другой
стороны суд, который будет происходить, подразумевает, что все участники
событий понимают, о чем идет речь. Для этого все должны быть оповещены о
предстоящим, вне зависимости от их статуса, положения, занятости и т.д. То
есть, оповещены и поставлены перед фактом, переустройства мира, о том, что
необходимо принимать решения и делать выбор.
Нечто
подобное можно наблюдать и в описание, например, исхода иудеев из Египта.
Казни, которые наводил Бог на Египет, напоминают признаки исхода. Эти события
также никогда не случались все сразу и почти одновременно в короткий период
египетской истории. Эти признаки заставили фараона (сына божества и покровителя
Египта) прислушаться к человеку имеющего происхождение от рабов. Также казни
способствовали тому, что даже не иудеи прислушивались к Моисею и смогли
избежать последствий наказания, спасая, таким образом, свои семьи (Исход 5 –
14). Признаки или казни показали эфемерность власти фараона и непрочность его
системы (о чём мы порассуждаем немного позже).
Продолжение
следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий