понедельник, 15 октября 2018 г.

Надежда на воскресение. Продолжение.

До некоторой степени можно утверждать следующее:

·              Вера в воскресения заключалась в том, что люди воскреснут в том же теле, с теми же костями, и в том же месте (географическом), где на момент воскресения будут находиться их кости. Такую надежду получит каждый, у кого кости остались в сохранности.

Иначе, если бы Иосиф верил, что после смерти его «душа» вечно, как живая субстанция, будет находиться в мире ином (как верили египтяне), он не завещал бы перенести свои кости в землю обетованную. Не было бы смысла в таком перенесении. Быть похороненным вместе со своими родственниками значит и воскреснуть буквально вместе и снова воссоединится с ними после воскресения (как верил в это Авраам, когда был похоронен вместе с Саррой).

·              Воскресение на земле произойдет буквально, т.е. умершие люди снова оживут как люди на земле.

Не имело бы смысла хранить долгое время, а затем переносить кости Иосифа из Египта в землю обетованную, если бы это было не так. Эта надежда среди израильтян сохранялась вплоть до прихода Иисуса Христа. Сам Спаситель использовал подобные образы, например, в Ин.5:28,29:

«… все, кто находится сейчас в могилах, услышат Его голос и выйдут из могил. Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение» (IBS).

Описание ведется буквальным языком, на это же указывает и следующий эпизод. Так саддукеи, ссылаясь на закон Моисея, говорят:

«Учитель, Моисей написал, что если женатый человек умрёт бездетным, то брат его должен женится на вдове и иметь детей, чтобы продолжить род умершего брата. Было семеро братье. Первый женился, но умер бездетным. Затем второй, а потом и третий женился на этой женщине. И все семеро умерли, не оставив детей. Последней умерла женщина. Так чьёй же женой будет она, когда они все воскреснут? Ведь она была женой всех семерых братьев» (Лк.20:27-32).

Но о чем же идет речь и в какое воскресение не верят саддукеи? В Евангелии от Луки, в 20-й главе, речь идет о буквальном воскресении в теле, причем в том же теле, что было изначально. Женщина не могла быть буквальной женой сразу всех семерых мужчин, как об этом говорят саддукеи. И самое удивительное, что далее никто не поправляет их, а обсуждение ведется вокруг проблемы буквального телесного воскресения, которое должно  произойти в будущем, т. е. данное время еще не настало, как это следует из дальнейшего ответа Иисуса:

«Живущие ныне женятся и выходят замуж, но некоторые будут сочтены достойными воскреснуть после смерти и обрести новую жизнь. В той жизни они не будут жениться и выходить замуж, но будут бессмертными, подобно ангелам, и станут детьми Божьими, будучи воскресшими из мертвых. О том, что мертвые восстанут, еще Моисей ясно сказал, когда говорил о пылающем кусте и назвал Господа «Богом Авраама, Исаака и Иакова». Он не Бог мертвых, а Бог живых, ибо все, принадлежащие Богу, живы (Лк.20:34–38;СоП).

Жениться и выходить замуж можно только буквально на земле, о чём и велась речь в диалоге с саддукеями. Из представления о буквальном воскресении вытекает и отношение к останкам (костям) умерших.

Отношение к костям умерших.

То, что могло препятствовать сохранению костей в целости и сохранности, должно было быть устранено, как препятствие процессу воскресения. Кости при хранении их в гробе (имеется введу погребальная пещера) могли разрушиться не только от небрежного обращения с ними, если кто-либо их сломал бы. Злейшим «врагом» костей могли стать «червь и огонь».

Возможно, червь мог постепенно превратить кости в труху. Именно поэтому, скорее всего, тела умерших людей обматывали пеленами. Это делалось не только для того, чтобы сохранить все косточки в едином целом виде, включая даже, самые маленькие, но и использование специальных составов, было продиктовано необходимостью предотвращения возникновения «червя» на самых ранних этапах разложения тела. Такой червь, возможно, и мог появиться вначале и впоследствии разъесть все костные ткани. Его могли занести туда всевозможные насекомые. Поэтому процедура захоронения у евреев напоминала скорее не процесс мумифицирования, а просто процесс сохранения костей в целостности и сохранности на долгое время, до момента воскресения.

Это принципиальное отличие еврейского захоронения от египетского. В Египте процесс мумификации занимал достаточно длительное время, в Израиле умершего человека хоронили в этот же день.

Так при воскресении Лазаря тело начало разлагаться уже на четвертый день, что не произошло бы при мумифицировании тела, которое практиковалась в Египте (Ин.11:24,39). Хотя Лазарь и был бедным человеком, однако, даже самый дешевый вид бальзамирования не был исполнен над ним. Да и сам Иисус воскрес, согласно пророчеству, на третий день, до того, как тело стало разлагаться.

В противоположность этому кости тех, кто не достоин был воскресения, по мнению людей того времени, подвергались всевозможным воздействиям. Их разбрасывали, ломали, бросали в огонь, смешивали с мусором. Это можно проследить в действиях царя Иосии: «И взглянул Иосия и увидел могилы, которые [были] там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его…» (4-Цар.23:16). В его действиях можно увидеть не только акт осквернения тех мест, где поклонялись идолам. Факт уничтожения могил и костей стирал из памяти людей всё, что там творилось, а тех, кто это делал, выставлял как недостойных. И тем не менее, царь приказывает вынимать кости из гробниц и сжигать их, что само по себе, говорит о многом.

Так поступали и во времена Иисуса, в евангелиях не упоминается о том, что в городских свалках сжигали тела преступников, хотя некоторые исследователи прямо говорят об этом. Конечно, огонь и не уничтожал кости сразу (возможно кости должны были гореть достаточно долго, прежде чем исчезнуть полностью), все же, по представлению иудеев, огонь не способствовал воскресению. Свалки около крупных городов горели и дымили круглосуточно, можно сказать даже вечно. И именно этот образ вечного уничтожения использовал Иисус Христос, а также и Иоанн в Откровении – «озеро огненное» (Мф.23:33, Отк.20:14).

Таким образом, если на момент воскресения кости человека находились в такой месте, то даже если он и воскреснет (т.е., кости еще не будут уничтожены полностью), он либо сразу умрет снова или просто не сможет ожить. Он не сможет выйти из этого места, как из гробницы. Предположительно: такой человек либо задохнется, либо не сможет по огню добраться до безопасного места. Либо его кости не смогут обрасти плотью, так как огонь вновь уничтожит её (см. Иез.37:8,9). Кости сначала должны были обрасти плотью, а потом в них вселялся дух жизни. При этом человек, по представлению иудеев, мог испытывать некоторые мучения.

Тем не менее, становится понятно трепетное отношение иудеев к телу умерших людей, особенно праведных, так много сделавших для народа. Они старались как можно лучше сохранить останки праведных людей. Так один из царей дома Иеровоама был похоронен в гробнице, в то время как все другие из этой династии не были удостоены такой почести, с указанием причины такого исхода:

«…и оплачут его все Израильтяне и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым…»  (3-Цар.14:13).

Надежда на воскресение и учения Иисуса Христа.

Иисус не раз пользовался представлениями его слушателей о воскресении, Он использовал те же образы – «червь, огонь неугасимый, геенна огненная». Такие образы были хорошо знакомы и понятны той аудитории, к которой Он обращался. Эти образы имели такое же значение, что и столетия до этого (Мф.5:22; 23:33; 25:41, Мк.9:45-48). Одни из самых известных слов Христа мы уже цитировали выше (см.Ин.5:28,29).

Однако, нечто новое можно усмотреть только во время казни. Чтобы ускорить смерть, были перебиты голени у двух преступников. Кости этих людей были сокрушены или повреждены, что уже указывало на некоторые затруднения при воскресении (Ин.19:31-33). Возникает вопрос, как можно воскресить человека с сокрушенными костями, при том, что после смерти тело преступников наверняка бросили на свалке?

Другой намек на то, что воскресение будет происходить не в согласии с представлениями иудеев, Иисус дал в притче о «Богаче и Лазаре». Интересно отметить, что две эти подробности, дающие правильные представление о воскресении, записал Лука. Для него как для врача, наверное, это было особенно интересно (Лк.16:19-31). Действительно, как врач, Лука очень часто имел дело с плотью, т.е. ранами, переломами, вывихами и т. д. Возможно как никто другой он верил, что воскреснуть с переломленной или повреждённой костью, было бы мучительно и лишало бы человека некоторой подвижности. Возможно, именно поэтому он обратил внимание на слова Христа имевшие отношение к несколько новому пониманию воскресения, если принять во внимание, что он первоначально исходил из иудейской позиции.

Другими словами, человек может воскреснуть и без всех сложных ритуалов захоронения (включая иудейские) несмотря ни на что. На процесс воскресения не могли повлиять даже отношение к костям и даже их наличие, если судить об обещании данное преступнику. Это было весьма привлекательным в новом учении. Такой взгляд на воскресение открыл широкие возможности для распространения евангелия не только в Иудеи, но и за её пределами. Отныне воскресение не привязывалось к каким-либо материальным атрибутам, а полностью зависело от веры и от Бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий