«Богач и Лазарь».
Несомненно,
то, что Иисус рассказал в притче о Богаче и Лазаре, хорошо понимали Его
слушатели. Иначе бы они не смогли понять смыслы из этого рассказа. Всё, что Он
говорил им, вписывалось в те представления, какие имели иудеи того времени о
смерти и воскресении. По крайней мере, с этой иудейской позиции, а не
христианской, которая была наслоена в последствии, можно попытаться объяснить
эту притчу. Да и сами евангелия писались для широкой аудитории и в те времена,
когда нецелесообразно было распространять второстепенные и незначительные
детали, занимавшие большой объём повествования.
В описании
Иисуса персонажей этой притчи прослеживается явное представление иудейского
общества о получении награды от Бога, богатстве, исполнении закона и Божьем
благорасположении и благословении. Сами действия в притче описываются так:
«Жил один богатый человек. Он одевался в
пурпурные одежды и тонкий лён, и каждый день устраивал великолепные пиры.
A у его ворот лежал нищий по имени Лазарь.
Он был весь покрыт язвами и был бы рад даже объедкам, падающим со стола богача.
Собаки подходили и лизали его язвы.
Но вот нищий умер, и ангелы отнесли его к
Aврааму.
Умер и богач, и его похоронили. В аду, где
богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Aвраама, а рядом с
ним Лазаря. Он позвал: "Отец мой Aвраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря,
чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я ужасно
мучаюсь в этом огне".
Но Aвраам ответил: "Дитя, вспомни, что
ты получил в своей жизни доброе, а Лазарь получал только плохое. Сейчас же он
здесь получает утешение, а ты страдаешь. И кроме того, между нами и вами -
огромная пропасть, так что даже если бы кто и захотел отсюда пойти к вам, он не
смог бы, и никто оттуда не может перейти к нам".
Богач сказал: "Тогда прошу тебя, отец,
пошли Лазаря в дом моего отца. Ведь у меня пятеро братьев, пусть он предупредит
их, чтобы и они не попали в это место мучений".
Aвраам ответил: "У них есть Моисей и
пророки, пусть их слушают".
"Нет, отец Aвраам, - сказал богач, -
вот если бы кто-то из мёртвых пришёл к ним, тогда бы они покаялись".
На это Aвраам ему ответил: "Если они
Моисея и пророков не слушают, то даже если кто-то воскреснет из мёртвых, их и
это не убедит"» (Лк. 16:19-31, IBS).
Иудейская
элита того времени связывала богатство с расположением Бога, а значит, и с
праведностью человека, владеющего им. В притче всё меняется местами. Так, богач
был якобы благословлён Богом и имел большое богатство. Нищий же, наоборот,
питался тем, что упало со стола богача, т.е. нечистым по представлению
фарисеев, и водился с псами, также нечистыми по закону Моисея животными. Необычным
в этой притче является то, что после смерти не богач, а именно нищий был
воскрешён вместе с Авраамом. Такие люди, как нищий Лазарь, возможно, вообще не
были достойны воскресения, так как их состояние (нищета и болезни) оценивалось
как плата за грехи. «Ученики Его
спросили: - Учитель, почему этот человек родился слепым, кто согрешил, он сам или его родители?» (Ин.9:2, IBS).
Сам факт
пребывания Лазаря с Авраамом говорит, что Иисус отнёс нищего к другой
категории, противоположной от ожиданий слушающих, т.е. к праведникам. Фарисеи
почитали Авраама как своего праотца (см. Ин.8:33,53), основоположника их
религиозных взглядов. Высшей наградой было возлежание с ним в буквальном земном
царстве праведников: «… вы увидите
Aвраама, Исаака, Иакова и всех пророков в Божьем Царстве … Придут люди с
востока и с запада, с севера и с юга и займут свои места на пиру в Божьем Царстве» (Лк.13:28,29;IBS;см.Лк.14:15). Царство
здесь описывается как буквальный пир. Чем ближе место к Аврааму, тем почётнее.
Однако, из притчи следует, что нищета Лазаря никак не была связана с его
отношениями с Богом. Само воскресение и место пребывания на пиру зависело не от
богатства, на которое надеялись многие (и прикрывались им как защитой от Бога)
и не от обряда погребения, а от расположения Бога. Мы видим, что именно ангелы
отнесли Лазаря к Аврааму.
Хотя богача
похоронили, скорее всего, по всем правилам с применением благовоний (что и
подразумевалось при наличии богатства, если сравнить эпизод при погребении
самого Христа в гробе Иосифа, богатого человека см. Лк. 23:50-53), он всё-таки
оказался в «вечном огне». Т.е. местоположение после воскресения зависело от
Бога, а не от усилий и богатства богача. Скорее всего, именно эту цель преследовал
Иисус в этой притче: «Как бы ни был богат
человек, его жизнь не зависит от
этого» (Лк.12:15; IBS).
Притча
действительно привлекала внимание слушающих, так как ломала все стереотипы,
шаблоны и все представления тогдашнего иудейского общества о справедливости и
воздаянии. Однако, спустя многие века она не перестаёт ставить перед нами
вопросы, такие: Как понимала рассказ Иисуса иудейская аудитория первого века?
Могло ли такое произойти более или менее достоверно? И т.д.
Необходимо
отметить, что воскресение тех, кто умер, иудеями мыслилось буквально. По этой
причине погребение осуществлялось в пещерах, при всём при этом сохранялись
кости в их первозданном виде. Именно на них должна была нарасти плоть при
воскресении, как об этом говорится в Иез.37:1-6:
«… поставил меня среди поля, и оно было полно
костей, … и вот они весьма сухи. … оживут ли кости сии? … Так говорит Господь
Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживёте. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и
введу в вас дух, и оживёте, и узнаете, что Я Господь».
То, что могло
препятствовать сохранению костей в целости и сохранности, должно было быть
устранено, как препятствие процессу воскресения. «Ибо, Господь, Ты мою душу не оставишь в месте смерти, и сгнить в могиле
верующему Ты не дашь» (Пс.15:10;СоП). Сгнить костям в могиле приравнивалось
к потере надежды. Сам Бог следил за сохранностью костей - «Он (Бог) хранит все кости его, ни одна из них не сокрушится»
(Пс.33:21). Символами полного
уничтожения без возможности когда-либо воскреснуть стали – «червь их не умрёт, и огонь их не угаснет»
(Ис.66:24). Червь и огонь при этом не могут буквально сосуществовать
одновременно.
Во времена
Иисуса в долине сыновей Енномовых (откуда и происходит НЗ понятие - геенна) за
стенами Иерусалима скапливали, а затем и сжигали многочисленный мусор и
городские отходы. Оказаться костям там, в вечно тлеющей свалке означало
потерять возможность воскреснуть. И если воскресение понимать также буквально,
как в это верили иудеи времён Христа, то притча о богаче и Лазаре предстаёт в
ином свете.
События в
притче происходят буквально в тот момент, когда происходит воскресение и
воздаяние за прежние дела. Иудеи ожидали, что в их времена появится Мессия и
воскресит всех праведников. Это должно было случиться, по их мнению, именно в
ближайшее время (Мф.3:15;Деян.1:6). Скорее всего, богач воскрес в одной из
вечно горящих свалок и по представлениям иудеев, будучи живым, испытывал муки.
Сам Иисус говорил о том, что подобные богачу люди будут осуждены в геенну
огненную (Мф.23:33). При воскресении все люди получат возможность вернуться
снова к жизни (при наличии и сохранности их костей). Но, оказавшись в момент
воскресения в разных условиях, у них будет разный исход. Те кости, которые
окажутся в огне, оживут и сразу огонь снова поглотит их.
Поэтому
воскресение в притче Иисуса происходит в тот момент, когда ещё живы братья
богача. Он просит Авраама послать одного из воскресших к ним (возможно, подразумевается
сам Лазарь, так как братья богача точно знали, что он умер), чтобы его братья
могли спастись, исправиться и не быть осуждёнными уже самим Богом (Лк.
16:27-31).
Авраам в
притче указывает на необходимость слушаться Моисея и пророков, что имеет смысл
только в тот момент, если воскресение происходит при жизни тех людей, кому
говорил притчу Иисус. Это имеет смысл в тот период, пока царство пришедшего
Мессии не установило новые законы. Т.е. ещё при жизни братьев богача, если
учесть ожидания иудеев о быстром приходе Мессии в ближайшее время. Другими
словами, воскресение может начаться в некоторый переходный период. В тысячелетнем
же Царстве Бога, т.е. после прихода Христа, через некоторое время, уже не нужно
будет исполнять Моисеев закон, так как он уже исполнит свою цель и упразднится.
Как это было предсказано пророком и достаточно хорошо разработано впоследствии
в христианстве (Иер.31:31;Евр.8:7-12).
Таким
образом, мы видим, что даже эту притчу можно истолковать вполне в духе
иудейских представлений того времени, опираясь на ожидания иудеев о скором
приходе Мессии. Если эти рассуждения являются правильными, то становятся более
понятными и другие места Писания, вернее, почему они вообще появились в посланиях.
Так, например в 1 Кор.15:12-42, говорится:
«Если же о Христе проповедуется, что Он
воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мёртвых? … Но скажет кто-нибудь: как воскреснут
мёртвые? И в каком теле придут? …
Есть тело душевное (материальное; пер. Кузнецовой), есть тело и духовное».
Как
показывает текст, некоторые не верили в воскресение даже Христа, потому что не
могли представить воскресение без материального тела. Возможно, на этих
христиан оказало влияние именно иудейское представление о воскресении. Также
буквальное понимание природы воскресения приводило некоторых в тупик. Ведь по
представлению иудеев воскресение не могло произойти без тела. Поэтому ученики,
а также иудеи, к кому обращались евангелия, не поверили бы в воскресение
Иисуса, если бы Его тело оставалось лежать в гробе, а Сам он благополучно ходил
и являлся бы им. Если нет тела, то значит, его либо унесли в другое место, либо
человек воскрес:
«… Иисус встал посреди них… Они же, поражённые и исполненные страха,
думали, что видят духа. Но Он
сказал: «… почему сомневаетесь в том, что видите? … Прикоснитесь ко Мне и
посмотрите: Я - живая Плоть, у духа же нет костей, ни плоти, какие видите у
Меня». … ученики от радости и удивления не могли поверить своим глазам»
(Луки 24:36-44;СоП).
Ученикам было
трудно поверить, что они видят не духа (или возможно видение, др. переводы),
выдававшего себя за умершего Христа. Только пощупав «материальное» тело, они
стали верить в Его воскресение.
Итак, подведём итог. Даже если у читателя
интерпретация притчи о богаче и Лазаре, представленная здесь в иудаистических
мотивах того времени, выглядит не совсем убедительно, всё же можно сказать
следующее:
•
Последовательность событий, описанная в евангелиях, показывает, что в таких
ключевых вопросах любого религиозного учения как: смерть, воскресение,
воздаяние от Бога за праведную жизнь на земле и т.д. христианство, выросшее из
иудаизма, существенно трансформировало их. Произошёл поворот от буквального и
непосредственного понимания смерти и воскресения в сторону переноса воздаяния за
дела в духовную сферу, т.е. во власть Бога.
• Получение
надежды на воскресение зависит не от внешних проявлений человека, а от Божьей
благости. Даже бедный человек, не могущий выполнять все предписания закона и не
имеющий средств для правильного захоронения, может надеяться на получение от
Бога награды после смерти. Не все, те, кто беден, являются «преступниками» и
«беззаконниками», как о таких людях отзывались фарисеи времён Иисуса Христа, от
которых отвернулся даже Бог (судя по притче о богаче и Лазаре). Т.е. воздаяние
зависит не от положения, занимаемого человеком в обществе, а от того, как в
этом положении он себя проявляет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий