воскресенье, 25 ноября 2018 г.

Царь Северный. Продолжение.

Если проводить дальнейшую аналогию с пророчествами Даниила, то царство Александра разделяется на четыре царства (четыре рога). Последний царь исторгает три рога и остается единоличным правителем. Другими словами побеждает трёх других претендентов на власть, которые первоначально появились в момент разделения царства Александра. В истории, наследником Греции (территориально, владения одного из четырёх рогов – Кассандра) стал Рим, который со временем подчинил себе полностью или частично все три царства – Лисимаха, Птолемея и Селевка. Рим расширил прежнее царство на севере и юге, однако потерял часть владений Александра (и/или не завладел ими), прежде всего в Персии и Индии. Также Рим возник отдельно от Греции, став её приемником, т.е. вышел отличающийся от всех рог и исторгнул три другие.

Конечно, в те времена были известны не только народы, находящиеся на территории римской империи. Эти народы стояли несколько в стороне и не принимали активного участия в последних событиях связанных с падением Иерусалима в 70 г.н.э., прообразом чего можно считать и эсхатологию «последних времён». Такие народы образовывали и другие государства и имели независимое от Рима правление, все они и представляют 10 рогов, т.е. весь мир. Одним из таких государств была Парфия, которая то вступала в союз с Римом, то воевала с ним за свой «кусок пирога», а также различные племена на разных границах римской империи (например, германцы, бриты, племена и царства Индии и Африки и т.д.).

Как бы то ни было, из всего этого можно сделать вывод, что противостояние происходит внутри одной системы ценностей, одной культурно политического пространства. Например, в античном мире это доминирование греческой культуры. В современном – идеи демократии, соблюдение прав человека, различные свободы, светскость, прогресс, примат наук и технологий и т.д. – идеи, владеющие в том или иной виде, умами большинства людей на планете. Описанное здесь уже несколько подходит под описание царя северного, который, как известно, поклоняется силе – «богу крепостей» и «возвеличится выше всякого божества», что, например, сегодня невозможно делать без выше перечисленного.

Также отметим, что царства, соперничающие между собой (царь северный и южный), существовали буквально и имели буквальное противостояние, ведя между собой войны. Поэтому, скорее всего, нет необходимости искать метафорических смыслов в написанных текстах книги Даниила (например, некоторые представляют царя северного как одни духовные силы, Бога и Христа, а южного как другие, сатану, его ангелов и т.д. и т.п.).

На огромных территориях последней, разрозненной державы (пёстрого мирового пространства) следует ожидать возникновения многих претендентов на мировой престол, которые будут соперничать между собой, но в конечном итоге вся доминирующая власть будет принадлежать одному правителю. Данный правитель будет наилучшим образом подходить на отведённую ему роль, и поэтому именно ему будет оказана поддержка из вне: «Они поклонялись дракону за то, что тот дал зверю такую власть. Они поклонялись зверю и говорили: - Разве еще есть кто подобный этому зверю? И кто может с ним сразиться?!» (Откр.13:4;IBS).

По большому счету, кто окажется на этом месте, в конце концов, не имеет какого-либо решающего значения. Как отмечалось выше, в последней пророческой книге Откровении, вообще не упоминается внутреннее противостояние каких-либо царей, где просто указывается на то, что такой то последний правитель появится, не уточняя путь и историю его становления. Самое главное не это, а то, как этот царь будет действовать, придя к власти в самый последней момент истории. Именно это является самым важным и поэтому, возможно, не упоминается в заключительных пророчествах.

Возможно, что такое описание данное ап.Иоанном делается потому, что все подробности уже находятся в книге Даниила. Но, скорее всего, причина заключается еще и в том, что данное событие не заслуживает такого пристального внимания или дополнительного уточнения, как это было в момент ожидания прихода Мессии, т.е. со времён Даниила, до начала событий в 1 в.н.э. Достаточно понятные ориентиры (такие как периоды времени и сроки – 70 седьмиц (Дан.9:25-27); так и политико-территориальные – цари с севера и юга) помогали иудеям избегать ненужных реакций и восстаний в ожидании Мессии (хотя даже в пророчестве, о таких восстаниях упоминается см. напр.Дан.11:14). Т.е. данные ориентиры служили, прежде всего, сохранению народа до появления Спасителя, а некоторые, возможно, были даны именно только для этой цели. После же появления Мессии, христиане из язычников были мало знакомы со священными книгами иудеев (и их толкованиями), для них многие дополнительные подробности, скрупулезное отслеживание во времени проявления того или иного царя, как это было принято в иудейской среде, при ожидании Мессии. Т.е. многие подробности не имели решающих значений, и могли лишь перегружать повествование ненужными деталями. Возможно, именно поэтому сюжет о царе северном не появляется в заключительной пророческой книге, и не заслужил такого пристального внимания, как можно было бы ожидать. С другой стороны события 66-73 г.н.э. наглядно показали, какого рода будет противостояние, так что ссылка на царя северного обладает некоторой избыточностью.

Подчеркнём еще раз, что пророчества относительно царя северного имели свои цели и этих целей они уже достигли. Поэтому нас будет интересовать поведение царя перед самым завершением истории. Скорее всего, не стоит выискивать смыслы о будущем в тех словах, которые уже давно исполнились. Ориентиром здесь будут являться пророчества последней книги – Откровение Иоанна. Все, что сказано же в книге Даниила, до слов о последнем времени («Под конец же времени» (Дан.11:40)), будет служить нам общим планом, ориентиром, характеристикой этого царя и не более. Нас, как и в евангелиях, будет интересовать, прежде всего, то, что не исполнилось ни тогда, ни в 1 в.н.э. для того чтобы выявить дополнительные черты.

В практическом смысле можно отметить лишь одно, скорее всего, после начала исполнения признаков конца («под конец же времени»), появится два явных лидера (возможно, группировок, союзов стран) соперничающих между собой за право мирового господства. Такое соперничество будет спровоцировано самими признаками, которые ослабят власть и влияние государств, что и подвигнет различные группировки, представляющие различные интересы к захвату власти (пока соперник «слаб» нужно действовать, «время настало»). Это соперничество будет длиться короткий промежуток времени, после чего и будет установлена единая, центральная власть царя северного. И мы помним, что это не только один рог, но вместе с ним будут править и 7 (семь) других, оставшихся рогов.

С другой стороны, характеристика царя южного, может пролить дополнительный свет на царя северного. Например, мы находим такое упоминание: «Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного» (Дан.11:8). Здесь царь южный неравнодушен к чужим божествам, что характеризует его как набожного, подверженного влияниям различных культов, и т.д. Если это так, и это является отличительным признаком царя южного, то чертой противостояния будет не только борьба за власть и господство, хотя это и является основным. Соперничать будут два лагеря, две мировоззренческие системы, сформировавшиеся к моменту такого противостояния, два разных пути развития. С одной – сила и власть, поклонение «богу крепостей» и кроме своего культа «божества никакого не уважит», с другой – поклонение «богам и истуканам» в буквальном смысле слова. Другими словами противостояние светской власти – власти религиозной, тех или иных видов и/или окраски. Можно только, конечно, предположить, что если царь северный характеризуется довольно ярко и резко, как сторонник культа силы и поклонения себе, то царь южный такая же его противоположность, суть которого – поклонение божествам вне себя. Это вызовет в конечном итоге противоречие и разведёт двух царей по разные стороны последнего, внутрисистемного конфликта.


Если провести параллель с событиями 66 – 70 г.н.э., то здесь выявляется любопытная особенность. В результате восстания в Иудеи, Рим мог потерять значительную часть южных провинций с их поставками продовольствия, что, несомненно, настраивало Рим (при любом императоре) серьезно относиться к происходящему там. Восстание могло охватить и прилегающие территории и провинции. Потеря и ослабление власти Рима после бегства Цестия Галла от стен Иерусалима в 66 г.н.э. побудило многих, решительно настроенных элементов к действиям и вне территории Иудеи. Движущей силой мятежа было не только желание освободиться от господства Рима (налогов, пошлин и т.д.). Самая главная сила – религиозные чаянья иудеев их набожность и надежда на заступничество со стороны Бога, при любых их проделках. В конечном итоге Рим восстановил свою власть, подавив мятеж южных провинций. В результате этого были начаты преследования и гонения на христиан, которые, не принимали участия в восстании, но уповали на Бога, не поклоняясь силе Рима.

Комментариев нет:

Отправить комментарий