среда, 23 мая 2018 г.

Концепция «кончины мира» в ОСБ.

Какой же такой стимул имеют СИ так без устали и постоянно проповедовать? Как же удаётся руководству постоянно внушать чувство вины, задавая вопросы наподобие: «Всем ли сердцем мы верим в Иегову?» и тем самым стимулировать (букв. чуть ли не заставлять) рядовых идти и идти в проповедь? Ответ на этот вопрос, как кажется, лежит на поверхности и вытекает из представлений о течении самой кончины мира. Т.е. о том, как всё будет происходит в действительности.

Из истории ОСБ известно, что первоначально 1914 год считался крайним, в который и должен был случиться Армагеддон (вот если не ошибаюсь). Но в этот год случилась Первая мировая война (ой как повезло им и не повезло нам). Это было принято за самый что не наесть настоящий признак, который к тому же всего через пару лет «полностью исполнился» (болезни, голод, разруха, падение нравов и т.д.). А это означает, что Армагеддон может произойти в любой момент времени (вы можете лечь спасть в старом, а проснуться уже в новом мире, о как!). Эта концепция остается в недрах ОСБ и по сей день (почему не перейти на другую?, об этом позже).

Итак, представление о том, как исполняются эти признаки, будет непосредственно влиять на то, как мыслиться сам конец. Здесь можно выделить, по крайней мере, две концепции о течении признаков и наступлении конца:

1. Концепция быстрого и внезапного конца основывается на том, что признаки уже практически исполнились. Т.е. на том, что в действительности осталось исполниться только одному – наступлению часа «Х». Всё внимание, следовательно, приковывается к ожиданию самого наступления, оставляя все признаки на заднем плане, как нечто, что уже само собой разумеющееся и как давно исполнившееся.



Приверженцы данной концепции часто проповедуют, что произошли глобальные войны, сейчас как никогда миллионы людей недоедают, происходит беспрецедентное загрязнение окружающей среды, проповедь о Христе и о спасении застигла самые отдаленные уголки земли и т.д., т.е. все признаки на лицо и все они уже исполнились. Люди прибывают как бы на самом кануне конца, который вот-вот произойдёт.

Такая ситуация часто возникает тогда, когда некая группа верующих людей решила, что признаки конца начали исполняться – наступило одно или несколько отправных событий с наступлением которых и был сделан вывод, что признаки конца исполняются. Тогда ничего не остается делать, как только ожидать сам конец. Если признаки конца почти исполнились и скоро наступит конец, то необходимо распространить эту весть другим, всем тем, кому ситуация не кажется угрожающей.

Такому подходу сопутствует множество проблем и противоречий. Остановимся кратко лишь на некоторых из них:

·        Признаки конца должны быть очевидны для всех людей, а не только для небольшой кучки «избранных».

Если Бог действительно желает спасения всех людей, то сомнительным выглядит ситуация при которой некоторая группа людей решила, что признаки конца уже начали исполняться. Для них они стали очевидными, и они предприняли действия направленные на спасение всех остальных, тех, кто не знает этого (отсюда вытекает и концепция некоторой элитарности, тех, кто решил, что знает о конце всё). Если конец наступит достаточно скоро, то может получиться, что эти люди предупредят не всех, это означает, что спасение зависит от этих людей, их расторопности, предприимчивости и т.д. Т.е. в любом случае конец есть следствие действий некоторой группы людей, что выглядит достаточно сомнительно. Конец не может зависеть от людей, а средства спасения должны быть очевидными.

Другими словами, если конец неотвратимо наступит по истечении некоторых признаков, то признаки должны быть очевидными для всех, а не для отдельной кучки людей. Это вытекает и из предположения, что шанс спасения будет дан каждому (о чём неустанно говорят сами СИ, возлагая ответственность за это почему-то на себя как на людей, а не на Бога, который и будет судить мир). Признаки они и призваны указать на время, в которое они происходят, как на нечто важное и дать возможность перед концом каждому человеку сделать свой выбор.

Друга проблема:

·        Временной разрыв между исполнившимися признаками и так и не наступившим концом заставляет давать объяснения происходящему в свете сиюминутных событий.

Решив один раз, что теперешняя ситуация и есть признаки конца ничего не остается как трактовать их в свете событий которые происходят в момент появления предсказаний. Так как часто при концепции быстрого и внезапного конца никто не знает, до какой степени признаки исполнились или, до какой степени они еще должны исполниться, то сиюминутные события и выдаются за течение самих признаков. Примеров этому можно найти достаточно много (от 1914 года до «царя северного»).

Здесь вступает в силу алгоритм обычной практики эсхатологических предсказаний. Сначала в истории появляется нечто, и оно набирает силу и влияние, и это нечто начинает  рассматриваться как предсказанное ранее. При этом сила воздействия на людей во много раз усиливается, если подобное событие в истории происходит впервые. Обычно толкование дается именно на новшества появившиеся в истории, иначе события много раз повторяющиеся не вызывают страха, смятения и вообще не привлекают никакого внимания общественности, так как многократно повторяющиеся действия вызывают привыкание и чувство обыденности. Давать толкования на новинки – приспосабливать пророчества под современные условия, т.е. вкладывать в древние пророчества смыслы, которых там никогда и не было. Такие толкования имеют сильный «налет» субъективности, сиюминутности и весьма «легковесны» в аргументации, не говоря уже о том, что толкование или пророчество должно соответствовать и другим критериям (например, оно должно быть сделано в подробностях еще до появления чего-то, а не после и т.д.).

Вера в правильность толкования основывается больше на неком доверии к толкователю, чем на чем-то фактическом. Весьма велика вероятность того, что по тем или иным причинам, сами предсказатели совершенно безосновательно «усмотрели» те или иные признаки в никак не относящихся к самому пророчеству событиях. Самостоятельно приписали атрибуты признаков событиям, которые они сочли подходящими для этой роли. И, как правило, дали вольное, современное, аллегорическое толкование этим пророчествам (можно только представить, как пророки и апостолы удивились бы, услышав, о чём они пророчествовали).

Со временем, как только «исполнившиеся» признаки конца начинают отдаляться во времени от сегодняшнего дня, уходя в прошлое, и чем больше этот разрыв, тем, скорее всего, очевидней становится несостоятельность предсказания. Тем более ошибочным его можно считать. Растянувшееся ожидание как идентификатор или лакмусовая бумажка, которая показывает, что, что-то не так в самих предсказаниях, начальных установках самих предсказателей, их выводах, устремлениях и т.д. (Да, поскорее наступлению чего-то хорошего желали люди со времён Христа, в этом нет вины, но зачем же муть пороть и других склонять к этому, вводя в заблуждение?).



Поэтому со временем появляются всевозможные корректировки курса (предсказаний), толкование старых высказанных пророчеств самого религиозного движения в новом свете и т.д. Т.е. религиозное движение старается «сократить» дистанцию между этими событиями (признаками и часом «Х»).

Такое сокращение «дистанции» может происходить под девизом: признаки конца исполняются и в данный момент, т.е. они не исполнились до конца и полностью. Таким образом, верующие ожидающие наступления часа «Х», постоянно пребывают в момент времени, когда признаки конца исполняются, а не являются исполнившимися полностью. Этим сокращается разрыв между исполнившимися признаками и так не наступившим концом.

При постоянном «отодвигании» даты наступления часа «Х», то есть при пересмотре пророческого движения событий и его подтягивании, на первый план выдвигается уже не само ожидание конца, а образ жизни связанный с таким ожиданием («быть верным до конца»). Если признаки уже исполнились, то все остальные события могут только дополнить их, но не как не изменить уже намеченный план, когда некое событие в истории уже было принято за отправное. Признаки теперь отслеживаются не для того, чтобы идентифицировать время наступления конца, а для того, чтобы еще раз убедится в верности некоего первоначального выбора. Т.е. еще раз убедиться, что час «Х» «неотвратим» и вот-вот наступит. Об этих признаках вспоминают либо при наставлении новичков, либо для поддержания веры в тех, кто ослабел на этом выбранном пути.

·        Бессистемность, еще одна проблема концепции внезапного конца.

Сокращая разрыв между исполнившимися признаками конца и так и не наступившем часом «Х», те, кто решил, что признаки конца уже наступили, будут вынуждены давать все новые и новые комментарии на пророчества. Со временем накопиться достаточно много комментариев, часть из которых будут, признаны или ошибочными или не точными. Все это нагромождение различных комментариев на различные пророчества данные в разное время не будут связанны между собой. Они будут давать бессистемное виденье событий, какие должны будут наступить перед концом.

Различные картины, данные с различных пророческих точек зрения невозможно свести в единую последовательность событий, т.е. те событий, которые действительно необходимо было бы ожидать перед наступлением часа «Х». Обычное дело, что различные пророчества (в эсхатологических РО) понимаются отдельно друг от друга, при этом говорят и указывают  на одно и тоже событие – час «Х». Если же попытаться связать все воедино, то это либо не получается, либо создается достаточно противоречивая картина.

Часто даже лидеры движения не могут точно сказать, что и как будет происходить, насколько полно исполнились те или иные пророчества или они еще должны исполниться в бόльшем масштабе. Такая невнятность держит и самих адептов в повиновении, так как они полностью лишены знаний относительно будущих событий и зависят часто от комментариев к пророчествам лидеров группы, котором они всё еще доверяют своё спасение.

Бессистемность есть следствие того, что руководство группы вынуждено «подтягивать» по времени признаки конца к главному событию -  всё время отодвигающемуся часу «Х». Это вынуждает латать «дыры» несоответствия между действительностью и прошлыми представлениями о ней.


Так вкратце можно охарактеризовать данную концепцию кончины мира, которой справедливости ради нужно сказать придерживаются 99,9% эсхатологических РО. Даже ортодоксальные христиане нет, нет да выскажутся в таком духе (не официально конечно). И действительно, если паства не найдёт ответы на свои вопросы у своих, то такие поиски будут вестись у других (вот кому это надо из руководства?).

Комментариев нет:

Отправить комментарий