понедельник, 22 октября 2018 г.

Авраам. Странствуй по земле сей.

На такой образ жизни влияли их религиозные взгляды относительно того предназначения, которое предначертал им Бог. Жить в шатрах, т. е. жить как чужестранец, является весьма важной особенностью этого этапа, и выбор такого образа жизни неслучаен. Можно проанализировать другую стратегию поведения, которая хорошо описана также в книге Бытие: жизнь Лота, племянника Авраама.

Первоначально, возможно, Лот мог стать преемником Авраама, так как у последнего не было детей и кто-то должен был после смерти Авраама продолжить начатое дело, как об этом упоминает Иосиф Флавий. Однако со временем у Авраама появился сын Измаил от служанки по имени Агарь, да и сам Авраам не оставлял надежды на то, что от него еще произойдет прямой потомок от жены Сарры, как об этом говорит Писание: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» (Быт.15:1–4).

Лот, понимая, что не будет преемником Авраама, начинает вести несколько другой образ жизни: он перестает жить в шатрах и селится в защищенном, как ему кажется, месте — в городе Содоме: «…два Ангела пришли в Содом. Лот сидел у городских ворот» (Быт.19:1;СоП).

Города зачастую предоставляли защиту от набегов тех или иных племен, народностей, да и просто банд разбойников. Для Лота вопрос о потомстве, которое завладеет землей, обещанной Богом, перестает иметь первостепенное значение, так как он понимает, что не от него произойдет народ, который поселится в этой земле. Лот не заботится в религиозном смысле о своем потомстве, как это делает Авраам, поэтому у него больше нет необходимости селиться отдельно и жить в шатрах, чтобы не перемешаться кровно с народами той местности. В частности это видно из того, что дочери Лота первоначально хотели выйти замуж за мужчин Содома, т. е. жителей тех мест: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт.19:14).

Смысл жизни в шатрах, отдельно от окружающих народов, скорее всего, и заключается в том, чтобы не перемешаться с ними. Авраам, в противоположность Лоту, имеет четкое представление о будущем: «У тебя родится сын, он будет твоим наследником. …Посмотри на небо, видишь, сколько там звезд, такое множество, что их не счесть. Вот сколько у тебя будет потомков. …Я — Господь, Который вывел тебя из Ура Вавилонского, и Я сделал это для того, чтобы дать тебе эту землю. Ты будешь ею владеть. …твой народ вернется обратно в эту землю (и тогда они победят аморреев, ибо Я через твой народ накажу живущих здесь аморреев). Все это произойдет в будущем, ибо мера беззакония аморреев еще не исполнилась» (Быт.15:4–6,16;СоП).

На этом этапе, этапе размножения потомков Авраама, от одного человека до целой группы, появляется потребность в сохранении чистоты от примеси других народов. Т.е. сохранение народа, с которым Бог уже заключил завет (сохранение от примеси как религиозной, так и кровной), иначе потомкам Авраама, если они вступят в родство с жившими народами, будет сложно «завладеть городами» этих народов. Они могут перемешаться, связаться родственными узами с другими людьми, не разделяющими их веры, и, как следствие, перенять обычаи и религиозные взгляды других народов, тогда отделить истинное семя Авраама будет весьма сложно. А это означает, что все те, кто преступит Божье повеление, будут подвергнуты «наказанию» со стороны Создателя, как и сказано в книге Бытие (15:4–16).

О взглядах, которых придерживались потомки Авраама, свидетельствует случай, произошедший с Исавом и Иаковом. Исав женился на хеттеянках, живших в той земле. Иосиф Флавий комментирует эти события так: «В этом брачном вопросе он (Исав) действовал совершенно самостоятельно, отнюдь не испросив совета у отца. Дело в том, что Исаак ни за что не одобрил бы его намерения, так как ему было крайне неприятно вступать в родство с жителями той страны» (Иудейские древности, кн.1, гл.18).

В Писании по этому поводу сказано следующее: «Исаак и Ревекка были очень недовольны этими браками… Исаак призвал Иакова… и дал ему строгий наказ, сказав: «Не бери себе в жены хананеянку»» (Быт.26:35; 28:1,2;СоП).

Как утверждает Библия, потомок, через которого благословятся все народы, должен был родиться от Авраама, о чем не раз упоминали и иудеи времен Иисуса Христа: «Наш отец — Авраам» (Ин.8:39;СоП).

Сама родословная Иисуса Христа, указанная в Евангелии от Матфея, ведется от Авраама (Мф.1:1,2). И факт существования подобной родословной свидетельствует, что этому вопросу со времен Авраама уделялось самое пристальное внимание, так было вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 г.н.э. и разорения Иудеи, когда были уничтожены почти все свитки с записями родословных. Этот вопрос влиял практически на все развитие религии, берущей начало от Авраама. В книге Бытие мы встречаем множество родословных, которые идентифицируют происхождение людей, выделяя главную линию — линию происхождения Авраама и его потомков. Такая идентификация занимала важное место, обосновывая в дальнейшем право на получения от Бога определенных благословений.

По мере развития событий, описанных в книге Бытие, мы видим, как происходит конкретизация того, от кого произойдет избранный народ: «После того как Лот отделился, Господь сказал Авраму: «Оглянись вокруг, посмотри… Всю эту землю, которую ты видишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. …Ступай и пройдись по своей земле вдоль и поперек, ибо отныне Я отдаю ее тебе»» (Быт.13:14–15,17;СоП).

Другой мотив, встречающийся в книге Бытие, повлиявший на формирование взглядов Авраама, — это определение границ земли, в пределах которой должны будут разместиться его потомки. Как указывается в цитируемом отрывке, Авраам, по указанию Бога, должен был пройти землю вдоль и поперек, чтобы знать ее пределы. О таких пределах, судя по всему, у патриарха были весьма расплывчатые представления. Несколько позже в книге Бытие дается более конкретное определение границ земли: «Господь дал обещание Авраму и заключил с ним соглашение, сказав: «Я отдам твоим потомкам эту землю, Я отдам им землю от реки Египетской до великой реки Евфрата, землю кенеев, кенезеев, кедмонеев, хеттеев, ферезеев, рефаимов, амореев, хананеев, гергесеев и иевусеев»» (Быт.15:18–21;СоП).

После определения границ Авраам «странствует» по этой земле, заключая с некоторыми народами временные союзы и вступая в деловые отношения с ними:

«И заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую» (Быт.21:32).

«…дайте мне в собственность [место для] гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. …я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою» (Быт.23:4,13).

Аврааму хотели подарить поле для погребения, но патриарх платит за это поле деньги, переводя взаимоотношения в юридическую плоскость, а не основывая их на устных взаимных обязательствах (долгах) и доверии. Со временем все устные договоры забываются потомками, которые стараются их пересмотреть. Потомки могут и не знать всех тонкостей взаимоотношений своих предков. Но все же нежелание вступать в доверительные отношения с хананеями доминирует в поведении Авраама: «Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: «я обогатил Аврама», — кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт.14:22–24).

Итак, Авраам и его сыновья жили в шатре и были странниками, так можно охарактеризовать этот этап становления религии Авраама. Для подобного образа жизни и религиозных взглядов хорошо подходил и тот род хозяйственной деятельности, которого придерживались патриархи. Они вели кочевой образ жизни, разводя скот, перемещаясь вместе с ним с пастбища на пастбище, что вполне естественно, так как они не желали привязываться к тому или иному месту или народу, живя практически автономно. «И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе… И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобой? Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт.13:6,8–9).

С другой стороны, живя в шатрах, Авраам и его потомки вели себя несколько вызывающе по отношению к местным жителям, утверждая как бы свое право на владение этой землей. Живя не в укрепленных оборонительными стенами городах, а на открытом пространстве, они тем самым подчеркивали, что им бояться нечего и что Бог на их стороне, Он охраняет их и защищает. И именно Бог привел их сюда и даст им эту землю. Такое противопоставление местным народам повлияло на следующий этап пребывания потомков Авраама в ханаанской земле. Постепенно обостряющиеся противоречия, скорее всего, и вынудили семью Иакова покинуть Ханаан, чтобы впоследствии вернуться.


Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий