пятница, 19 октября 2018 г.

Авраам. Выйди из земли твоей.

Начав рассуждать о Египте и исходе из него (как о неком эсхатологическом образе) нельзя не вспомнить, как всё начиналось.

Момент возникновения в истории новой религии всегда любопытен и привлекает внимание. Можно сказать, что возникновение религиозных взглядов проходит через некоторые стадии становления, от предпосылок до некоторого стабильного этапа. Рассмотрим данные этапы с первых глав книги Бытие. Они касаются разбора произошедшего с Авраамом и его ближайшими потомками, т. е. с момента появления таких верований, основоположником которых был Авраам, до возникновения народа Израиль и его национальной религии. По этим взглядам и их изменениям можно до некоторой степени воссоздать этапы формирования религии, берущей начало от Авраама. Но нас в этом исследовании будет интересовать не сухая действительность, а то, каким образом Бог взаимодействовал с людьми, какая связь с горним миром была доступна, как она сказывалась на поведении людей.

Представления о Боге и Его намерениях, как их описал впоследствии в книге Бытие Моисей, были несколько расплывчатыми, так как они развивались постепенно. Как уже было сказано выше, до появления Авраама было известно, что Он — Всемогущий Бог, сотворивший небо и землю, все, что обитает на ней, а также первых людей (Быт.1–3). После согрешения Адама и Евы Бог произносит пророчество: «вражду положу между тобою [змеем] и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Это пророчество и дало основание для надежды, что в будущем родится некий потомок, который освободит всех людей от последствий греха Адама. Однако где и когда это произойдет, никто в точности не знал. Пророчество, произнесенное Богом, судя по всему, выходит за рамки обычного взаимоотношения змей (т.е. животных) и человека. (Эти идеи впоследствии были хорошо разработаны в христианстве.) Поэтому религиозные верования и обстановка до появления на сцене Авраама и его потомков выглядели не совсем понятными. Множество людей искали Бога и старались соблюдать известные (естественные) им заповеди так, как они себе их представляли. К подобным изысканиям можно отнести историю с Иовом. Предположительно этот человек жил в патриархальные времена, возможно, несколько раньше Моисея. Из книги следует, что друзья Иова, пришедшие его утешить в его бедах, не имели правильных представлений о Боге и Его делах: Господь сказал Елифазу:

«Я рассержен на тебя и на твоих двух друзей, потому что ты ничего не сказал правильного обо Мне» (Иов 42:7;СоП).

В Писании Иов упоминается как праведник и даже ставится в пример израильтянам, а впоследствии и христианам:

«И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иез.14:14).

«Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного от] Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11).

Если Иов действительно жил в патриархальные времена, то рассуждения в истории о нем до некоторой степени отражают религиозные взгляды того времени. Эти взгляды в книге Иова подвергаются анализу и корректировке, что свидетельствует об их изменении, т. е. об уточнении представлений о Боге.

Другим примером может служить Валаам. Хотя этот человек и занимался волхвованием, однако Бог воспользовался им в качестве пророка: «И пошли старейшины Моавитские… и пришли к Валааму… И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь… И пришел Бог к Валааму, и сказал: какие это люди у тебя?» (Числ.22:7–9).

Какие бы ни были представления у Валаама о Боге, все же Бог являлся ему. Валаам жил во времена, когда израильтяне только намеревались войти в обетованную землю, т. е. значительно позже Иова. Очевидно, что существовали представления о Боге, который еще до появления избранного Им народа в земле обетованной являлся людям не израильского происхождения. Такие люди поклонялись Создателю в соответствии со своими знаниями о Нем как о едином всемогущем Боге. Также они имели представление о спасении, которое должно было исходить от Него. Оно брало начало с Едемского сада, после грехопадения Адама, т. е. с самого начала библейской истории, и эта идея влияла на умы и устремления тех, кто искал Бога с вышеописанными отличительными характеристиками.

Аврам (такое изначально было у него имя) покинул город Ур вместе со своим отцом Фаррой. Само Писание не упоминает причину, по которой было принято такое решение:

«Аран умер в своем родном городе Уре Халдейском еще при жизни своего отца Фарры.  …Фарра забрал свою семью  и покинул Ур Вавилонский [букв. — Халдейский], чтобы идти в Ханаан. …Они добрались до города Харрана и решили там поселиться. Фарра… умер в Харране» (Быт.11:28,31;СоП).

Иосиф Флавий, упоминая этот момент, дает такой комментарий: «Так как Фарр ненавидел Халдею вследствие печали по Арану, то все (члены семьи) переселились в область месопотамскую Харран».

Так или иначе, чем бы ни был вызван переход на новое место, не у Фарры, а у Аврама появились серьезные причины идти дальше. Хотя и говорится в Писании, что Фарра тоже двинулся первоначально в Ханаан, все же именно Аврам пошел в эту землю, руководствуясь религиозными мотивами:

 «И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь, Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его, и дал ему Исаака» (Иис.Н.24:2,3).

Об этих же событиях говорит и Стефан, ученик Иисуса Христа, подчеркивая, что еще при жизни Фарры, отца Авраама, именно Аврааму явился Бог:

«Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе» (Деян.7:2–3).

Книга Бытие говорит об этих событиях так:

«Господь сказал Авраму: «Покинь свою страну… и отправляйся в страну, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ… и благословлю через тебя всех людей на земле» (Быт.12:1–3;СоП).

В Писании в первый раз встречается такое непосредственное указание на человека, через род которого будет осуществлено спасение всех людей. Можно сказать, что с этого момента появилась новая религия, основанная на откровении свыше. Даже если вернуться к ранним главам книги Бытия, к событиям, связанным с потопом, то мы увидим, что Ной не имел подобного откровения, хотя и понимал, что весь род людской будет происходить от него, включая в конечном итоге и самого будущего спасителя, так как только он и его семья пережили потоп. Однако Ной не знал, когда и в каком месте стоит этого ожидать. Не имея точных откровений по этому поводу, он мог селиться где угодно, и это не было как-то связано с его поклонением Богу, т. е. с нарушением религиозных установок или табу или, наоборот, послушанием.

Налицо возникновение новых взглядов и стремлений у одного человека — Аврама. И самое главное, эти взгляды основаны на том, что именно от него произойдет целый народ для особой цели. Это весьма важный вывод с точки зрения подхода к формированию религии, так как подобные взгляды будут постоянно влиять на поведение Аврама и его сыновей в дальнейшем, будут определять мотивы их поступков, а также окажут влияние на этапы становления религиозных взглядов Аврама.

Первый такой этап мы уже выделили. Под действием тех или иных факторов Аврам решает, что он избран Богом для особой миссии, теперь он начинает преследовать те цели, которые стоят перед ним. Они выходят за рамки простого присвоения части земли в Ханаане, как сказали бы сейчас, в коммерческих целях. Сам Аврам не получил каких-либо серьезных выгод при своей жизни, даже наоборот, городская размеренная жизнь была обменяна им на жизнь скитальца.

Странствовать по обетованной земле — такое поведение избирает теперь уже Авраам после своего избранничества Богом и прямого Его указания жить там, постоянно меняя место, странствовать по земле, которой в дальнейшем завладеют его потомки. Такого подхода придерживались и потомки Авраама — Исаак и Иаков:

«Странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему» (Быт.26:3).

«И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон, где странствовал Авраам и Исаак» (Быт.35:27).

«Благодаря своей вере он [Авраам] жил в земле обетованной, чужестранцем в чужом краю, жил в шатре, вместе с Исааком и Иаковом…» (Евр.11:9;СоП).

Из этого описания апостола Павла сразу выделяется то, как жили Авраам, Исаак и Иаков. Эти патриархи жили как чужестранцы, обитая в шатре (большой палатке). Данные обстоятельства, на первый взгляд, являются непонятными, ведь они были уверены в том, что Бог даст им ту землю, где они поселились. Возникает вопрос: зачем патриархи вели себя как чужеземцы в этой дарованной им земле, т. е. практически в своем владении? Как говорит спустя тысячелетия апостол Павел, это было проявление их веры в Бога и Его обещания:

«И все эти люди продолжали жить с этой верой до самой смерти. Они не получили обещанного, но видели его на расстоянии и радовались ему. И они признавали открыто, что они чужие и всего лишь странники на этой земле» (Евр.11:13;СоП).


Продолжение следует….

Комментариев нет:

Отправить комментарий