Проблемы эсхатологической картины в 1
в.н.э.
Можно
отметить, что во времена апостолов произошёл некоторый поворот от одного
ожидания к другому, хотя сами слова Иисуса остались прежними. Это как раз
(изменившуюся концепцию) апостол Иоанн и отразил в самой книге Откровение.
Необходимо отметить, что к тому времени пророчество о разрушении Иерусалима и
провозглашении благой вести во всём тогдашнем мире исполнились (ср.Рим.10:18;
Кол.1:23). Пришествие же Христа, связанное с этими событиями, не состоялось,
как, возможно, ожидали некоторые. Если учесть, что к тому времени христиане не
имели Евангелия от Иоанна и Откровения, и с этой ситуацией связана
направленность этих книг Писания (т.е. не только показать некоторую
эсхатологическую последовательность в планах Бога, но дать ответы на
животрепещущие вопросы).
У христиан к
тому времени были несколько разрозненные пророчества и такие же представления о
«конце» этого «злого мира». Эти пророчества находились в разных книгах как
Ветхого, так и Нового Завета. Какие части этих Писаний исполнились, а какие
нет? Вопрос нужно сказать был не праздным, а ответ мог иметь далеко идущие
последствия (ср.2-Фес.2:1,2). После разрушения Иерусалима чего и в какой
степени стоит ожидать в будущем? Можно ли собрать все пророчества о конце
воедино и получить единую картину ещё предстоящих или уже исполнившихся
событий? На этой почве у многих могли возникать сомнения.
Имея такие
представления о «конце», которые не подтвердились в действительности, т.е. в
ближайшей перспективе при разрушении Иерусалима, наступает некий кризис. Этот
кризис вызвал необходимость пересмотра отношения к «кончине мира», выразившийся
в проверке и ревизии пророчеств, связанных с концом, и в их более тщательном
исследовании. Желание знать и разобраться, в конце то концов, что же конкретно
должны ожидать христиане и какова последовательность будущих событий.
Всё это,
возможно, и привело к возникновению Откровения*, которое давало ответ на этот
вопрос и подтверждение основных принципов веры, несмотря на некоторые видоизменения.
Этим, как кажется, и объясняется позднее появление евангелия от Иоанна и его
посланий. Единственный человек, который мог в полной степени подтвердить это – был
свидетель и очевидец всех событий, связанных с Христом, – апостол Иоанн. Именно
свидетельством из его уст сохранялась преемственность учений и исполнение того,
что обещал ему Иисус, и именно он вновь увидел Христа в царской власти, хотя и
только в видении, и теперь мог умереть, сообщив Его волю всем остальным.
* Здесь мы не касаемся вопроса, что послужило причиной
написания Откровения и откуда эти сведенья появились у Иоанна. Т.е сначала
появилось некоторое осознание и в этот момент было дано Откровение, в виде
отвечающим потребностям, или было дано Откровение, а после осознание
произошедшего. В остальном, придерживаемся текста что: «Откровение Иисуса
Христа, которое дал Ему Бог…»
Откр.1:1, даже если дальнейшее повествование ведётся как бы со стороны и
отстранённо.
В конечном
итоге можно отметить:
Первые
христиане, наследуя эсхатологические ожидания античного иудаизма, связанные с
появлением Мессии, имели надежду на скорую кончину мира. Такая кончина или
наступление часа «Х», связывалась ими с разрушением Иерусалима, о чём
свидетельствуют первые синоптические Евангелия (Матфея 24 гл., Марка 13 гл.,
Луки 21 гл.), где такая связь вполне очевидна. (напр. в словах Христа в Мф.24:20,
нет ни капли сомнения, будет – не будет, а говориться чтобы молились, что когда
это будет было бы благоприятное время для бегства, т.е. будет однозначно).
Однако после
того, как в 70 году н.э. Иерусалим был разрушен, образовался временнóй разрыв
между исполнившимися признаками конца и так и не наступившим концом. По мере
отдаления во времени от исполнившихся событий, которые принимались за признаки,
всё острее и острее вставал вопрос о том, когда же наступит долгожданный Божий
суд. Поэтому всё внимание было приковано к единственному оставшемуся к тому
времени в живых апостолу Иоанну, как к тому, кто стоял у истоков возникновения
христианства, и кому как всем казалось, было обещано нечто от самого Господа.
Иоанн,
понимая, что при отдалении от событий 66-70 года н.э. и так не наступившей
кончине мира, ситуация может привести к потере веры среди первых христиан, не
мог не ответить на этот вызов. Он вынужден был дать ответ относительно «сроков»
наступления конца или хоть как-то осветить эту ситуацию.
Поэтому
возникновение книги Откровение в конце 1 века н.э. является закономерным
процессом в среде эсхатологического, раннего христианства и переориентации
ожиданий в другое русло. Иоанн сделал это, указав, что пророческим признакам
конца ещё только предстоит исполниться в будущем. Образно говоря, Он не стал
«подтягивать» эти признаки ближе к тому времени, когда назрела такая
необходимость, скорее всего, из-за не перспективности такого подхода*(см.выше).
Этим, вероятно, был продиктован и стиль, который был использовал при написании
этой книги. В Откровении мы не найдём ссылок на точные даты и привязанность к
конкретному историческому событию или лицу (существуют только косвенные и то предположения).
В среде
христиан того времени стали назревать серьёзные проблемы, если судить по первым
главам Откровения (1-3 гл.), связанные также и с потерей веры в перспективность
ожидания (ср. напр. Откр.2:16,25 и т.д.). Из этого можно сделать вывод, что
появление Евангелия от Иоанна после книги Откровение также является
закономерным процессом. Здесь Иоанн старается «загладить» возникшие было сомнения
тем, что обращается к самому истоку христианской веры, к деяниям Иисуса Христа.
Не говоря о признаках, он показывает, что основание христианской веры стоит на
прочной основе, в виду тех дел и чудес, какие совершал её Основатель. Он
обращается к первоначальным учениям и словам Христа, которые в напряжённый
момент ожидания и сомнения в Его возвращении приобретали очень важное значение.
Свою задачу апостол видит в раскрытии того, чему учил его Учитель, без
формального и завуалированного подхода, который больше был присущ в момент
ожидания кончины века, где самая главная задача была в спасении, а не в
раскрытии глубин духовных сокровищ. Где основной задачей было доказать, что
Иисус Мессия, прежде всего для иудеев, а затем и для посторонних (язычников).
Одним из главных
вопросов, связанных с Писанием, является эсхатологическая перспектива
установления нового царства или правления от Бога. Для христианства, где
Спаситель, или Мессия, уже явился, данный вопрос стоит более остро. Имея
возможность наблюдать различные проблемы и их комбинации, апостол Иоанн даёт
ответ, скорее всего, в книге Откровение, в завершающей пророческой книге. Всё
это позволяет взглянуть на данную пророческую книгу под «другим углом». Один из
таких подходов и был нами представлен.
Подводя итог всему
изложенному, можно сделать вывод, что первоначальные смыслы, мотивы поведения,
представления и т. д. имели иудейские корни. Апостолы и первые ученики Иисуса
из Назарета довольно долго в той или иной степени придерживались этих взглядов.
Изменение взглядов произошло в достаточно короткий промежуток времени,
практически мгновенно и скачкообразно, хотя этому и предшествовало множество
событий, ведущих к тому. Но что же сам Иисус? Оказавшись в нужное время в
нужном месте, Он не пользуется этим положением для Своего возвеличивания и
получения власти. Данное обстоятельство делает истории, описанные в Евангелиях,
ещё более удивительными и величественными.
То
обстоятельство, что апостол Иоанн указал: признаки конца только должны ещё
исполниться в будущем, позволило сместить акценты и внимание молодого
христианства с ожидания «кончины мира» – со страстного «вот-вот, скоро
произойдёт пришествие Господа» – на некоторую будущую перспективу. И это
незамедлительно сказалось на дальнейшем развитии мысли и отношении к этому
вопросу. Уже в рассуждениях первых апологетов и отцов церкви (2 в.н.э.) всё
меньше и меньше делается акцент на эсхатологию (ожидание «кончины мира»).
Постепенно эта тема вообще уходит из поля зрения как основная. Такое резкое
смещение акцентов и позволило сформироваться христианству, которое мы знаем
сегодня.
И
действительно, это стало понятно и очевидно, так что в истории стали появляться
группы, которые по тем или иным причинам решили, что признаки начали
исполняться. К таким группам можно отнести и ОСБ. Другие же наоборот отмечали,
что это вовсе всё не так.
Однако один
раз решив, что признаки исполняются (начали исполняться) уже невозможно сказать
– нет, произошла оплошность, мы тут это, ошиблись типа, слегонца, нужно это,
пересмотреть немного и подправить… (что по своей сути иногда и делается, но
только в «мелких» вопросах и делая кардинальных «телодвижений»). Что означала
бы смена курса и резкая его коррекция?, только одно – расписаться в собственной
буквальной бездарности (отсутствию духа Бога, Его руководства, того, что Он вёл
и ведёт их к самому главному событию в истории и через них передаёт Свою волю
всем остальным … и т.п.). Это означало бы, что все сведенья (рассуждения и
труды, монументальные печатные издания и просто периодика) являются измышлениями
людей, да еще тех, кто ошибся (хотя некоторые моменты в них и могут быть
верными). Это означало бы, что все жертвы веры какие были сделаны на этом пути,
не являлись такими уж необходимыми и обязательными. Поэтому, всё должно
продолжаться в том духе, который и был выбран изначально.
Многих, кто
буквально вкладывал душу в данное «предприятие», такое могло бы сильно
расстроить и даже привести к потере веры, вследствие разочарования. Это может
вызвать широкий общественный резонанс как внутри «конторы», так и снаружи, дать
некоторые «козыри» в руки тех, кто вообще далёк от веры и склонен к унижению
других и сарказму (вот мы же говорили вам, что всё это не так, а вы как бараны
повелись на это … теперь то вы поймёте, что к чему…).
Нет, осуждать
кого-либо это не самый лучший вариант и делать свой успех на том, что кто-то
споткнулся, занятие не самое достойное. Как говорил мой учитель: есть два
способа, один это самому что-то привнести в мир, усердно работая и добиваясь
успеха, другой унижать всех, и на этом фоне выглядеть лучше остальных. И здесь
мне хотелось не сколько поднять эту проблему (что лучше: блаженно жить, не зная
правды иль ругая всё катиться вниз), сколько порассуждать о принципах и
концепциях, рассмотреть примеры и решения, сделанные уже кем-либо и когда-то, извлечь
т.с. некоторую пользу, найти ту золотую середину (иметь знание и не впадать в
уныние от этого знания).
Ой,
подождите, если апостол Иоанн указал, и утвердил самим фактом написания
пророческой книги Откровения, что признаки конца только еще впереди, то неужели
в истории никогда не возникало такого, что кто-то решил, что признаки уже
начали исполняться? На протяжении стольких столетий, неужели не было чего-то
подобного? Не было того, чтобы люди, по тем или иным причинам не заняли бы
определённую позицию не только в отношении признаков, но и имели бы своё
богословие (взгляд на Писание)?, такое богословие, которое бы отличалось от
всего имеющегося на тот момент? Дальнейшие наши рассуждения как раз и будут
касаться этого вопроса – об уникальности и исключительности. И действительно
являются ли такие организации как ОСБ такими уж неповторимыми?, и не было ли
чего-то подобного в истории? Рассмотрим этот вопрос в следующей статье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий