пятница, 12 октября 2018 г.

Надежда на воскресение.

Рассматривая эсхатологические перспективы, изложенные в Писании, мы немного отвлечёмся на казалось бы не имеющую к этому отношения тему. В предыдущий раз мы уже задались вопросом, о похоронных обычаях, которых придерживались египтяне и израильтяне времен исхода из Египта. На первый взгляд пришлый народ унаследовал некоторые обычаи египтян (что кажется естественным), но так ли это? Саму же тему о воскресении и надежде после смерти, как кажется, невозможно обойти стороной, ведь она, так или иначе, касается основных или базисных пунктов любой веры. И не важно доживёт ли человек до самых грандиозных событий в истории или нет, он всегда имеет твёрдые основания для своей веры, благодаря и этой надежде.

С самого начала библейского повествования встречаются, те или иные проявления веры в воскресение. Однако на протяжении долгого времени представления о том, как и где, будет происходить воскресение, имели определённые характерные черты. Так было вплоть до  времени появления Иисуса Христа. В евангелиях были «прояснены» некоторые вопросы остававшиеся долгое время в «тени». Для понимания, какие перемены произошли необходимо рассмотреть, как в древности относились к воскресению.

Представления о воскресении в ВЗ.

С давних времен люди питали надежду на воскресение после смерти. Так еще до появления избранного народа, в такую надежду верили Иов и Авраам. Они жили в разных местностях и разные времена, что говорит о распространенности данных взглядов (Иов 14:14,15; Евр.11:17-19). Воскресение из мертвых, являлось мощным укрепляющим веру фактором, помогающим придерживаться религиозных принципов во время различных испытаний и трудностей.

Вера в воскресение была основополагающим учением с самого начала человеческой истории, как это показывает библейская хронология (см. Евр.6:1,2; Лк.20:37,38). Можно даже утверждать, что вера в Бога (Яхве, Иегову) и поклонение Ему означала верить и в воскресение. Библейское поклонение Богу и вера в воскресение имеют тесную связь между собой, как это показал апостол Павел в послании к Евреям 11 главе. В этой главе он связывает веру, известных библейских праведников и пророков, с надеждой на воскресение.

Так Авраам знал, что землю, по которой он странствовал, получат только его потомки, как и обещал ему Бог: «Я отдам эту землю твоему потомству» (Быт.12:7). Сам Авраам при своей жизни не унаследует эту землю. Тем не менее «он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10). Т.е. он надеялся в будущем воскреснуть в этой земле. Интересно отметить, что Авраама похоронили вместе с его женой Саррой.

«Авраам стал владельцем поля, пещеры на поле и всех деревьев, которые были на этом поле. … После этого Авраам похоронил свою жену Сарру в пещере на том поле, недалеко от Мамре…» (Быт.23:18-19,СоП).

После смерти сыновья Авраама похоронили его в одной пещере вместе с Саррой. Скорее всего, это была посмертная просьба Авраама или такая традиция к тому времени уже укоренилась между его потомками.

«Он (Авраам) … после смерти соединился со своим народом. … Сыновья Исаак и Измаил… похоронили с женой его Саррой» (Быт.25:9,10;СоП).

В те времена, люди желали быть похороненными вместе со своими родственниками, что означало, что человека хоронят в одной могиле или гробнице с его предками. Это имело не только практическое значение: навещать могилы родственников удобнее всего тогда, когда они располагаются в одном месте или в единой (купленной ими для этого) территории. Просьбы быть захороненными вместе со своими родственниками часто высказывали еще люди до своей смерти. Несомненно, что на такие просьбы и пожелания влияло представление людей о воскресении.

Так, например, Иосиф также проявлял веру в воскресение он «завещал о костях своих» (Евр.12:22) «Обещайте мне - сказал Иосиф - что возьмёте с собой мои кости, когда Бог поведёт вас в ту новую землю» (Быт.50:25;СоП) «И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (26). Иосиф желал, чтобы после смерти его кости были перенесены в землю, о которой обещал Бог израильтянам. Хотя сам он точно не знал, когда это произойдет и сколько точно пройдёт времени. На его решение влияла вера в воскресение и некоторое представление о том, как оно произойдет. Такое представление, несомненно, влияло на похоронные обычаи и самих израильтян тех времён.

И действительно, если после земной жизни человек оказывается в другом, ином не материальном мире, то какая разница, где находятся его бренные останки в этом мире? Те или иные решения должны принимать живые, те, кому больше всего это необходимо. Однако Иосиф завещает, чтобы его останки были унесены, туда, куда еще даже никто и не знал, на том момент времени. Ну не для поклонения же своим останкам он составил такое завещание.

Здесь мы вкратце коснулись лишь некоторых глав книги Бытия, но даже из этого прослеживается связь между тем, как вера в воскресение влияла на отношение к останкам.

Представление о воскресении и похоронные обычаи.

Представление людей о том, что произойдет после смерти, несомненно, влияло на похоронные обычаи. Так, например, египтяне верили в загробную жизнь. Они клали в гроб с умершими людьми предметы обихода, предполагая, что эти предметы пригодятся в жизни после смерти. По их представлениям «отлетающая» после смерти душа нуждалась в имуществе, каким владело в земной жизни (можно отметить, что жизнь там мыслилась ими как нечто, что они испытывали здесь в материальном мире). Это относилось и к телу умершего человека, которое старались по возможности сохранить не тленным, в виде мумии.

Иудеи также имели свои представления о смерти, которые влияли на их обычаи хоронить умерших людей. С первого взгляда может показаться, что, выйдя из Египта, они унаследовали многие похоронные обычаи египтян. Так, например, при похоронах Иисуса Христа, его тело было завернуто в погребальные пелены, пропитанные составом с благовониями. При этом использовалось, по некоторым данным, около 33 килограммов смирны и алоэ (Ин.19:39,40). Это может напоминать мумифицирование тела, для сохранения его на длительный период времени. Однако, можно утверждать, что смысл, который вкладывали иудеи в такую подготовку тела к погребению, был совсем иной, чем у египтян.

В этом убеждают слова Давида, сказанные им в Псалме 15:10 в которые он вкладывал определённый смысл:

«Ибо, Господь, Ты мою душу не оставишь в месте смерти, и сгнить в могиле верующему Ты не дашь» (СоП).

Давид имел такие же представления о воскресении, как его праотцы Авраам и Иосиф. Эти слова пророчески относятся к Христу, как об этом сказал Петр (Деян.2:25-32). Ап.Петр указал на то, что гроб Давида находится в Иерусалиме. Он еще оставался в месте смерти, и плоть его буквально подверглась тлению, в отличие от тела Христа. Т.е. эти слова относились напрямую не к Давиду, а к Христу. Петр использовал этот аргумент в качестве доказательства, что Иисус есть Христос, а также показал, как исполнилось это пророчество. Все это указывает на то, что иудеи имели другое представление об исполнении этих слов. Какой смысл мог вкладывать Давид и иудеи в эти слова до смерти Христа, когда они исполнились на Нем буквально?

Давид, как и иудеи, думал, что после смерти, человек будет воскрешен в том же теле или если говорить точнее с теми же костями, что они имели при жизни. Сгнить в могиле означало бы лишиться воскресения, так, как не было бы костей, следовательно, человек не мог бы получить своё тело обратно при воскресении. Место смерти для Давида было буквальное место, где лежат трупы умерших людей. Из этого становится ясно, почему иудеи выдалбливали пещеры для погребения, что само по себе является трудоемким занятием, по сравнению с простым захоронением в землю. Если человек воскреснет с теми же костями, то, как он сможет выйти на свет, если его кости будут глубоко в земле или повреждены?

Поэтому, тела умерших людей клали в пещеры, чтобы в момент воскресения они могли легко выйти из них.

 Подобным образом в Псалме 33:21 пророчески указывается на Иисуса Христа: «Он (Бог) хранит все кости его, ни одна из них не сокрушится». Скорее всего, никто не знал, что  эти слова исполняться только на Миссии и понимались они буквально применительно к непосредственно к себе, как при жизни, так и после смерти. Бог, по их представлениям, будет заботиться о костях праведника до момента его воскресения. Сокрушение костей и превращение их в прах не могло способствовать воскресению человека, т.е. человек не мог воскреснуть со сломанными или истлевшими костями. Бог не допустит, чтобы это случилось с праведником, который умер. Именно такой смысл, скорее всего и вкладывали, жившие в то время иудеи, в эти слова.

То, что иудеи имели такое представление о воскресении, можно увидеть из рассмотрения 37 главы книги Иезекииль с 1 по 14 тексты. Это видение отражает такой взгляд на воскресение, и вероятнее всего иудеи именно так понимали надежду на воскресение. В этом видении Иезекииль видел, как сухие кости сдвигались друг к другу, постепенно обрастали плотью и в конце концов ожили, т.е. стали людьми (по другому люди вновь ожили под действием силы Бога, образовались вновь из своих костей). Бог говорит пророку, что Он откроет могилы и «вынет» («выведет» - др. перев.), оттуда умерших израильтян.

Другой эпизод можно встретить, например, в Исаии 66:34: «ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет». Если вкратце, то червь и огонь не могут существовать вместе и одновременно, но могут быть наглядным символом уничтожения костей*, а значит отсутствию некоторой надежны на воскресение (перефразируя классика: «а был ли мальчик?», если ничего, даже явных следов (даже костей) не осталось?).

*Примечание. «Пророк Исаия заключает эту речь, как и всю свою книгу, грозным приговором по адресу нечестивых, аналогий чему мы неоднократно наблюдали и выше (см. окончание 48-ой, 50-ой гл.). Описывая тяжелую участь нераскаянных грешников, пророк Исаия пользуется, по обычаю, одним знакомым образом. Всякому, выходящему южными воротами из Иерусалима, представлялась долина Энномова, куда сваливались всякие нечистоты и падаль и где поэтому постоянно поддерживался пожирающий их огонь. Вот с этим-то хорошо известным каждому иерусалимскому жителю местом и сравнивается местонахождение и участь нечестивых, которые точно так же, как какие-либо отбросы, будут преданы тлению (червю) и огню …. Образ этот перешел и в новозаветное мировоззрение (Мк.9:44), где он из простого символа у некоторых неправильно понимающих его писателей принимает иногда слишком грубый, реалистический характер». А.П.Лопухин. Толкование на книгу пророка Исаии.

Пророки пользовались этим, понятным иудеям образом, для объяснения Божьих замыслов, которые он и старался передать. Это, наверное, не сделал бы ни один пророк, если бы такой образ не был понятен людям, к которым он обращался, и если бы они не вкладывали в такой образ, определенный смысл, понятие и представление.


Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий