пятница, 26 октября 2018 г.

Иаков. Иди в Египет, не бойся.

Со временем весь дом Иакова, прямого потомка Авраама, переехал жить в Египет, т. е. покинул земли первоначального своего обитания и странствования. Перестали ли потомки Авраама претендовать на землю, ради которой их отец покинул Вавилонию? Что изменилось в их отношении?

С первого взгляда переселение Иакова выглядит непонятным. Действительно, зачем Иаков переселился в Египет? Если прочитать в книге Бытие несколько глав, описывающих то, что предшествовало данному событию, то мы можем понять, что Аврааму и Исааку Бог лично заповедовал жить в этой земле и не покидать ее. Однако их потомки, Иаков и его домашние, покинули землю обетованную и не жили в ней в течение нескольких столетий. В течение этого времени умерли все те, кто видел эту землю и жил в ней, все те, кто помнил ее. Новое поколение не знало, что такое земля обетованная, никогда не видело ее и не имело имущественного основания (построенных городов, поселков, сельскохозяйственных угодий, захоронений и т.д.); не имело деловых контактов (покупка, продажа имущества и недвижимости и т. п., как, например, покупка Авраамом поля и пещеры для погребения, Быт.49:30,31) для предъявления претензий на право владения землей или ее частью.

На первый взгляд, переселение может казаться путем спасения от голода, который случился в той земле, где жил Иаков. Но если дело было только в этом, то почему Бог благословил землю Египетскую, как сообщает Писание, и сделал ее очень богатой, а не землю Ханаанскую, где и жили потомки Авраама? Разве Всемогущий Бог не мог бы этого сделать? Если положительно ответить на последний вопрос, то придется признать, что сам Бог, который направлял Авраама, не является всесильным и всемогущим, что противоречит всей Библии. Или, что более вероятно, сам Иаков имел некоторые далеко идущие планы. Тем более что потомки Иакова остались в Египте на достаточно длительный период и не покинули его, как только закончился голод. Они находились там в течение нескольких поколений, пока совсем не попали в рабство. Что также выглядит странно, ведь время для благоприятного исхода было упущено, и сами израильтяне подвергались серьезной опасности. Все это указывает на некоторые будущие планы: Израиль сказал Иосифу: «…Бог будет с тобой и приведет тебя обратно на землю твоих предков» (Быт.48:21;СоП). Эти же слова повторяет и Иосиф перед своей смертью: «…Бог позаботится о вас и выведет вас из этой страны. Бог приведет вас в ту землю, которую обещал дать Аврааму, Исааку и Иакову» (Быт.50:24;СоП).

В 46-й главе книги Бытие Бог позволяет Иакову идти в Египет, что вызывает в нем серьезные сомнения, поскольку говорит о введении новой стратегии поведения и ее обосновании с религиозной точки зрения. Подобные сомнения, вероятно, могли возникнуть не только у Иакова, но у его домашних. Предыдущее повеление исходит от Бога, и Иаков, верно исполняя задание Бога странствовать по Ханаану, боится его нарушить (46:3;СоП). Но, получая новое задание от Создателя, он с уверенностью идет в Египет: «Прибыв к колодцу Клятвы (т. е. Вирсуве), он (Иаков) принес там жертву Господу Богу: с одной стороны, он опасался, что сыновья, переселившись туда, слишком привяжутся к Египту ввиду его плодородия и захотят там остаться на вечное жительство, так что потомство его уже не вернется в Хананею и не будет владеть ею, вопреки обещанию Господа Бога, а с другой стороны, боялся, как бы отправление, против желания Предвечного, в Египет не навлекло погибели на род его. Наконец, он, кроме того, опасался умереть раньше, чем увидит Иосифа. Волнуемый всеми этими соображениями, Иаков впал в сон» (Иудейские древности, кн.2, гл.7:2).

И вот Израиль начал свое путешествие в Египет: «сначала он пошел в Вирсавию, где поклонился Богу… и принес ему жертвы. Ночью Бог явился Израилю во сне… И сказал тогда Бог: «…Иди в Египет, не бойся, там Я произведу от тебя великий народ. Я пойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно»» (Быт.46:1–4;СоП).

