среда, 10 октября 2018 г.

Десять казней.

Благодаря казням, которые Бог навел на Египет, стало очевидно, что бога, которым поклонялись египтяне, не могут в полной мере дать защиты. Суд над такими богами развеял все сомнения у израильтян относительно правильности их выбора (Исх.12:12). Хотя в начале выбор израильтян означал для них страдания, и мог вызывать сомнения.

В тот момент, когда Бог наводил бедствия на египтян, не многие из них поверили в Бога. Фараон хотя и видел силу, не очень-то верил в превосходство Бога над египетскими божествами. После последней казни ситуация изменилась. Гибель египетских первенцев, которые считались дарами божеств, вызвала большое смятение чувств. Оказалось, что, система ценностей египтян была подорвана. Египтяне, образно говоря, остались без религии, их религия больше не существовала, так как на неё нельзя было надеяться после казней. Страх и смятение чувств испытали египтяне. Это видно из того, что они «понуждали» выйти израильтян, также они отдали им много «вещей серебреных, вещей золотых, и одежд» (Исх.12:35,36). Это напоминает ситуацию, при которой сосед бы занял у другого деньги при условии, что он их никогда не отдаст. И если сосед даст деньги при таком условии, то какое душевное состояние он имеет?

Евреи составляли существенный потенциал для экономики Египта. Чуть ли не миллионный народ приносил огромный доход фараону и укреплял его могущество. Тем не менее, они покинули страну в спешном порядке (Исх.12:35,39). После казней и гибели некоторого количества, как гражданского населения, так и войска, египтяне практически остались и без экономики. Казни не только нанесли урон в живой силе, так был уничтожен урожай, а некоторые его представители могли исчезнуть на десятилетия (например, плодоносящие деревья, побитые сильнейшим градом Исх.9:24,25). После такого поражения Египет не мог преследовать или снова захватить Израиль в рабство, чем, собственно и было обеспечено его существование до входа в обетованную землю.

Потрясённые египтяне испытывали скорбь не только по своим первенцам, но и сам факт произошедших событий поставил их перед кризисом. Духовные ценности невозможно было приобрести в один момент, поэтому последняя казнь являлась для них полным крахом, ставила их в тупик, что вызывало замешательство в умах египтян. Такое положение не способствовало порядку и тому, чтобы следовать своим обычным правилам. Возможно, теперь каждый из них действовал так, как считал нужным. Государство, основанное на поклонении богам и фараону, было разрушено.

С истечением всех казней в Египте начался « …великий вопль, какого не бывало, и какого не будет более» (Исх.11:6). Выгнать евреев - это давало чувство возврата к прежнему течению жизни. Давление было сильным так, что “и понёс народ тесто свое, прежде, оно вскисло” (Исх.12:34). Израильтяне, возможно и желали приготовить что-то в дорогу, но не могли из-за оказанного на них давления (Исх.12:39). Так, как египтяне не могли  непосредственно воздействовать на Бога, они обрушались на Его народ.

Многим из израильтян, возможно, было трудно оставить свои родные дома, в которых они выросли, своё некоторое положение в том обществе и пойти в незнакомые места. О земле куда, они собирались идти они имели представления только по рассказам праотцев и обещаниям Моисея. Все кто жил в этой земле до переселения в Египет к тому времени уже умерли. Тем не менее, остаться для них означало также множество проблем. Им либо необходимо было принять сторону египтян, либо испытать на себе гнев Египта после того, как пройдет время скорби. Не цепляясь за то, что предлагал им Египет, позволило им быстро покинуть его пределы. Ведь после того, как прошла бы скорбь у египтян, они бы набросились на тех, кто там остался, чтобы отомстить.

Лишь те из египтян, кто поверил Моисею, не испытали такой скорби, многие из них вышли из Египта вместе с израильтянами. Они ушли из своего места жительства, из места, в котором находились их дома, и было всё знакомо, они ушли в чужую для них страну с другими законами, в пустыню (Исх.9:20,12:38). Всем им, как тем, так и другим,  необходимо было проявлять веру.

Преследование.

Что сделал фараон почти сразу после ухода народа? Государство, основанное на авторитете фараона, дало трещину, а впоследствии могло совсем развалиться. Фараон перестал существовать в глазах египтян как божество. Для фараона это был, серьёзный удар, легче умереть, чем остаться (мотив вполне понятный и возможно он оказал существенное влияние на фараона при последнем броске по дну моря). Поэтому, несмотря на все казни, фараон погнался за евреями. Для него необходимо было восстановить всю систему ценностей и субординации, которая была до этого. Наказать беглецов и восстановить тем самым свой авторитет и власть. Только так можно было сохранить порядок и спокойствие в Египте, (иначе могут начаться беспорядки). Нельзя забывать и о большом коммерческом интересе, который представлял для Египта вышедший народ. Желание расплатиться за причиненный ущерб и унижение, побуждает его сделать это.

Бог повел народ таким образом, что фараон подумал, что они заблудились. Так перед выходом, Бог не провел народ через землю филистимлян (Исх.13:17). Этот народ был враждебно настроен против Израиля, зная, что они идут для овладения обетованной земли. Израильтяне могли оказаться между двух армий. Война могла испугать и без того натерпевшийся народ и в большинстве своём мирный (гражданский) народ. После уничтожения египетской, самой передовой в те времена армии, другие народы уже, наверное, не слишком то хотели воевать или встретиться с Израилем. К тому времени только что вышедший народ еще не сформировал свою армию, которая была к тому же еще неопытна.

Погнавшись за израильтянами, фараон довольно быстро настигает их. Его армия была настолько близка, что израильтяне увидели её и испугались (Исх.14:10-12). По мнению Иосифа Флавия: «Число тех, кто их преследовал, было шестьсот колесниц с пятьюдесятью тысячами всадников и двумястами тысячами пехотинцев, которые все были вооружены» (см.Исх.14:23). Хотя армия фараона была близка, она так и не достигла своей цели. Бог навел облако или сильный туман между израильским станом и станом египтян. Возможно, расстояние между этими станами было всего несколько километров, которое на колесницах можно было быстро преодолеть (один другой десяток минут). Однако сближению мешал туман, в котором трудно было ориентироваться, что грозило полной дезориентации войска и потерей управления.

Попав в облако, египтяне решили, что на следующий день весьма быстро настигнут их. Захватить мало вооруженный народ передовой армией, не составляло особого труда. Этот народ у нас в «кармане». Только утром, когда они подготовились к сражению и нападению, они пошли далее (Исх.14:19-28). Как сообщает Библия, погибло все войско фараона. Это могло быть только, когда все они собрались вместе, войска не были растянутыми на марше (конница и пешие, одни догнали других благодаря всё тому же туману). Египтяне хотели сблизиться как можно быстрее и старались это сделать. Но столкнулись с «природным» явлением. Их внимание было отвлечено на решение возникших проблем. Необходимо было не потерять управление большой армией и напасть организованно. Пока они это делали, народ уже переправился на другой берег. Возможно, туман и некоторое замешательство в управлении не лучшим образом сказалось на боевом духе египетских солдат (см.Исх.14:24).

Для израильтян казалось, что вот-вот и они снова окажутся в руках египтян и тогда они испытают весь их гнев. Пощады не следовало ожидать, по крайней мере, начальникам и главам колен, Моисею и его помощникам, ведь это они побуждали народ к «восстанию». Эмоциональный накал в тот момент был весьма велик. Это видно из диалога Бога и Моисея: «Почему ты все еще взываешь ко Мне?» (Исх.14:15;СоП).

Лишившись своей армии и своего главы – фараона, египтяне больше не предпринимали усилий для захвата Израиля. Экономическое могущество и военная мощь Египта были надолго подорваны казнями и уничтожением армии. Даже после того, как израильтяне ходили 40 лет по пустыне, где их легко можно было атаковать, египтяне не совершили ни одной попытки. Хотя в пустыне у них не было городов с укреплёнными стенами.

Период времени, в течение которого происходили все описанные события, составляет примерно - от нескольких месяцев до полугода или немногим более (или около этого). Данные периоды и сроки также появляются в дальнейших пророческих повествованиях и разрабатываются там более детально (этого вопроса мы коснёмся в дальнейшем отдельно).

Сюжетная линия, в которой происходят подобные события или его элементы такова: доминирование одной державы, внезапное нападение на Божий народ, его поспешное бегство, безнадежность ситуации, чудесное освобождение.

Например: «…выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан.11:44,45). Последний мировой правитель делает нападение, но внезапно погибает.

В заключительной пророческой книге: «…жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там…» (Откр.12:6). Здесь мы встречам тот же сюжет: бегство в пустыню и пребывание там некоторого времени. Израильтяне времен исхода из Египта также бежали в пустыню и пребывали там некоторое время перед первой попыткой входа в обетованную землю.


В момент безнадежного положения, за свой народ вступается сам Бог, что приводит к полному поражению врагов и их уничтожению. Освобождение от неминуемого даруется свыше, не с помощью энергичных действий или приложенных усилий со стороны народа, а с помощью Божественного вмешательства.

1 комментарий:

  1. Вообще вы очень интересно и увлекательно пишете рассуждая о библейских событиях.А главное реалистично с духом набожности и вместе стем жёсткости нравов того времени.Вам цены не было бы,с вашими талантами и познаниями для многих интересующихся,если бы вы подобно Роберту Кингу широко и обзорно смотрели на мировые политические и экономические события.Конечно каждому своё,да и Кинг всё ещё ожидает скорого ядерного конфликта,по любому переплавка и переосмысление начнётся со штатов.Так что Египетские язвы прежде всего упадут на Голову.
    ,.
    с ва

    ОтветитьУдалить