воскресенье, 28 октября 2018 г.

Иаков. Иди в Египет. Продолжение.

В Египте израильтяне жили в плодородной земле отдельно от египтян. Для них культура и религия Египта были чуждыми. Рабский труд, со временем наложенный на израильский народ, также сыграл свое дело. С течением времени Израиль размножился так, что египтяне увидели в этом опасность. Зависть и страх перед ними со стороны властей Египта заставляли израильтян сплотиться. Судя по всему, они не растворились в Египте, так как фараон боялся, что, «если будет война, сыны Израиля могут вступить в союз с нашими врагами и тогда победят нас и уйдут от нас» (Исх.1:10;СоП).

Хотя израильтяне и сменили в Египте кочевой образ жизни на оседлый, это никак не повлияло на их религиозные установки и на те традиции, которых они придерживались. Они не переняли взгляды и обычаи Египта, можно сказать даже противоположное: жизнь заставила их еще более сплотиться и отделиться от египетского влияния. В Писании при исходе израильтян из Египта мы встречаем такие высказывания:

«Господь сказал Моисею: «…Но с народом Израиля я не поступлю так, как с египтянами: в Гесеме, где живет мой народ, мух не будет…» (Исх.8:20,22;СоП).

«…фараон призвал Моисея и Аарона и сказал им: «Принесите жертвы Богу вашему здесь, в этой стране». Но Моисей ответил: «Мы не можем этого сделать. Египтяне считают, что приносить жертвы [имеется в виду приносить в жертву животных] Господу, Богу нашему, отвратительно, и если мы сделаем здесь, то они, увидев, забьют нас камнями» (Исх.8:25–27;СоП).

«Только в земле Гесем, там, где жил народ Израиля, не было града» (Исх.9:26;СоП).

В приведенных цитатах видна не только точная локализация места пребывания израильтян, но и их религиозная и культурная идентификация, т. е. их полная самобытность и самостоятельность, несмотря на влияние египетской культуры. Перемена образа жизни в Египте никак не повлияла на религию израильтян, несмотря на все трудности при решении задачи, стоявшей первоначально перед Иаковом.

Эти рассуждения позволяют ответить на вопросы: почему израильтяне не оставили Египет при более благоприятных условиях исхода, т. е. тогда, когда непосредственно кончился голод в Ханаане? Почему они прекратили странствовать по земле Ханаана? Можно утверждать, что это было сделано именно по религиозным причинам.

В Египте народ Израиля мог увеличиться до тех размеров, чтобы можно было завладеть обетованной землей. Возможно, что организованный исход, описанный в Библии, если бы был осуществлен раньше срока, мог привести к бóльшим противоречиям с жителями Ханаана и в конечном итоге даже к гибели, так как число хананеев значительно превосходило число израильтян. Или это могло привести к смешению Израиля с этими народами, чего не происходило в Египте, где, живя уединенно, народ Израиля размножался и увеличивался числом для будущего завоевания обетованной земли — так можно охарактеризовать этот этап становления религии, заложенной Авраамом.

В концепцию становления религиозных взглядов Авраама хорошо вписываются и другие эпизоды, вошедшие в книгу Бытие. Действительно, можно задаться вопросом: почему в книгу Бытие вошли одни эпизоды из жизни патриархов, которые были достаточно подробно описаны, и не вошли другие (то, что, например, присутствует в комментариях Иосифа Флавия)? Тем более что между некоторыми эпизодами, встречающимися в первой книге Библии, проходят достаточно большие промежутки времени.

Рассматривая описанные в книге Бытие этапы становления религии Авраама, можно ответить на этот вопрос. В нее вошли только значительные эпизоды из жизни патриархов, которые так или иначе повлияли на становление религиозных устремлений и верований Израиля. Тем более что книгу Бытие написал Моисей перед входом израильтян в обетованную землю, возможно, для ободрения того поколения израильского народа. К моменту написания первой книги Библии у Моисея и всего народа было множество оставшихся в памяти других эпизодов и случаев из жизни патриархов, о чем свидетельствует Иосиф Флавий, спустя сотни лет дававший комментарии к библейским событиям. Однако Моисей, возможно, включил в Бытие только то, что способствовало самому необходимому — закреплению исторических знаний, корней происхождения религии Израиля, а также дальнейшему развитию этих религиозных взглядов. Сюда были включены эпизоды, важные для дальнейшего распределения ролей между коленами Израиля как в религиозном служении (колено Левия), так и в управлении народом (цари из колена Иуды) (Быт.49:10). Это также имело решающее значение при написании закона самим Моисеем и сохранении религиозной преемственности со взглядами патриархов. Все остальное было не так важно и/или могло уводить в сторону от главной цели.

Например, рассмотрим эпизод, связанный с Исааком и его женитьбой, в свете изложенных выше принципов. В Бытие этому событию посвящена целая глава. Интересны переживания Авраама в связи с женитьбой своего сына: «Авраам был уже стар и в летах преклонных… И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: …клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мной в эту землю; должен ли я возвращать сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда» (Быт.24:1–6).

Авраам ставит, казалось бы, не совсем понятные условия своему управляющему, а именно: жена должна быть из родственников Авраама, но Исаак не должен отправляться на родину Авраама. Из этого следует, что сам раб должен поехать и взять жену Исааку, как это и случилось впоследствии.

Здесь налицо два момента, непонятных современному человеку: во-первых, не учитывается воля самого Исаака, во-вторых, будущая жена Исаака ставится практически в такое же положение. Подобные условия в современном западном обществе осуществить было бы практически нереально.

В конечном итоге раб Авраама был послан, чтобы привести жену Исааку. Интересно отметить, что Исаак был согласен с таким положением вещей. Это касается также и Ревекки, которая согласилась пойти в далекую землю и выйти замуж за человека, которого она никогда не видела. Что побудило их так поступать?

На поведение Ревекки, несомненно, повлияли ее вера и то, что она узнала от раба Авраама. Ревекка и ее родственники верили в Бога (Яхве) и поклонялись Ему, как и сам Авраам. Она желала участвовать в Божьих планах и, скорее всего, знала, для какой цели Авраам пошел в ту далекую землю.

Этот небольшой эпизод также вскрывает мотивы, которые определяли действия как семьи Авраама, так и его потомков. Данные события показывают и то, как была устроена патриархальная семья и какие главные мотивы определяли ее жизнь и быт.

Здесь хотелось бы обратить внимание и на другой случай, произошедший уже с сыном Исаака — Иаковом. Исаак отправляет Иакова в Месопотамию к родственникам Ревекки, его матери, чтобы тот женился, как и он, на одной из девушек из рода Авраама: «И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских. Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей» (Быт.28:1,2).

Однако, несмотря на сходство ситуации, Иаков отправляется в эту землю за женой самостоятельно. Единственное, что осталось неизменным, это то, что девушка должна была быть из рода, из которого произошел сам Авраам. Здесь также возникает вопрос: почему Авраам не послал непосредственно своего сына к родственникам, а Исаак сделал это?

По этому поводу можно выдвинуть версию, что Исаак был не очень доволен решением своего отца Авраама и, чтобы избежать повторения подобной ситуации (берегись, не возвращай сына моего туда), отправляет Иакова за женой лично. Для такой версии, однако, существует мало оснований: Исаак прожил всю свою жизнь с одной женой, Ревеккой, хотя, скорее всего, мог иметь несколько жен (или наложниц), если бы его по каким-то причинам не устраивала Ревекка, как, например, его отец, Авраам, в определенный период или как Исав и Иаков, его сыновья. Одно это обстоятельство уже может свидетельствовать о благополучном браке Исаака.

В этих двух случаях Авраам и Исаак руководствовались одними и теми же принципами, и хотя в разных обстоятельствах решения были разные, сами принципы оставались неизменными. У Авраама были дети как до рождения Исаака (Измаил), так и после (Быт.25:1–4), однако только Исаак, рожденный чудом, был единственным наследником Божьего обетования: «Но Бог сказал Аврааму: …в Исааке наречется тебе семя» (Быт.21:12).

Таким образом, только Исаак мог наследовать ту землю, которую обещал Бог Аврааму, и только от него должен был произойти народ, через который благословятся… все народы земли (Быт.22:18). Именно поэтому Авраам относится к Исааку как к будущему наследнику этого обетования. И как Авраам исполнял заповедь Бога — жить в земле Ханаанской и не покидать ее, так он научил и сына своего. Исаак также исполняет эту заповедь и не нарушает ее даже ради женитьбы. Покинуть самостоятельно землю «странствия» было бы равносильно возможной потере права наследовать ее потомкам, т.е. пренебрежению Божьим обетованием.

В случае с Исааком и его детьми дело обстоит несколько иначе. У Исаака было два сына. Старшим, который должен был быть наследником обетования, являлся Исав. Как раз Исав оставался жить в земле Ханаанской и не покидал ее во время пребывания Иакова в Месопотамии. Таким образом, формально все заповеди Бога были соблюдены. Предполагаемый наследник оставался жить в обетованной земле вместе с отцом, младший же сын, Иаков, был до некоторой степени свободен от данной заповеди и поэтому мог беспрепятственно покинуть Ханаан. Тем более что сам Исаак больше любил Исава и связывал с ним, скорее всего, все Божьи обетования: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт.25:28).

Это видно и из того, что перед своей смертью Исаак призвал именно Исава, чтобы благословить его на право обладания первородством, т.е. на право быть наследником Божьих обетований: «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт.27:1–4).


И только благодаря тому, что жена Авраама Ревекка узнала об этом, Иаков хитростью формально получил это право. Таким образом, женитьба Исаака и Иакова раскрывает религиозные устремления патриархов. Они не только не нарушали своих религиозных установок, которые были сформулированы при Аврааме, но все эти патриархи соблюдали религиозные заповеди, какие существовали до появления закона Моисея. С этим, скорее всего, связана и поздняя женитьба Исаака, который создал семью в сорокалетнем возрасте (Быт.25:20). Из-за отсутствия достойных кандидаток и нежелания покидать землю странствования Авраам, как глава семьи, и принял такое решение — послать раба за будущей женой для сына.

Комментариев нет:

Отправить комментарий