понедельник, 21 мая 2018 г.

Эсхатологические религиозные организации и их модификации.

Прежде всего, необходимо отметить, что никакая эсхатологическая религиозная организация (далее РО) не может существовать без самого факта эсхатологии. Другими словами, те, кто объединился в ожидании конца света, должны как-то представлять в каком времени они находятся. Это время должно как-то коррелировать (быть взаимосвязанным с чем-либо по отдельным признакам, параметрам и т.д.) с тем, что скоро должен произойти некий час Х и этим стоит заниматься – ожидать скорого пришествия Господа. Т.е. живущие сейчас люди (на данный момент) должны быть убеждены, что всё точно произойдёт, и самое главное, произойдёт еще при их жизни, иначе весь смысл ожидания теряется, как таковой.

Здесь мы не будем касаться проблемы того, что значит коррелировать. Действительно, решив один раз, что скоро наступит час Х и приняв то или иное событие в истории за некое отправное (с которого всё и началось), лидеры РО могут усматривать приближение конца мира во всем, что происходит вокруг. Такое всматривание даёт не только надежду, что скоро вот-вот всё должно действительно произойти, но и убеждает окружающих, что это на «самом деле» так, ну и никак иначе. В этом суть такого пристального и внимательного всматривание во все события, настолько пристального, что любое событие хоть как-то подпадающие под описание признака или которое может его спровоцировать, уже выдается как за признак, хотя таковым может и не являться. Например – военные расходы стран увеличиваются – этим как бы подразумевается, что ведутся войны и самое главное, что может вспыхнуть большая война, ну чем не признак (о признаках немного позже).

Такая направленность мысли побуждает занимать жесткую позицию, с многочисленными примерами того, как кто-то убаюкивал себя, что ничего не будет и погиб, хотя мог и спастись (жители Помпей или Иерусалима в 1в.н.э.). К этому, как кажется побуждает не только сама убежденность (вера в скорый конец) лидеров РО, но и факт того, что если предсказатели вдруг ошибаются, то сразу развенчивается миф о их богоизбранности. (Сказали бы нам до этого, что это только одна из точек зрения на данную проблему, вот были бы мы там?). Поэтому никаких сомнений быть не может, все кто сомневается противники РО, а значит и самого Бога, по их представлениям. Сказав что-то один раз, в дальнейшем можно слова лидеров РО можно только уточнять, дополнять и объединять во что-то большее, анализировать, дополняя деталями и т.д., но никак не сомневаться.

Итак, основа возникновения РО есть сам факт эсхатологии, т.е. того, что всё должно случиться скоро. Однако здесь возникает следующая незадача. По мере продвижения в истории, мы всё дальше отдаляемся от отправного события, принятого за начало всех связанных с наступлением часа Х (отправное событие условное событие с которого считается, что мы вошли в невозвратную фазу наступления конца и исполнения признаков конца). Этот разрыв необходимо как-то объяснить. Сделать это можно двумя способами:

Первый. Самый понятный, но самый сложный, он заключается в том, чтобы дать точное описание того, что и когда должно произойти. Т.е. дать некоторую точку на карте времени, указав тем самым, где мы находимся. Например, за отправное событие принято то-то и то, должно произойти то-то и то, т.е. мы находимся в самом начале пути. Или те-то и те указанные события уже произошли, осталось исполниться только этому и это исполниться так-то и тогда. Разрыва (некоторого непонимания где мы во времени) между отправным событием и часом Х нет в принципе, так как все точно знают последовательность событий и время в которое они находятся в данный момент.

Проблема заключается в том, чтобы так поступить, необходимо действительно обладать пророческим виденьем событий (подобно Моисею в Египте, где под конец действий, все точно знали, что если он скажет, то это обязательно исполниться и поэтому необходимо поступать так-то). Если этого нет, то:

Второй. РО не указывает точных дат или последовательностей событий и т.д., ограничивается только общими указаниями, что-то типа – «время настало», «такого никогда в истории не было», «признаки начали исполняться», «скоро конец» и т.д.

Итак, в сухом остатке присутствует – есть убежденность РО, что время, в которое мы живем, есть начало конца, и именно этой РО открылась эта истина, значит, они избранны. Из этого РО делает простой вывод – все события, которые начали исполняться, начиная от отправного были предсказаны, описаны и уже исполняются. Остаётся только одно – найти их в пророчествах и как-то связать со временем и событиями сейчас происходящими. Проблема заключается в том, что наступление конца мыслиться скорым (вот-вот, чуть ли не завтра), а связь пророчеств с событиями даже мирового масштаба не всегда удаётся обнаружить непосредственно. (Например, не удается связать непосредственно то, что написано в Откровении ап.Иоанна и тем, что происходит в мире). Плюс ко всему, избранные, как им кажется, должны знать толкование всего, что было сказано до этого и здесь не может быть пробелов (иначе, какие они избранные).

Что же остаётся делать? Самый лёгкий путь и единственный – дать аллегорические толкования*. Они не только хорошо занимают умы адептов, но и заполняют все пробелы и временнóй разрыв, создавая некую видимость полного знания предстоящего. Например, невидимое присутствие Христа, т.е. тогда когда Он должен придти видимо по представления лидеров РО, это не произошло, ну значит, Он уже пришёл, только не видимо….


*Аллегорическое изложение — называется такое изложение письменного документа или иначе высказанного учения, при котором предполагается, что автор думал и желал дать понять нечто другое, чем то, что говорят непосредственно слова и форма его речи, обыкновенно — нечто более отвлеченное. В собственном и определенном смысле это изложение бывает применяемо только к письменным сочинениям религиозного содержания, так как в них легче всего удержать принцип аллегорического изложения относительно почитаемого большею частью вдохновенным свыше документа и вместе с тем избежать противоречия с изменившимся религиозным убеждением. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Понятно, что число таких толкований, данных даже на одно и тоже пророчество, может быть довольно большим и меняться в зависимости от времени и потребностей самой РО. Некоторая вольность в толкованиях (отсутствие неких четких правил или теологической школы самой РО) обычно приводит к спорам внутри РО, непониманию, взаимному отторжению и т.д. (иногда и расколам). Одной из особенностей является наличие всевозможных модификаций толкований внутри РО, возникших вследствие указанного. Этим заниматься может не только сама РО (например, изменение в понимании «род сей»), но и некоторые адепты внутри неё. Тем более, что сейчас выразить свою точку зрения можно не только публично, современные способы дают достаточно возможностей сделать это анонимно и/или вне площадки самой РО. Такой человек образно говоря превращается в модификатора, коих имеется множество на просторах инета.

Вообще, сами модификаторы создают противоречивую картину происходящего внутри РО. С одной стороны они признают её избранность – только она (РО) ведётся Богом и Христом к спасению, и больше нет другой, такой же. С другой – имея своё толкование (немного отличное от РО). И сам факт отличного от РО толкования утверждает как бы тем самым, что некоторые лидеры РО (функционеры) вовсе не являются избранными (не поставленными на свои посты от Бога, что и побуждает к модификациям) и вообще как они попали туда (на свои посты в РО) непонятно? В роли же истинных служителей Бога обычно они видят только себя, естественно гонимыми теми, кто этого не видит (гонения могут рассматриваться как атрибут или признак избранности, истинности и т.д.). По некоторым наблюдениям часто сами модификаторы имеют не простые отношения внутри РО и могут находиться на некоторой «периферии» РО или признаваться официальными представителями РО – людьми с несколько «подмоченной» репутацией и/или сомнительными и ненадёжными (поэтому сами они «прячутся» часто под псевдонимами).

Их история может начаться с того, что кто-то направляет своё «виденье» руководству, но по тем или иным причинам руководство отклоняет их предложения. Действительно, руководству слушать каждого, просто не хватит времени на основное, поэтому до «топ менеджеров» такие «уточнения» могут и не доходить, теряясь где-то в середине, когда рассмотрение этих вопросов может быть поручено серединному «чиновничьему» аппарату внутри РО (лидерам РО это и не нужно, как раз им то всё понятно. Понимая это среднее звено, обычно действует соответствующе). Не реагирование на запросы, воспринимается как отторжение «очевидных истин» руководством, что приводит к обидам и обвинениям (отсюда, кстати, рождаются и некоторые особенности толкования даваемые модификаторами). Вообще таким лидерам РО время от времени, так или иначе, приходится принимать меры по «отсечению всего лишнего», иначе есть риск раскола изнутри, спорам и т.д.

Самим модификаторам обычно деваться некуда, по разным причинам – и в силу своих убеждений, и в силу налаженным социальным связям, и в силу того, что им в одночасье просто не найти аудитории способной воспринять то, что они хотят сказать (а значит теряется смысл их поисков и толкований) т.д. Поэтому они, как правило, остаются внутри РО, ведя там свою «проповедь». Само явление модификаторов весьма интересно с точки зрения изучения. Их появление говорит о не устоявшихся взглядах самой РО, о их противоречивости и не согласованности, о высокой степени аллегоричности (действительно, ту чуть ли не каждый второй может дать своё толкование). Да и сами модификаторы часто не имеют представления, что твориться в других регионах, где представлена эта РО, имеют пространное знание истории толкований внутри РО и причины отторжения таких толкований внутри РО (это известно, скорее всего, только руководству, которое и принимало, то или иное решение по толкованию). Природу их появления стоит искать больше в психологическом аспекте, в идеи избрания Богом тех или иных людей для определённой цели, и в способах культивации этой идеи самой РО. (Эту идею богоизбранности культивирует и сама РО, появившаяся благодаря отчасти и этому феномену).

Самой интересной особенностью является, то, что толкования, данные РО (и их модификаторами), не могут даже придти и в голову другим людям, и даже тем, кто хорошо знает Писание. Если исходить немного из других предпосылок (или принадлежать к другой теологической школе толкования, оставаясь внутри одного большого течения, например, эсхатологии), то придти к таким выводам, какие иногда появляются в некоторых РО, просто невозможно. Одной из причин является, то, что внутри РО час Х мыслиться как бы уже и наступившим. Спастись должны только они и поэтому нет смысла давать толкование на то, что уже как бы прошло (или то, что скоро исчезнет), всё вращается вокруг, тех, кто должен спастись.


Другая особенность – после отдаления от отправного события, все пророчества обычно уже в той или иной степени истолкованы (обычно аллегорично) и их остается толковать с помощью всё той же аллегории, но только видоизменённой под текущие потребности или другие представления и т.д. и т.п. Такие толкования относительно легко можно приспособить к любой ситуации (это же, всего лишь аллегория), что делает их гибкими, давая простор для различных измышлений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий