Надежда на воскресение. Продолжение.
До некоторой степени можно утверждать следующее:
·
Вера
в воскресения заключалась в том, что люди воскреснут в том же теле, с теми же костями, и в том же месте (географическом), где на момент
воскресения будут находиться их кости. Такую надежду получит каждый, у кого
кости остались в сохранности.
Иначе, если бы Иосиф верил, что после смерти его «душа»
вечно, как живая субстанция, будет находиться в мире ином (как верили
египтяне), он не завещал бы перенести свои кости в землю обетованную. Не было
бы смысла в таком перенесении. Быть похороненным вместе со своими
родственниками значит и воскреснуть буквально вместе и снова воссоединится с
ними после воскресения (как верил в это Авраам, когда был похоронен вместе с
Саррой).
·
Воскресение
на земле произойдет буквально, т.е. умершие люди снова оживут как люди на
земле.
Не имело бы смысла хранить долгое время, а затем
переносить кости Иосифа из Египта в землю обетованную, если бы это было не так.
Эта надежда среди израильтян сохранялась вплоть до прихода Иисуса Христа. Сам Спаситель
использовал подобные образы, например, в Ин.5:28,29:
«… все, кто
находится сейчас в могилах, услышат Его голос и выйдут из могил. Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение» (IBS).
Описание ведется буквальным языком, на это же
указывает и следующий эпизод. Так саддукеи, ссылаясь на закон Моисея, говорят:
«Учитель, Моисей
написал, что если женатый человек умрёт бездетным, то брат его должен женится
на вдове и иметь детей, чтобы продолжить род умершего брата. Было семеро
братье. Первый женился, но умер бездетным. Затем второй, а потом и третий
женился на этой женщине. И все семеро умерли, не оставив детей. Последней
умерла женщина. Так чьёй же женой будет она, когда они все воскреснут? Ведь она была женой всех семерых братьев» (Лк.20:27-32).
Но о чем же идет речь и в какое воскресение не верят
саддукеи? В Евангелии от Луки, в 20-й главе, речь идет о буквальном воскресении
в теле, причем в том же теле, что было изначально. Женщина не могла быть буквальной
женой сразу всех семерых мужчин, как об этом говорят саддукеи. И самое
удивительное, что далее никто не поправляет их, а обсуждение ведется вокруг проблемы
буквального телесного воскресения, которое должно произойти в будущем, т. е. данное время еще не
настало, как это следует из дальнейшего ответа Иисуса:
«Живущие ныне женятся и выходят замуж, но
некоторые будут сочтены достойными воскреснуть после смерти и обрести новую
жизнь. В той жизни они не будут жениться
и выходить замуж, но будут бессмертными, подобно ангелам, и станут детьми
Божьими, будучи воскресшими из мертвых. О том, что мертвые восстанут, еще
Моисей ясно сказал, когда говорил о пылающем кусте и назвал Господа «Богом
Авраама, Исаака и Иакова». Он не Бог мертвых, а Бог живых, ибо все,
принадлежащие Богу, живы (Лк.20:34–38;СоП).
Жениться и выходить замуж можно только буквально на
земле, о чём и велась речь в диалоге с саддукеями. Из представления о
буквальном воскресении вытекает и отношение к останкам (костям) умерших.
Отношение к костям
умерших.
То, что могло препятствовать сохранению костей в
целости и сохранности, должно было быть устранено, как препятствие процессу
воскресения. Кости при хранении их в гробе (имеется введу погребальная пещера)
могли разрушиться не только от небрежного обращения с ними, если кто-либо их
сломал бы. Злейшим «врагом» костей могли стать «червь и огонь».
Возможно, червь мог постепенно превратить кости в
труху. Именно поэтому, скорее всего, тела умерших людей обматывали пеленами. Это
делалось не только для того, чтобы сохранить все косточки в едином целом виде,
включая даже, самые маленькие, но и использование специальных составов, было
продиктовано необходимостью предотвращения возникновения «червя» на самых
ранних этапах разложения тела. Такой червь, возможно, и мог появиться вначале и
впоследствии разъесть все костные ткани. Его могли занести туда всевозможные
насекомые. Поэтому процедура захоронения у евреев напоминала скорее не процесс
мумифицирования, а просто процесс сохранения костей в целостности и сохранности
на долгое время, до момента воскресения.
Это принципиальное отличие еврейского захоронения от
египетского. В Египте процесс мумификации занимал достаточно длительное время,
в Израиле умершего человека хоронили в этот же день.
Так при воскресении Лазаря тело начало разлагаться
уже на четвертый день, что не произошло бы при мумифицировании тела, которое
практиковалась в Египте (Ин.11:24,39). Хотя Лазарь и был бедным человеком,
однако, даже самый дешевый вид бальзамирования не был исполнен над ним. Да и сам
Иисус воскрес, согласно пророчеству, на третий день, до того, как тело стало
разлагаться.
В противоположность этому кости тех, кто не достоин
был воскресения, по мнению людей того времени, подвергались всевозможным
воздействиям. Их разбрасывали, ломали, бросали в огонь, смешивали с мусором. Это
можно проследить в действиях царя Иосии: «И
взглянул Иосия и увидел могилы, которые [были] там на горе, и послал и взял кости из
могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его…» (4-Цар.23:16). В его действиях
можно увидеть не только акт осквернения тех мест, где поклонялись идолам. Факт
уничтожения могил и костей стирал из памяти людей всё, что там творилось, а тех,
кто это делал, выставлял как недостойных. И тем не менее, царь приказывает
вынимать кости из гробниц и сжигать их, что само по себе, говорит о многом.
Так поступали и во времена Иисуса, в евангелиях не
упоминается о том, что в городских свалках сжигали тела преступников, хотя
некоторые исследователи прямо говорят об этом. Конечно, огонь и не уничтожал
кости сразу (возможно кости должны были гореть достаточно долго, прежде чем исчезнуть
полностью), все же, по представлению иудеев, огонь не способствовал воскресению.
Свалки около крупных городов горели и дымили круглосуточно, можно сказать даже
вечно. И именно этот образ вечного уничтожения использовал Иисус Христос, а также
и Иоанн в Откровении – «озеро огненное»
(Мф.23:33, Отк.20:14).
Таким образом, если на момент воскресения кости
человека находились в такой месте, то даже если он и воскреснет (т.е., кости
еще не будут уничтожены полностью), он либо сразу умрет снова или просто не
сможет ожить. Он не сможет выйти из этого места, как из гробницы.
Предположительно: такой человек либо задохнется, либо не сможет по огню
добраться до безопасного места. Либо его кости не смогут обрасти плотью, так
как огонь вновь уничтожит её (см. Иез.37:8,9). Кости сначала должны были
обрасти плотью, а потом в них вселялся дух жизни. При этом человек, по
представлению иудеев, мог испытывать некоторые мучения.
Тем не менее, становится понятно трепетное отношение
иудеев к телу умерших людей, особенно праведных, так много сделавших для
народа. Они старались как можно лучше сохранить останки праведных людей. Так
один из царей дома Иеровоама был похоронен в гробнице, в то время как все
другие из этой династии не были удостоены такой почести, с указанием причины
такого исхода:
«…и оплачут его все
Израильтяне и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдет в
гробницу, так как в нем, из дома
Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым…» (3-Цар.14:13).
Надежда на воскресение и
учения Иисуса Христа.
Иисус не раз пользовался представлениями его слушателей
о воскресении, Он использовал те же образы – «червь, огонь неугасимый, геенна
огненная». Такие образы были хорошо знакомы и понятны той аудитории, к которой Он
обращался. Эти образы имели такое же значение, что и столетия до этого
(Мф.5:22; 23:33; 25:41, Мк.9:45-48). Одни из самых известных слов Христа мы уже
цитировали выше (см.Ин.5:28,29).
Однако, нечто новое можно усмотреть только во время
казни. Чтобы ускорить смерть, были перебиты голени у двух преступников. Кости
этих людей были сокрушены или повреждены, что уже указывало на некоторые
затруднения при воскресении (Ин.19:31-33). Возникает вопрос, как можно
воскресить человека с сокрушенными костями, при том, что после смерти тело
преступников наверняка бросили на свалке?
Другой намек на то, что воскресение будет происходить
не в согласии с представлениями иудеев, Иисус дал в притче о «Богаче и Лазаре».
Интересно отметить, что две эти подробности, дающие правильные представление о
воскресении, записал Лука. Для него как для врача, наверное, это было особенно
интересно (Лк.16:19-31). Действительно, как врач, Лука очень часто имел дело с
плотью, т.е. ранами, переломами, вывихами и т. д. Возможно как никто другой он
верил, что воскреснуть с переломленной или повреждённой костью, было бы
мучительно и лишало бы человека некоторой подвижности. Возможно, именно поэтому
он обратил внимание на слова Христа имевшие отношение к несколько новому
пониманию воскресения, если принять во внимание, что он первоначально исходил
из иудейской позиции.
Другими словами, человек может воскреснуть и без
всех сложных ритуалов захоронения (включая иудейские) несмотря ни на что. На
процесс воскресения не могли повлиять даже отношение к костям и даже их
наличие, если судить об обещании данное преступнику. Это было весьма
привлекательным в новом учении. Такой взгляд на воскресение открыл широкие
возможности для распространения евангелия не только в Иудеи, но и за её
пределами. Отныне воскресение не привязывалось к каким-либо материальным
атрибутам, а полностью зависело от веры и от Бога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий