воскресенье, 27 мая 2018 г.

Эсхатология, определение.

Классическое определение Эсхатология  (происходит от греческого ἔσχατον — конечный, последний и λόγος — слово, знание), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека, Следует различать индивидуальную Э., т. е. учение о спасении единичной человеческой души, и всемирную Э., т. е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует.

Система религиозных взглядов и представлений о конце света, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины. Данное понятие мы будем рассматривать в религиозном приложении и к самому определению можно добавить следующее:

Эсхатология – совокупность учений в том или ином религиозном течении, главной целью который является раскрытие того, что: произойдет конец (завершение существования старого, преобразование, преображение) существующего мира. Учения показывающие, почему необходимо такое преобразование (неизбежные причины по которым мир будет осужден и придет к своему концу в том или ином виде), каким образом будет осуществлено преобразование (суд и конец) и самое главное пути спасения (что необходимо делать обществу и/или рядовому человеку, чтобы достичь спасения – пережить неизбежное грядущее).

Рассуждения о внутренней структуре эсхатологии лучше начать с последних слов выше сказанного. (Рассматривая это понятие, мы пока не будем касаться мотивов того, почему и кто желает наступления вмешательство Бога в земные дела. Мотивы могут быть различными и от того, какие они, те или иные люди, группы и т.д. могут больше обращать внимание на те или иные моменты, строя своё представление вокруг близкого им сердцу понимания). Здесь мы постараемся взглянуть на некие логические связи внутри системы под названием «эсхатология», т.е. описать некую внутреннюю логику взаимодействия внутри понятия сухим языком.

Эсхатология как учение о кончине мира сразу ставит нас перед чем-то, что завершиться. Таким образом, всякие рассуждения о конце мира не имеют никакого смысла, если невозможно достичь спасения. Сам конец мира может произойти и без спасения, но тогда это будет гибель всех, всех, всех – такой конец не имеет ни причины, ни следствия, т.е. в концепции такого конца разрушаются все рассуждения о нем и даже сам факт его наступления. Действительно, зачем интересоваться причинами конца или тем, почему он наступит и что кроется за такими причинами конца – изъян существующей системы или «грехи» прошлого, что-то глобальное или какая-то мелочь. Бессмысленно рассуждать также каким образом произойдет конец, если нет ни единого шанса на спасение.  В рассуждениях о конце без спасения можно найти только одно слабое утешение – при его наступлении и некотором знании можно ненадолго продлить агонию гибели (если это вообще утешение).

Бесполезность знаний о конце без спасения низлагает как бы и сам факт наступления конца, отодвигая его в сознании человека либо в далекое будущее, либо в отрицание, либо в пассив – «поживем – увидим». Именно о подобном состоянии писал апостол Павел:

«…ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетнаИ если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков… По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем(1–Кор.15:16,17,19,32).

Павел говорит, что если нет воскресения после смерти, то нет смысла верить в получение награды за веру, вообще вне зависимости от того будет конец или нет (далее в 51, 52 текстах этой же главы Павел говорит о возращении Христа, что эквивалентно наступлению конца). И если это так, то всё в жизни сводиться к моменту «здесь и сейчас», в получении как можно больше удовольствий («есть и пить») и уж конечно совсем не стоит подвергать какой-либо себя опасностям, как это делал сам апостол Павел, рискуя своей жизнью за веру.

Как мы видим – возможность спасения – является основополагающей в эсхатологии любого религиозного учения. Поэтому под наступлением конца мира подразумевается завершение существующего миропорядка и установление чего-то нового, отличного от прошлого, произойдёт некое кардинальное преобразование. При этом естественно подразумевается, что жизнь индивидуумов будет продолжена (не всех конечно, иначе какой смысл в таком преобразовании). Наступит новая жизнь, в том или ином виде (например, в буквальном теле или в духовном, на «небесах» и т.д.).

Итак, если конец наступит и есть пути спасения, то вторым по значимости выступает обоснование причины, почему конец неизбежно наступит и почему он вообще должен наступить. Такие причины не только обосновывают правильность той или иной религии (религиозного учения), причины указывают, чего стоит избегать. Другими словами причины наступления конца являться отправным пунктом – от чего необходимо отталкиваться и самое главное - куда нужно двигаться, чтобы достичь спасения.

Причины имеют важное свойство – они существенны. Действительно, причины должны быть существенными, чтобы, не сожалея разрушить чуть ли не весь старый мир, не правда ли? Причины обосновывают необходимость такого разрушения и даже могут утверждать обязательность и необходимость наступления конца. Например, может даже утверждаться, что если конец не наступит, то положение усугубиться настолько, что люди продолжая взятый курс, уничтожат полностью сами себя, поэтому конец даст шанс на спасение хотя бы кому-то. Т.е само наступление конца старого мира представляется как нечто положительное, ведущее к благу тех, кто будет достоин получения некой награды.

И что является очень важным для понимания причин, так это, то, что после разрушения будет воссоздано. Причины разрушения старого мира как бы указывают на новый мир лишенный недостатков старого. Каким оно будет то новое, которое призвано заменить ветхое и разрушаемое? Естественно это новое будет в корне отличаться от предыдущего (иначе ненужно было бы вообще всё начинать и разрушать или преобразовывать).

Поэтому как видно из рассуждений, в разрушаемом мире должен быть найден такой изъян, который делает существующую систему нежизнеспособной, существующей временно, как бы на «последнем издыхании», которую нельзя исправить ничем, как бы и кто не старался. Это может мыслиться даже так, что, если не будет вмешательства из вне, система рухнет сама по себе, погребя под собой всех, не дав шанса никому. Единственный путь и выход из этой ситуации – это прекратить её существование. В противоположность старому рисуется картина нового, эти две картины дополняя друг друга, дают представление о причинах преобразования.

И действительно, эсхатология как бы указывает и говорит, что исправить что-либо по сути своей просто-напросто нельзя. Если появляется гипотетический шанс исправления без вмешательства извне, (т.е. без взаимодействия с силами извне), то получается, что можно достичь спасения и без тех средств, какие предлагаются эсхатологией. А это означает, прежде всего, то, что в спасении можно обойтись и собственными силами (т.е. совершить его самостоятельно). Тогда конец зависит от каких-либо предпринимаемых действий, а это приводит к выводу, что процесс становится управляемый, переводя сам конец в разряд обычных проблем решаемых старой мировой системой, по сути решаемых человеком, т.е. без вмешательства извне.

Типичным примером может служить желание людей запастись продуктами длительного хранения, построить бункер на заднем дворе или на даче (какой не какой, но это все же укрытие), запастись медикаментами, противогазами, ценными вещами и т.д. и т.п. Ой, а сколько фильмов на эту тему снято, особенно для американского зрителя, для внутреннего потребления и мало известных широкому прокату (у них там на это просто пунктик какой-то). Опять таки мы здесь не говорим, нужно ли это делать или нет (наверное, нужно особенно в неспокойные времена). Мы просто констатируем факт поведенческих особенностей, как реакцию на что-то надвигающиеся и неизвестное, как некое самостоятельное решение в понятных человеку рамках.

Самый главный постулат эсхатологии это – неизбежность. И часто именно этот постулат, проникнув в сознание человека и поставив его перед фактом, практически мгновенно переворачивает его сознание. Вот мы жили обычной жизнью и никогда даже и не задумывались ни о чём и подобном. Обычные дела и заботы, планов не дальше года, а то и вообще нескольких месяцев (весна-лето, шашлык-машлык, ну и т.д.). Но вот, нам говорят всё неизбежно и очень скоро. Подождите, если это неизбежно, то всё, что было до этого теряет всякий смысл, смыл теперь обретается в другом – пережить, не умереть, не сгинуть с этим и/или с этими…. Отсюда и резкое отрицание всего что есть в этом скоро уничтожаемом мире, во всем том, что не попадёт в новый (друзья, родственники, сослуживцы, даже интересы и увлечения и т.д.).

И даже потом, уже много позже, ты можешь годами пребывать там, и тебя хорошо и отлично знают до кончиков ногтей. Но стоит тебе не то чтобы сказать что-то против и даже не ошибиться, нет, а просто слегка оговориться, или сказать что-то не так, или что другие поймут как-то превратно и тут всё. Гнев праведный гарантированно, как дорожная грязь в лужах после дождя, намочит и прилипнет к вам, а то и обрушиться в полной мере. И от кого?, от тех с кем ты общался и кому доверял, с кем годами ходил во служение, но почему и за что? Да потому, что кто-то и что-то не так понял и в его голове не срослось твоё «деяние» с эталоном справедливости (и молчать здесь нельзя, иначе так можно покрыть грех, а как известно покрывающий грех, виновен также… и такое мышление, как выясняется, возникает тоже не на пустом месте, а имеет вполне понятные корни). Да, это еще и всё потому, что скоро наступит неизбежное, и если ты «не исправишься», то неизбежно не избежишь … неизбежного (но, об особенностях мышления позже).

Поэтому, если эсхатологией и оставляется гипотетический шанс на спасение, то, скорее всего это не шанс, а только подготовка к наступлению конца. Например, может утверждаться, что: «конец не наступит в том случае, если все покаяться во грехах». В этом утверждении заложено уже само понятие греха, как причина конца, как некий изъян системы, которая из-за этого погибнет. И если все покаяться, то это основа чего-то нового, что лишено недостатков старого. Однако понятно, что покаяние всех невозможно осуществить даже гипотетически, поэтому это утверждение скорее направляет внимание на сам процесс покаяния, а не на предоставление шанса на спасения вне эсхатологических понятий и учений (и часто к этому примешивается еще и какая-либо религиозная организация, несущая знание о спасении).

Изучая причины, которые были избраны как основание для наступления конца, можно многое сказать о мотивах того или иного религиозного движения. Причины своей противоположностью, как было сказано выше, указывают на ядро религиозного учения, на некий идеал подражания. Например: «Если мир погибнет от греха, то самое главное, чтобы спастись – это не грешить». Далее религиозное движение уже определяет и разъясняет, что значит не грешить, чуть не в каждом конкретном случае.

Да и вообще, дать разъяснение на все случаи жизни, в каждой области деятельности и т.д. является «святой обязанностью» религиозной организацией (знающей об эсхатологии всё), так как от этого зависит спасение. Именно поэтому можно встретить такое дотошное, скрупулезное и где-то даже мелочное отношение ко всему (вспоминается евангельское: «отцеживающие комара» … Мф.23:24, там они тоже хотели получить награду за исполнение).


Дальнейшие рассуждения об эсхатологии в следующей статье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий