пятница, 2 ноября 2018 г.

Исав и Иаков.

С этой точки зрения в книге Бытие показаны и другие эпизоды, например, жизнь Иакова. По мере чтения первой книги Библии наше внимание постепенно переходит на жизнь Иакова и его семьи, которым посвящено несколько глав (с 28-й до 33-й главы — описание жизни Иакова в Месопотамии и его возвращения в Ханаан). С чем это связано? Скорее всего, с решением очень важных религиозных вопросов.

Повествование о жизни Исава и Иакова начинается с их борьбы за первенство еще в утробе матери (Быт.25:20–26). Все это, как предсказал Господь, предвещало сложные отношения и борьбу как братьев между собой, так и их потомков: один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт.25:23). Начатая линия повествования затем продолжается на протяжении нескольких глав.

После рождения близнецов внимание переключается на уже достаточно зрелый возраст детей Исаака и их отношения между собой и с родителями: «Исаак любил Исава… а Ревекка любила Иакова. Однажды Исав пришел домой с охоты усталый и обессилевший от голода. Иаков в это время готовил чечевичную похлебку. И сказал Исав Иакову: «Я обессилел от голода, дай мне немного этих красных бобов». …Но Иаков ответил: «Продай мне твое право первородства». «Я умираю от голода, и если я умру, то к чему мне богатство моего отца? Я отдам тебе мою долю», — сказал Исав. Но Иаков сказал: «Сперва поклянись, что отдашь». Исав поклялся Иакову и продал ему свою долю богатства их отца, и тогда Иаков дал Исаву еды и хлеба. Исав поел, попил и ушел, и пренебрег своим правом первородства» (Быт.25:28–33;СоП).

Исав в личной беседе с Иаковом как бы передает свое право на первородство, т. е. на рождение потомка, обещанного Богом, в котором благословятся все народы. С этим были связаны до некоторой степени и права наследования, по крайней мере части земли, которую обещал дать Бог для жительства того народа, из которого и должен был произойти обещанный потомок. Однако, судя по повествованию, цитируемому выше, Исав не очень-то переживал по поводу клятвы, данной им Иакову, во всяком случае мы не видим такой бурной реакции, какая случилась позже по этому же вопросу.

Перед своей смертью Исаак призывает Исава, чтобы благословить его как будущего владельца этого права. Возможно, именно поэтому Исав так легко отказался от первородства в личной беседе с Иаковом и как бы продал его за еду, так как хорошее расположение его отца Исаака и его положение первенца давали ему веские основания быть уверенным в обладании этим правом несмотря ни на что. Его положение было незыблемым и неизменным, ведь он родился первым и поэтому по праву рождения, а не по каким-либо делам, наследовал все от своего отца, да и может ли его брат что-то изменить? На это он и обращает внимание, акцентируя его на своем положении: «Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав» (Быт.27:32).

Необходимо уточнить, что в книге Бытие право, передаваемое от Исаака, делится на две части: первая — право на рождение потомка, первородство, вторая — право на власть и владение обещанной землей. Именно Исав в разговоре с Исааком разделяет эти два момента: «Он (Иаков) перехитрил меня дважды: сперва отнял у меня право первородства, а теперь отнял и мое благословление… А для меня ты оставил какое-нибудь благословление?» «Слишком поздно, — ответил Исаак. — Я отдал Иакову власть над тобой и сказал ему, что все его братья будут его слугами…» (Быт.27:36–40;СоП).

Возможно, право первородства не волновало Исава так сильно, как власть и владение обещанной Богом землей. Возможно, такое разделение первоначально единого права (т. е. право владеть и землей, и первородством было одним и тем же неделимым правом) было сделано по причине рождения близнецов у Исаака. Его многочисленные потомки должны были завладеть землей, и от кого-то из них должен был родиться обещанный Мессия, как это и случилось позже. Однако в истории с Исавом и Иаковом мы впервые встречаем разделение права на части с присуждением каждой из них отдельному потомку. Все так и случилось бы, если бы не хитрость Иакова и Ревекки, тем более что Иаков к тому моменту уже «перекупил» у Исава право первородства. В даваемом Исааком благословении, как он думал, Исаву речь вообще не идет о праве первородства.

Когда же благословение получил не он, а Иаков, Исав пришел в ярость и возненавидел брата, хотя всячески старался скрыть это: После этого Исав возненавидел Иакова за то, что тот получил благословение, и решил про себя: «Отец мой вскоре умрет, и мы будем горевать о нем, а потом я убью брата моего Иакова» (Быт.27:41;СоП).

Таким образом, можно сказать, что Исав практически потерял право на обе части обетования. Его, возможно, больше волновал вопрос власти, а не Божьих обещаний относительно первородства. Разделив обетование на две части и выбрав самую привлекательную из них с точки зрения материального богатства, Исав совершил ошибку. В дальнейшем в Библии такой путь разделения Божьего обетования, судя по всему, был отвергнут. Из обетования нельзя было выбрать самую хорошую и выгодную для себя часть, а на остальные не обращать никакого внимания или «выгодно продать» их другим. В дальнейшем царствование и право первородства были нераздельны, и ими обладало колено Иуды, так как потомок, обещанный Богом, должен прийти как царь: «Иуда, братья твои превознесут тебя. Ты победишь врагов своих, и братья твои склонятся перед тобою. …Скипетр [знак владычества] всегда останется с коленом Иуды, и на семье его всегда будет знак владычества, пока не придет Царь истинный, которому станут повиноваться и служить народы» (Быт.49:8,10;СоП).

Случай с Исавом как раз и разрешил эти противоречия, которые возникли у него в связи с владением правом на Божье обетование и которые могли возникнуть в будущем. Об этом косвенно говорит и апостол Павел в послании к Евреям: «…и чтобы никто не стал развратником или безбожником, который бы, как Исав, за одну похлебку продал свое первородство. После этого, как вы знаете, Исав хотел получить благословение отца, и, хотя он и молил его об этом со слезами, отец отказал ему…» (Евр.12:16,17;СоП).

Потеряв право первородства, он автоматически потерял и благословение, т. е. право на «власть среди братьев». Павел упускает в этом рассуждении подробности: хитрость Ревекки и Иакова, слепоту Исаака и т. д., представляя дело так, что Исав потерял благословение как следствие того, что он пренебрег первородством, утверждая, таким образом, что Бог избирает Иакова.

Однако все эти рассуждения и перипетии среди людей относительно права владения Божьим обетованием никак не затрагивают самого главного вопроса — вопроса о мнении Создателя относительно всех этих происшествий. Действительно, а что Бог думал по этому поводу? Неужели Иаков мог запросто «украсть» хитростью первородство у своего брата, или купить его, или обменять на что-либо, и Бог просто обязан признать это несмотря ни на что? Неужели слова, сказанные Исааком по недоразумению и его слепоте, так обязательны для исполнения Богом? По крайней мере со стороны это может выглядеть так.

Бог, который представлен в Писании всеведущим и всемогущим, если идет на поводу у людей, предстает слабым и беспомощным в тех делах, которые Сам же и затеял, обещав все довести до логического конца. Во всей этой истории с Исавом и Иаковом Бог как бы стоит на втором плане, его реакция не видна. Иаков сначала в личной беседе с Исавом «добывает» себе право на первородство, затем с помощью обмана получает от своего отца благословение, предназначенное Исаву. Перед людьми (братом и отцом) все формальные стороны вопроса были улажены. Однако мы видим, как говорит Писание, хотя и праведных перед Богом, но все же людей, которые ошибаются, как в случае с Исааком, не разглядевшим по старости, что перед ним Иаков.

Первоначально кажется, что Бог просто слепо принимает случившееся и стоит на стороне Иакова, как это показывают следующие слова: «Иаков… отправился в Харан. …Господь сказал Иакову: «Я Господь, Бог твоего прадеда Авраама, Бог Исаака. Я дам тебе ту землю, на которой ты сейчас лежишь, дам эту землю тебе и твоим детям. …все племена земные будут благословлены через тебя и твоих потомков. Я с тобой и защищу тебя, куда бы ты ни шел, и приведу тебя обратно на эту землю, и не оставлю тебя, пока не исполню, что обещал» (Быт.28:10,13–15;СоП).

Иаков, избегая гнева Исава, отправляется в Харан к родственникам своей матери Ревекки. На этом пути Бог является ему во сне и заверяет в своей поддержке. Иакову трудно поверить в случившееся, поэтому он дает клятву, что если это был не просто сон и все так и произойдет, то он будет отдавать Богу десятую часть из всего того, что ему даст Бог (Быт.28:20–22). Сам Иаков, скорее всего, понимает, что, так как первородство и благословение были получены не совсем честным путем, все в конечном итоге зависит не от его хитрости и желания, а от Божьего благорасположения, т. е. от Бога, которому он поклоняется, в которого он верит.

Перед нами в книге Бытие предстают два человека, два сына Исаака. Один имеет полное и законное право на обетования Бога, но не стремится ими воспользоваться и даже «торгует» какой-то их частью. Другой не имеет такого права, с какой бы хитростью он ни старался приобрести его, но он, в отличие от первого, всячески стремиться обладать им, хотя бы и формально.


Здесь впервые в Библии появляется дилемма: кто должен обладать Божьим благословением — имеющий на то право по рождению (первенец), но не соблюдающий заповеди Бога (не имеющий ревности в этом вопросе), или тот, кто не родился первым, но стремится исполнить повеления Бога? Похоже, что подробная история отношений Исава и Иакова посвящена отчасти решению именно этой проблемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий