понедельник, 28 мая 2018 г.

Эсхатология, продолжение.

Если есть неотвратимые причины наступления конца, то следующим, что вытекает - это каким образом будет осуществлено преобразование старого в новое (т.е. как произойдет сама кончина старого). Итак, если мир неисправим и сам естественно не может исправиться, то такое исправление произойдёт, во-первых извне, во-вторых с помощью силы и силы превышающие по могуществу весь старый мир. Здесь на сцену выходит некая сила, которая является инициатором преобразования, сила, которая имеет на это право и возможности. Пожалуй внешняя, могущественная сила, неотвратимость вмешательства которой не вызывает сомнения – самый главный постулат и аргумент эсхатологии. Делающий неотвратимое, действительно неотвратимым. Без этого нет и самой эсхатологии. По сути именно эта сила определяет, что мир имеет изъян, и что мир нуждается в исправлении, о чем говорилось выше. Вокруг этой центральной фигуры вращается всё в эсхатологии.

Другими словами процесс преобразования старого в новое носит не естественный характер, т.е. он не течет сам по себе, как колесо, катящаяся по инерции, нет. Если естественное движение жизни можно предсказать, основываясь, например, на законах развития и т.д., то процесс преобразования это некое намеренное вмешательство (акт осознанного изменения действительности). И то, что должно быть сделано кроется, прежде всего, в свойствах, качествах и намеренье этой всемогущей силы, а также в причинах того, почему мир стал таким, нуждающимся в преобразовании. Все эти положения обычно отражены и раскрываются в картине будущего преобразования. Рассмотрим её некоторые свойства.

Сама картина – каким образом всё произойдёт – часто дается весьма расплывчатая, без подробностей и указания конкретных действий и точной последовательности событий. Понятно, что всё нехорошее и плохое будет уничтожено, но вот как конкретно и в какой последовательности это вопрос. На это, как кажется, есть несколько причин.

Первая  из них – цель эсхатологии является не дать точный план-график, а указать путь спасения, который в религиозном приложении завит от качеств человека и того, как он себя будет вести в трудные моменты испытаний (веры, следованию предписаниям, не смотря не на что, сохранение надежды в трудных обстоятельствах и т.д.). В этом случае точный план-график не имеет какого-либо значения и часто вообще упускается из виду. Да и зачем он нужен то? (Вот только раздай им точный график, где, когда и что случиться, так тут же такое здесь начнётся…).

Во-вторых, наличие точного графика будущих событий, как кажется, исключает спасение благодаря наличию необходимых качеств человека. Если рассуждать далее, то, имея точный график (очень точный) можно избегать попадания в те или иные ситуации, подготовиться заранее и т.д., что как кажется, дает шанс части старого мира попасть в будущее, при этом эта часть не будет иметь даже зачатки народившегося нового. Такой поворот приведет к тому, что только появившееся новое тут же окажется частично во власти старого (или вместе со старым), как старая закваска, которая портит всё, сколько не положи нового. Понятно, что только Бог рассудит всех, и само преобразование старого мира носит не спонтанный (случайный) характер, а точно управляемый, исключая вероятность (должно быть, но толи будет, толи нет…). Поэтому подробный план-график, с точки зрения понимания эсхатологии, избыточен и скорее отвлекает от самого главного – достижение спасения проявлением личных качеств человека.

Картина наступления конца с описанием тех или иных событий все же присутствует как некое логическое завершение, того, чем всё должно закончиться. Без неё описание становиться не полным. В самой картине элементы пугающего уничтожения могут оттеняться обширными эпизодами спасения тех, кто этого достоин, а также тех благ и удовольствий, которые достигнут спасённые. Как те, так и другие призваны показать суть преобразования (уничтожения, наказания) и дать надежду чудесного спасения верным и достойным. Таковы её свойства.

Хотя картина того, как конкретно будет происходить сам конец, не даётся в раскрытом и развёрнутом виде, всё же мы подошли к самому важному и главному – наличию могущественной силы, которая приведёт к концу старый мир – Бог.

Бог – это всемогущая (или могущественная) сила, Он обладает все охватывающим разумом. Его сила и разум и способны совершить задуманное. Не будем вдаваться в подробности, но для понимания структуры и внутренней логики остановимся на некоторых отличительных особенностях:

Первая – всезнание или всеведенье, так как для спасения индивиду необходимо обладать неким набором качеств (а также дел), то только Бог может знать помышления и намеренья каждого, (т.с. состояние сердца и его помышления, устремления и т.д.) как до, так и во время течения событий связанных с концом (судом).

Вторая – справедливость, если Бог обладает всезнанием о каждом, то невозможно представить, что может произойти несправедливый суд (в противном случае рушиться вся концепция справедливого воздаяния, вся структура эсхатологии – исправление старого и нарождение нового).

Производная от справедливости - отсутствие случайности, все происходящее в этот период истории является божественным вмешательством. Бог, а также вера в Его существование и в справедливые действия, обычно выступают неким гарантом. Как указал Спаситель:

«Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?  Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:4,5).

Не вдаваясь в тонкости можно сказать, что ученики Иисуса имели именно такое представление о справедливости и вмешательстве (в данном случае не вмешательстве, по причине неправедности этих людей, как им казалось) Бога в их дела. Другими словами праведники будут ограждены Богом (Пс.36:25). Однако Иисус, в данном случае указал, на другие причины – спасение зависит не от внешнего соблюдения закона, а от внутренней праведности, т.е. от покаяния.

Само спасение приравнивается уже к получению награды, как и жизнь в обновлённом мире или бытие, которое будет более лучше, чем то, которое было до наступления конца старого мира. Здесь проявляется еще одно свойство эсхатологии. То, что будет после наступления кончины старого мира, увязывается с наступление значительных улучшений, как в жизни конкретного индивидуума, так и всего остального. Если после наступления кончины мира ситуация и условия значительно ухудшаются, то такая эсхатология для человека носит характер «кары за грехи». Понятно, что улучшение будет желанным и его приближение будет всячески ожидаться и приветствоваться, человек будет желать приблизить данное событие в своей жизни. И наоборот, «кара за грехи» будет избегаться и отодвигаться в неопределённое будущее.

Подытожим сказанное: эсхатология сама по себе обладает внутренней  структурой и логикой (дольно жесткой). Она опирается на справедливость и воздаяние каждому на основании качеств человека (по его делам, вере, преданности и т.д.) гарантом чего выступает Бог. Эсхатология сама по себе указывает на некие изъяны в нынешнем мире, который нуждаются в исправлении (в появлении чего-то нового или новых свойств).

Эсхатология, таким образом, вводя понятия «до» и «после», неизбежно приводит к разделению на спасаемых и погибающих, праведников и грешников, на старый и новый мир и т.д. А это в свою очередь приводит к возникновению причинно-следственных связей и системе воздаяния. Одно из следствий таких связей является образ мышления ожидающих: например, получение награды часто мыслиться таким образом, что это превозносит спасаемых и унижает остальных, в той системе ценностей, в которой вращаются ожидающие.

Причинно-следственные связи показывают, то, что следует делать и чего делать не следует и что за этим может последовать как до, так и вовремя наступления конца. Причинно-следственные связи становятся движущей силой в поведении верующих, образом мышления, жизни и даже рассуждений. То как мыслиться конец влияет на причинно-следственные связи. То как мыслиться система справедливого воздаяния влияет на то, каким образом можно получить награду и что эта будет за награда.

Эсхатология, если она присутствует, указывает на будущие события, т.е. на то, что должно произойти и оперирует еще не до конца определёнными действиями и даже иногда не до конца определёнными понятиями (не всегда и до конца понятно, например, как будут урегулированы те или иные вопросы в наступающем новом). Главное для эсхатологии указать на этот новый мир и обозначить пути туда вхождения (попадания), а уж всё остальное там и решиться. Если мир уже преобразился, то нет необходимости в эсхатологии. Если еще нет, то, как и каким образом это произойдет, точно в подробностях и в самых мелких деталях можно будет описать только после наступления данного события. Такая где-то «недосказанность» предоставляет почву для личного дорисовывания и домысливания того, что неопределенно. Такие различия в восприятии заложены изначально.

И действительно, все тонкости и особенности каждый может дорисовать себе сам, так, как это близко его сердцу, его теперешней ситуации. Так одна уже пожилая сестра, говорила, что в новом мире она обязательно будет много вязать и свяжет себе там … вот просто сейчас, на это времени не хватает. Чем, как я понимаю, повергала молодых в некоторый ступор (что же это за такой новый мир…?, ведь у них, молодых и продвинутых, он был совсем другим). Не зря в проповедь отправляли, уча различные преподнесения (а вдруг не одно зацепит, так другое). Говоря общие фразы о счастье, все детали отдаются на откуп (дорисовывание) лично каждому. Так сидя в одном месте и говоря о прекрасном новом мире, как оказывается он у всех внутри то разный. Иногда даже возникают споры о том, как оно обязательно будет, но контора обычно это не советует и не поддерживает (по понятным причинам, чтобы не внести разногласия, ведь он то действительно у всех разный, тут и до сор не далеко), так что все мечты продолжаются на кухне, в укромной компании единомышленников ….


Если эсхатология так «рисует» будущее, то, как она относится к настоящему, сегодняшнему моменту времени? На что здесь можно обратить внимание?, и что из это вытекает? Понятно, что это мир, в дальнейшем будет изменяться, но как себя в нём вести пока он существует? Об этом следующая статья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий