понедельник, 8 октября 2018 г.

Исход из Египта.

Исход из Египта интересен не только с исторической и познавательной точки зрения. В Писании данному событию посвящено много глав, т.е. довольно большое повествование. Несомненно, такие выдающиеся в истории события нашли отражение и в эсхатологии, именно с точки зрения развития эсхатологической сюжетной линии было бы интересно их рассмотреть. Обо всех событиях древности, описанных в Библии, апостол Павел говорит: «Всё это случилось с ними для примера, и было записано как предупреждение нам, живущим после того, как прошли те века» (1-Кор.10:11;СоП). Тем более сам сюжет заканчивается тем, что Израиль, как народ не только покинул своих угнетателей, но и должен был войти в обетованную землю, т.е. получить награду, в землю, ассоциирующуюся с буквальным раем на земле.

Данная сюжетная линия, а именно: появление деспотичного царя и его возвеличивание, желание полностью завладеть не только материальными благами, но и умами людей, т.е. прекратить любое поклонение кроме себя, а также желание расправиться с несогласными – сюжетная линия встречающаяся и в других пророческих повествованиях, например в Откровении ап.Иоанна (о чём мы несомненно поговорим отдельно). Здесь нам будет интересен, прежде всего, план развития событий, в котором мы и постараемся усмотреть (в той или иной степени) какие-либо черты плана кончины уже этого мира. Опять таки что-либо утверждать здесь нельзя (со 100% гарантией и вероятностью), но «разбор полётов», как вы увидите, является весьма интересным и поучительным, а его черты так или иначе мы встречаем и в заключительных пророческих образах. События начинают развиваться в Египте, куда израильтяне попали в рабство.

Египет как прообраз будущего.

Как мы видим в дальнейшем в Писании злой, т.е. уничтожаемый мир также называется «Египтом» (Откр.11:8). Это дает основание предположить, что данная сюжетная линия нашла своё отражение в пророческих повествованиях. Конечно, не стоит ожидать, что Бог потопит весь мир в море, как это случилось тогда, но должно произойти нечто подобное в смысле последовательности событий и драматизма, как это было видно в действиях против тогдашнего Египта. Единственная мировая держава, захватившая власть в известном на тот момент мире и диктовавшая свои условия, в лице фараона, любому субъекту отношений. И в том мире не было поблизости такого политического субъекта, кто мог бы безнаказанно или своевольно возразить этому могуществу. Да были кочевые народы (какими были еще недавно и сами израильтяне), обитавшие где-то на периферии, дикие и внезапно устраивавшие набеги, страх перед которыми был в сознании Египта. Но, по большому счету, вся власть и решение были только за ним, они могли воплотить и воплощали в жизнь любые решения в рамках своего мира. Надеяться на помощь со стороны было не на кого, только на Бога.  Поэтому исследования этих событий стоит начать с интересного момента, с внутренней жизни и отношений.

Жизнь и культура Египта.

Прежде всего, для понимания отношений и побуждающих мотивов, египтян и израильтян, необходимо рассмотреть их культуры, религию, образ поклонения и жизни. Это поможет понять поступки людей в ситуациях, которые произошли тогда. Несомненно, поклонение и связанные с ним надежды влияют на поведение и систему ценностей народов. Они как нельзя лучше проявляются в сложных и критических ситуациях. Поэтому неудивительно, что Бог заранее сказал Моисею: «Но Я сделаю так, что фараон заупрямится, а потом совершу в Египте множество чудес в доказательство того, Кто Я. Но фараон и тогда откажется слушать» (Исх.7:3,4;СоП).

Система ценностей Египта и израильского народа сильно отличались. Израильтяне как народ жили в Египте обособлено (Исх.8:22,26; 9:26). Эта обособленность была не только географической, их местопребывание находилось в земле Гесем. Но их нравственный настрой и культура также сильно отличались. Несмотря на то, что они прожили в этой земле достаточно долго, они не растворились среди Египта, а были как отдельный народ внутри страны. Так египтяне боялись, что Израиль во время войны может соединиться с другим народом против Египта (Исх.1:9,10). Обособленность и сплоченность, основанная на своем собственном поклонении Богу, а также целеустремленность и надежда на будущий исход этого народа пугали египтян. Им казалось, что если они не придерживаются таких же взглядов, как и египтяне, то они легко могут подорвать саму основу страны и государства (Исх.1:11-18). Именно некоторый страх и неверие говорит о том, что и сами египтяне готовы были пойти на обман ради своей выгоды.

Имея некоторую надежду, израильтяне не хотели перенимать обычаи Египта. Да и смысл?, всё равно рано или поздно они его покинут, согласно обещаниям Бога, чтобы наследовать нечто лучшее. Они не хотели растворяться среди египетского народа, между этими народами были видны явные отличия. Не желание становиться как все, побуждало Египет тем или иным образом заставить подчиниться израильтян, сделать это они могли только силой, так как другие способы не давали результата. У Израиля был выбор или они становятся, как египтяне и перенимают их систему ценностей (растворяясь, став как и все, неотличимыми) или будут жить в невыносимых условиях и поклоняться своему Богу.

В их отношении к действительности была пропасть. Например, накопленное имущество (недвижимость в частности, а также ценности в металле: серебро, золото и т.д.) и положение в обществе египтян, для израильтянина были, скорее всего, малозначимы. Для них жизнь в Египте была временным явлением. Они знали, что должны выйти из этой земли, для получения нечто большего и лучшего, чем они имели здесь. Во время такого похода не возьмешь с собой дом и все бытовые принадлежности (а также очень много металла, ну 2-3 кг/чел. мах). Поэтому, скорее всего, они не укоренялись сильно на этой земле и возможно не стремились во властные структуры Египта. Для них фараон был не сыном бога солнца, от которого все зависит, а просто неким промежуточным правителем (звеном), приютившим их до времени на своей земле. Египтянам же было трудно надеяться на человека, который ради своего Бога оставит все и покинет землю. Который не будет стараться ради государства так, как для своей родины. Человеку, для которого поклонение египетским богам и фараону было вообще мало значимым и даже где-то мерзким.

Египтяне поклонялись божествам, которые, приносили материальные блага, от которых зависела их жизнь, таким как богатым урожаям, погодным условиям и тому, что способствовало высоким урожаям и т.д., заставляя других работать на себя. Все что они имели  - богатство, величие и т.д. они имели, исключительно благодаря своим заслугам и успехам, успехам фараона. Возможно, поэтому фараон не мог понять, что есть еще какие-то свои намеренья или еще другие интересы, которым подчинялся Израиль (Исх.5:1-5).

Египет был в то время на пике своего развития. В нем к тому времени сформировалась своя система ценностей и поклонения богам. Это способствовало стабильности в стране и позволяло эффективно управлять людьми, без больших усилий со стороны государства. Египетская цивилизация добилась также значительных успехов в науке, строительстве, земледелие, это позволяло ей быть мировой державой, господствовавшей в известном мире в то время. Многие подражали Египту, и многих он сумел покорить, силой своего могущества да и просто развития. Имея значительное влияние на известный в то время мир, фараон не хотел мириться с тем, что сравнительно небольшой народ не покорялся его воле. Некий народ, отвергает все достижения тогдашнего строя и цивилизации, не перенимая самых «передовых» идей того времени. Отсталый, некогда ведущий кочевой образ жизни народ, не хотел, в глазах, фараона принять очевидные вещи и выгоды. Они надеялись, на «какого-то там» Бога, который даст им всё – выдумка и вздор. Такое отношение выглядит, как пустое и ничего не стоящим занятие, он называет их праздными (Исх.5:8,9,17,18). Хотя фараон и признавал силу Бога в дальнейшем, но сам поступает согласно своим представлениям, не желая исправляться или что-либо менять.

То, что различия в культурах и мировоззрениях двух народов, египтян и израильтян, были значительными, показывает один эпизод. Когда Иаков со своей семьей пришел жить в Египет, то Иосиф научил их, как отвечать фараону. Они должны были сказать, что являются пастухами ибо «египтяне гнушаются всеми пастухами овец» (Исх.46:34;ПАМ). Это позволило им получить отдельные участки земли для скотоводства. Фараон просит Иосифа, чтобы его братья присматривали за скотом фараона (Исх.47:6). Это указывает, что египтяне служили пастухами весьма неохотно, даже у самого правителя. Такие люди, скорее всего, презирались соплеменниками, поэтому не очень были склонны к совершенствованию своего дела. Расселившись среди египтян, евреи не могли бы заниматься привычным для них делом – пасти скот. Это невозможно среди запаханных полей. Образ жизни земледельца сильно привязан к той земле, на которой он живет. Сады и виноградники приносят плоды не сразу, а требуют многолетнего ухода за ними. Вложив много труда в земледелие и перемешавшись с египетским народом, израильтяне, возможно, уже и не желали бы выйти из Египта.


Все это указывает на огромные различия двух народов, не только во взглядах, но и в месте пребывания. (Здесь возникают некоторые вопросы, например, иудеи при похоронах использовали различные растворы, напоминающий процесс бальзамирования, подобно тому, что делали в Египте, ср.Ин.19:39,40; Быт.50:26. Но что это было? Этому вопросу мы посвятим отдельные статьи блога).

Комментариев нет:

Отправить комментарий