Но в таком переселении был смысл с далеко идущими последствиями относительно прежнего плана поселения на обещанной Богом земле. Само переселение и возвращение потомков Авраама было, судя по всему, спланировано заранее (по крайней мере это может выглядеть так, если смотреть на хронологию развития событий, описанную в книге Бытие). Аврааму было сказано, что потомки его завладеют городами врагов своих, а также Бог сказал: «И дам тебе и потомкам твоим… землю Ханаанскую» (Быт.17:8; ср. также с Быт.15:4–16, цитируемым выше). То есть живи и странствуй по этой земле, а в назначенное время твоим потомкам Я, Бог, дам все это во владение. Также Аврааму еще до рождения Исаака Бог сказал следующие слова: «…и Господь сказал ему (Аврааму): «Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет. Но потом Я накажу народ, поработивший их, твой же народ покинет ту землю и унесет с собой много всякого добра»» (Быт.15:13–14;СоП).

Таким образом, сама линия поведения при развитии событий была заложена, возможно, еще при Аврааме, и теперь, когда ситуация была благоприятной, Иаков следовал плану. Тем более что Авраам еще до определения границ земли, которую займут его потомки, также при наступлении голода в Ханаане жил некоторое время в Египте: «И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» (Быт.12:10).

Однако Иакову поступить так же было нельзя вследствие установившихся религиозных представлений относительно будущего владения землей, поэтому ему требовалось обосновать переселение как-то еще. Действительно, Иосиф был вторым лицом при фараоне и мог спокойно обеспечить выполнение имеющегося плана.

Местность, в которой жили Авраам, Исаак и Иаков, была населена народами, которые были осуждены Богом за свой неправедный образ жизни: «…ибо Я через твой народ накажу живущих здесь аморреев. Все это произойдет в будущем, ибо мера беззакония аморреев еще не исполнилась» (Быт.15:16;СоП). Авраам с семьей странствовали по обетованной земле, передвигаясь с одного места на другое, и тем самым не привязывались к жителям одной местности. Однако такой образ действий не давал полной защиты от ханаанского окружения. В книге Бытие ярко описываются события, произошедшие с Лотом (уничтожение Содома и Гоморры), Исавом (его женами) и Диной, дочерью Иакова и Лии (изнасилованной одним из хананеев), имевшими непосредственный контакт с жителями Ханаана (Быт.19; 26:34,35; 34). Хананеи и другие народы той земли представляли непосредственную угрозу для достижения поставленной перед Авраамом цели — должное поклонение Богу, а также в будущем рождение некоторого потомка (Мессии), который и освободит всех людей от греха. Такой потомок должен был произойти от праведных (соблюдающих закон, впоследствии — закон Моисея) потомков Авраама, живущих в Богом данной земле.

Однако, при жизни бок о бок с хананеями, существовала опасность перенять их культы, поклонение и образ жизни, что и случалось периодически с израильтянами спустя столетия, за которые их наказывал Бог, согласно заключенному завету, посредством Моисеева закона сохраняя прежнее равновесие.

В то же время у Иакова и его потомков не был заключен союз с Богом, т. е. не было свода законов (впоследствии — закон Моисея), ограждавшего от религиозного влияния других народов и устанавливавшего свою систему поклонения, отражавшего принципы, которых придерживался Авраам. При таком положении дел было очень трудно решить задачу «отделения от мерзостей» неправильного поклонения. Израильтяне могли раствориться среди ханаанских народов и не наследовать земли в том смысле, который имел в виду для них Авраам (а значит, и Бог в библейском понимании, так как, по Писанию, Авраам действовал по воле Божьей). Они наследовали бы землю вместе с народами, жившими там, перемешавшись с ними — культурно, религиозно, узами родства и т. д.

Если рассмотреть ситуацию в Египте, куда переселился дом Иакова, то там она была противоположной тому, что мы наблюдаем в Ханаане. Египтяне «гнушались» (Синодальный перевод) израильтян, как об этом сказал Иосиф, сын Иакова: «Египтяне не любят пастухов, поэтому вам лучше оставаться в земле Гесем» (Быт.46:34;СоП).

Таким образом, проблема, которая так или иначе возникла бы в Ханаане, в Египте оказалась легко разрешима. Семья Иакова не была слишком большой, чтобы суметь завоевать весь Ханаан, да даже чтобы удерживать в осаде хотя бы один город. Странствовать и жить в этой земле становилось все тяжелее и тяжелее. Стычки с местными жителями и их враждебность не могли не беспокоить Иакова. Судя по всему, из-за увеличивающейся семьи Иакова такие столкновения стали регулярными и выявляли все большую глубину противоречий. Об этом свидетельствует следующий случай.

После того как была изнасилована Дина, дочь Иакова, и ее братья отомстили, убив обидчиков, Иаков реагирует на эту новость так: «Вы навлекли на меня большую беду: весь здешний народ возненавидит меня, все хананеи и все ферезеи обратятся против меня. Нас всего лишь небольшая кучка, если здешний народ соберется против нас, то уничтожит меня, а вместе со мной и всех наших» (Быт.34:30;СоП).

Иакова больше беспокоит не случившееся с его дочерью, а то, что он может нарушить религиозные правила вследствие войны с хананеями. Тогда ему придется или покинуть эту землю, или его могут убить. На что его сыновья отвечают, не до конца понимая беспокойства отца: «Эти люди не имели права поступить так с нашей сестрой!» (Быт.34:31;СоП).

Жители Ханаана, конечно, знали о претензиях потомков Авраама на эту землю и могли вообще покончить с ними, захватив Иакова и его дом в рабство, тем более что у Иакова было много скота и богатства: «Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только согласимся с ними, и будут жить с нами» (Быт.34:23). Так рассуждали местные жители об имении Иакова. Возможно, они не нападали на него по причине малочисленности семейства Иакова, которое не представляло никакой угрозы для большого народа. Стычки с местными жителями происходили не только у Иакова, но и у его отцов: «…филистимляне стали завидовать ему [Исааку. — Прим. авт.]. Они засыпали и завалили землей все колодцы, которые за много лет до этого выкопал Авраам со своими слугами. …Исаак пошел и отрыл все эти колодцы, и назвал их теми же именами, которые дал им его отец. …пастухи, пасшие стада в Герарской долине, поспорили со слугами Исаака, говоря: «Эта вода наша»» (Быт.26:15,18,20;СоП).

Описанные стычки происходили с филистимлянами. Нечто подобное могло происходить и с хананеями (другими ханаанскими народами), на что указывает случай с Диной, а также то обстоятельство, что Авраам и Исаак некоторое время жили на периферии. Жить практически на границе обетованной земли, скорее всего, вынуждали их обстоятельства — более спокойная жизнь и отсутствие трений с народами, населявшими Ханаан (ср.Быт.24:62).

С другой стороны, вести кочевой образ жизни было легко, когда численность семьи не была большой. Со временем это могло привести к экономическим противоречиям с местными народами. Мобильно перемещаться большим семейством или народом было также весьма затруднительно. Возникали противоречия между земледельцами и пастухами, и по мере роста семьи Иакова и численности скота они становились все более и более очевидными. Так или иначе, дело двигалось к постепенной оседлости, что грозило смешением с местным населением, как показывал случай с Диной: «Мой сын Сихем пылает страстью к Дине, прошу вас, разрешите ему жениться на ней. Этот брак будет подтверждением того, что между нами особый договор, и тогда наши мужчины смогут брать себе в жены ваших женщин, а ваши мужчины смогут жениться на наших женщинах. Живите на одной земле с нами» (Быт.34:8–10;СоП).


В этой ситуации и было принято решение жить в Египте, тем более что жизнь там была менее напряженной как с точки зрения религиозных взглядов, так и экономически. К тому же израильтяне не претендовали на землю Египта и поэтому как первоначально, так и впоследствии не представляли угрозы для египтян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий