пятница, 23 ноября 2018 г.

Пророчества Даниила.

Одна из самых выдающихся, пророческих книг обладает многими подробностями относительно событий, которые должны разворачиваться перед наступлением кончины мира. Как было показано в материале выше, даже евангелия содержат более общий план, чем имеется в книге Даниила. Иисус говорит ученикам план спасения при осаде Иерусалима, опирается на хорошо известный всем сценарий, который они знали с детства, изучая Писание и ожидая прихода Помазанника. И этот план отчасти содержался в пророчествах Даниила. Именно такого подхода будем придерживаться и мы, полагая, что сам вопрос учеников: «Когда это будет?» и «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» указывает, что ученики имели некоторые представления о сценарии будущих событий.

Часть пророчеств книги Даниила исполнилась в те времена, но некоторая часть должна исполниться и в мировом масштабе при завершении событий истории человечества после грехопадения. Также будем придерживаться того, что в книге Даниила содержится множество пророчеств, но все они говорят об одних и тех же событиях, только с различных точек, каждый раз подчеркивая ту или иную грань многообразной пророческой картины.

Одно из них это пророчество о появлении царя северного. Рассмотрим книгу Даниила, начиная именно с этого сюжета, сюжета о царе северном. Как и в случае с евангелием, где было выявлено смешение двух эпох, два завершающих события – завершение древней иудейской системы и непосредственно кончина мира. Завершение одного служило прообразом будущего, т.е. некой уменьшенной копией, в которой показана суть происходящего. Между этими событиями должен существовать некоторый промежуток времени. Итак, царь северный.

«Царь северный» – кто ты?

Описание царя северного нас интересует, прежде всего, в эсхатологическом аспекте, как некое преддверие завершения времён. Характеристика царя северного очень похожа на то, что было в 1 в.н.э., и сравнима с властью и владычеством Римской империи. Скорее всего, Рим воспринимался иудеями тогда именно как этот царь. Царь северный больше всего подходит на роль центральной власти, которая будет в последствие установлена везде. Из характеристик данного царя можно выделить две основные эсхатологические составляющие:

·        Восстаёт против «святого завета» и вступает в союз с отступниками.
·        Поклоняется «богу крепостей», т.е. абсолютной силе и власти.

Начнем рассуждать от обратного и выясним, что же тогда остается царю южному, кто это? Необходимо рассмотреть и другие пророчества о последних днях. Например, в Откровении ап.Иоанн вообще не упоминает никаких царей ни южного, ни северного. Некий зверь возникает из моря и ему дается власть – вот практически и весь сюжет (Откр.13гл.). Само противостояние двух царей не описывается, данный сюжет вообще выпадает из пророческого повествования.

Это может означать следующее – первое, победа царя северного над южным будет предопределена и будет довольно скоротечным явлением. Она произойдет до того момента, как этот царь северный займёт всемирное господство, появившись на мировой арене, как единственный и неповторимый.

Второе – сам сюжет о противостоянии двух царей перестаёт иметь доминирующее значение при исполнении пророчеств в последнее время (он уже отслужил своей цели в те далёкие времена).

И действительно в Откровении нет вообще никакой топологической привязки к местности (север – юг) относительно которой происходят события, как это было в древнем Израиле. С одной стороны это и понятно, ведь к моменту написания Откровения, как такового храма и священства, хранимых веками традиций и т.д., уже не существовало, а их возрождение в том, прошлом виде, до полной точности не представлялось возможным. Возрождённое не будет соответствовать первоначально тому, что Бог дал когда-то древним иудеям, а значит, будет лишь видимостью и в некотором смысле подделкой. Тем более для христиан храм, священство и т.д. уже не носили какой либо священных характер, ведь Дух Святой был у них. Другими слова тот истинный храм достиг своей цели и перестал существовать навечно. Для самого же Иоанна ценность поклонения в храме потеряло своё значение, как и предсказывал Иисус, необходимо поклоняться «в духе и истине» (Ин.4:21-23). Это может указывать на то, что для первых христиан топологическая привязка к Иудее (относительно которой и можно задать направление север – юг) перестала существовать, да и сама Иудея к тому времени была полностью разорена.

Хотя ап.Павел и пишет о храме в котором воссядет последний правитель, он не упоминает сюжет о противостоянии царя севера и юга (2-Фес.2:3-10). Скорее всего, для аудитории, в которой он проповедует, это не является важным, так как к мировой власти приходит один единственный правитель, и откуда он взялся (или возьмётся с севера или с юга) вообще не имеет какого-либо значения. Для Павла важным является его поведение и характерные черты, по которым и можно идентифицировать время наступления кончины мира, а также вера тех, кому он проповедует.

Возможно именно это обстоятельство – разорение Иерусалима и уничтожение священства и храма, побудило первых христиан из иудеев, подобно ап.Иоанну, переосмыслить действительность. Именно они стояли у истоков учения и веры в Иисуса Христа и именно на них равнялись христиане из язычников в те времена. Такой переворот в иудейском сознании подготовил почву для принятия нового, того, о чём возможно до этого они и не могли даже помыслить. Надо отметить, что такое переосмысление происходило на протяжении нескольких десятилетий. И это еще одна из причин, почему стоит взглянуть на пророчества с двух точек зрения и постараться провести черту между тем, что было предсказано для древнего мира, тем как это понимали иудеи (или могли понять). И тем, что предсказано для последних времён, которые должны наступить в будущем во всемирном масштабе. Переосмысленный опыт и был дан в виде книги Откровения, т.е. то, что не вписывалось в иудейские представления, было дополнительно объяснено, а то, что исполнилось и не имело какого-либо значения, было отброшено.

Внутрисистемное противостояние.

Описание зверя в Откровении и его связи с пророчествами книги Даниила можно усмотреть в таких деталях как: «восьмой из числа семи», в самом описании зверя, в упоминании «десяти рогов». С одной стороны велика вероятность, что в пророчествах Даниила говорится, что среди 10 рогов возник один рог и исторгнул 3 рога (Дан.7гл.), как некое внутрисистемное противостояние. Таким образом, это противостояние и можно считать за борьбу и её исход царей северного и южного. Т.е. внутри мировой политической системы произойдет противостояние этих царей, однако здесь показаны не два зверя как в предыдущих видениях, а один, единый, между рогами которого и происходит данное столкновение. Также утверждается, что это последний зверь (Дан.7гл.) и нет других. Разделения на новое царство не делается и в видении истукана (Дан.2гл.) – ноги это последнее царство, где речь идёт об одном, четвертом царстве, возникшем после трёх предыдущих.

Эта же тема встречается и в видении козла и овна (Дан.8гл.), один из рогов возвеличивается, этот рог принадлежит одному зверю – козлу. В этом случае, рог является продолжением или наследником того царства, которое было установлено козлом. Этот рог завоёвывает и распространяет свою властью на всю землю сразу, т.е. внутренние противоречия или попытки привести к наследству этого рога других претендентов (других трёх рогов) не увенчаются успехом. Он единственный продолжатель заложенных ранее традиций. (Здесь также один рог низвергает три других рога).

Да и само описание противостояния двух царей на протяжении всей истории выглядят как-то противоречиво, если учесть череду следования зверей, т.е. мировых держав. Установившись, мировая держава захватывает власть и удерживает её, до того момента, пока на смену не приходит другая, которая и сокрушает её – вот основная мысль видения зверей. На протяжении истории державы сменяли друг друга, и в момент смены происходило столкновение двух держав, те, что находились севернее и южнее относительно друг друга (севера и юга). Первая держава противостоит второй и т.д. – 1.Египет (юг): 2.Ассирия (север): 3.Вавилон (юг): 4.Мидо-Персия (север). Относительно последней державы – 5.Греция (север): 4.Мидо-Персия (юг). После этого Рим как наследник Греции остается царем северным, как и его будущий последний приемник. Противоречие заключается в том, что если мировые державы сменяют друг друга, то, как они могут противостоять на протяжении долгого времени друг другу? Другими словами противостояние царя северного и южного – это противостояние не мировых держав, которые сменяют друг друга, это внутрисистемное противостояние в одной державе или внутри одного, единого политического «пространства», единой мировой системы.

Также необходимо отметить, что в Данииле описывается противостояние двух царей и внутри одного культурно политического пространства. Данные действия разворачиваются с момента разделения единого царства Александра Македонского, которое разделяется между его придворными (Дан.11:4). После разделения происходит соперничество, только уже не при дворе Александра, а между собой, за право господства, над доставшимися им территориями. В конце концов, остается только один из претендентов, он то и занимает главенствующее положение. Этот претендент и есть царь северный (т.е. территориально находится севернее всех других претендентов), он и объявляется единым правителем наследства того, что было заложено еще Александром Македонским.


Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий