Пророчества Даниила.
Одна из самых
выдающихся, пророческих книг обладает многими подробностями относительно
событий, которые должны разворачиваться перед наступлением кончины мира. Как
было показано в материале выше, даже евангелия содержат более общий план, чем
имеется в книге Даниила. Иисус говорит ученикам план спасения при осаде
Иерусалима, опирается на хорошо известный всем сценарий, который они знали с
детства, изучая Писание и ожидая прихода Помазанника. И этот план отчасти
содержался в пророчествах Даниила. Именно такого подхода будем придерживаться и
мы, полагая, что сам вопрос учеников: «Когда
это будет?» и «Какой признак Твоего пришествия и кончины
века?» указывает, что ученики имели некоторые представления о сценарии
будущих событий.
Часть пророчеств
книги Даниила исполнилась в те времена, но некоторая часть должна исполниться и
в мировом масштабе при завершении событий истории человечества после
грехопадения. Также будем придерживаться того, что в книге Даниила содержится
множество пророчеств, но все они говорят об одних и тех же событиях, только с
различных точек, каждый раз подчеркивая ту или иную грань многообразной
пророческой картины.
Одно из них
это пророчество о появлении царя северного. Рассмотрим книгу Даниила, начиная
именно с этого сюжета, сюжета о царе северном. Как и в случае с евангелием, где
было выявлено смешение двух эпох, два завершающих события – завершение древней
иудейской системы и непосредственно кончина мира. Завершение одного служило
прообразом будущего, т.е. некой уменьшенной копией, в которой показана суть
происходящего. Между этими событиями должен существовать некоторый промежуток
времени. Итак, царь северный.
«Царь северный» – кто ты?
Описание царя
северного нас интересует, прежде всего, в эсхатологическом аспекте, как некое
преддверие завершения времён. Характеристика царя северного очень похожа на то,
что было в 1 в.н.э., и сравнима с властью и владычеством Римской империи.
Скорее всего, Рим воспринимался иудеями тогда именно как этот царь. Царь
северный больше всего подходит на роль центральной власти, которая будет в
последствие установлена везде. Из характеристик данного царя можно выделить две
основные эсхатологические составляющие:
·
Восстаёт против «святого завета» и вступает в союз с отступниками.
·
Поклоняется «богу
крепостей», т.е. абсолютной силе и власти.
Начнем
рассуждать от обратного и выясним, что же тогда остается царю южному, кто это? Необходимо
рассмотреть и другие пророчества о последних днях. Например, в Откровении
ап.Иоанн вообще не упоминает никаких царей ни южного, ни северного. Некий зверь
возникает из моря и ему дается власть – вот практически и весь сюжет
(Откр.13гл.). Само противостояние двух царей не описывается, данный сюжет
вообще выпадает из пророческого повествования.
Это может
означать следующее – первое, победа
царя северного над южным будет предопределена и будет довольно скоротечным
явлением. Она произойдет до того момента, как этот царь северный займёт
всемирное господство, появившись на мировой арене, как единственный и
неповторимый.
Второе – сам сюжет о противостоянии
двух царей перестаёт иметь доминирующее значение при исполнении пророчеств в
последнее время (он уже отслужил своей цели в те далёкие времена).
И
действительно в Откровении нет вообще никакой топологической привязки к
местности (север – юг) относительно которой происходят события, как это было в
древнем Израиле. С одной стороны это и понятно, ведь к моменту написания
Откровения, как такового храма и священства, хранимых веками традиций и т.д.,
уже не существовало, а их возрождение в том, прошлом виде, до полной точности
не представлялось возможным. Возрождённое не будет соответствовать
первоначально тому, что Бог дал когда-то древним иудеям, а значит, будет лишь
видимостью и в некотором смысле подделкой. Тем более для христиан храм,
священство и т.д. уже не носили какой либо священных характер, ведь Дух Святой
был у них. Другими слова тот истинный храм достиг своей цели и перестал
существовать навечно. Для самого же Иоанна ценность поклонения в храме потеряло
своё значение, как и предсказывал Иисус, необходимо поклоняться «в духе и истине» (Ин.4:21-23). Это может
указывать на то, что для первых христиан топологическая привязка к Иудее
(относительно которой и можно задать направление север – юг) перестала
существовать, да и сама Иудея к тому времени была полностью разорена.
Хотя ап.Павел
и пишет о храме в котором воссядет последний правитель, он не упоминает сюжет о
противостоянии царя севера и юга (2-Фес.2:3-10). Скорее всего, для аудитории, в
которой он проповедует, это не является важным, так как к мировой власти
приходит один единственный правитель,
и откуда он взялся (или возьмётся с севера или с юга) вообще не имеет
какого-либо значения. Для Павла важным является его поведение и характерные черты, по которым и можно идентифицировать время наступления
кончины мира, а также вера тех, кому он проповедует.
Возможно
именно это обстоятельство – разорение Иерусалима и уничтожение священства и
храма, побудило первых христиан из иудеев, подобно ап.Иоанну, переосмыслить
действительность. Именно они стояли у истоков учения и веры в Иисуса Христа и
именно на них равнялись христиане из язычников в те времена. Такой переворот в
иудейском сознании подготовил почву для принятия нового, того, о чём возможно
до этого они и не могли даже помыслить. Надо отметить, что такое переосмысление
происходило на протяжении нескольких десятилетий. И это еще одна из причин,
почему стоит взглянуть на пророчества с двух точек зрения и постараться провести черту между тем, что было
предсказано для древнего мира, тем как это понимали иудеи (или могли понять). И
тем, что предсказано для последних времён, которые должны наступить в будущем
во всемирном масштабе. Переосмысленный опыт и был дан в виде книги Откровения,
т.е. то, что не вписывалось в иудейские представления, было дополнительно
объяснено, а то, что исполнилось и не имело какого-либо значения, было
отброшено.
Внутрисистемное противостояние.
Описание
зверя в Откровении и его связи с пророчествами книги Даниила можно усмотреть в
таких деталях как: «восьмой из числа семи»,
в самом описании зверя, в упоминании «десяти рогов». С одной стороны велика
вероятность, что в пророчествах Даниила говорится, что среди 10 рогов возник
один рог и исторгнул 3 рога (Дан.7гл.), как некое внутрисистемное противостояние.
Таким образом, это противостояние и можно считать за борьбу и её исход царей
северного и южного. Т.е. внутри мировой политической системы произойдет
противостояние этих царей, однако здесь показаны не два зверя как в предыдущих видениях, а один, единый, между рогами которого и происходит данное
столкновение. Также утверждается, что это последний зверь (Дан.7гл.) и нет
других. Разделения на новое царство не делается и в видении истукана (Дан.2гл.)
– ноги это последнее царство, где речь идёт об одном, четвертом царстве,
возникшем после трёх предыдущих.
Эта же тема
встречается и в видении козла и овна (Дан.8гл.), один из рогов возвеличивается, этот рог принадлежит одному зверю –
козлу. В этом случае, рог является продолжением или наследником того царства,
которое было установлено козлом. Этот рог завоёвывает и распространяет свою
властью на всю землю сразу, т.е. внутренние противоречия или попытки привести к
наследству этого рога других претендентов (других трёх рогов) не увенчаются
успехом. Он единственный продолжатель заложенных ранее традиций. (Здесь также
один рог низвергает три других рога).
Да и само
описание противостояния двух царей на протяжении всей истории выглядят как-то
противоречиво, если учесть череду следования зверей, т.е. мировых держав.
Установившись, мировая держава
захватывает власть и удерживает её, до того момента, пока на смену не приходит другая, которая и сокрушает её – вот основная мысль
видения зверей. На протяжении истории державы сменяли друг друга, и в момент
смены происходило столкновение двух держав, те, что находились севернее и южнее
относительно друг друга (севера и юга). Первая держава противостоит второй и
т.д. – 1.Египет (юг): 2.Ассирия (север): 3.Вавилон (юг): 4.Мидо-Персия (север).
Относительно последней державы – 5.Греция (север): 4.Мидо-Персия (юг). После
этого Рим как наследник Греции остается царем северным, как и его будущий
последний приемник. Противоречие заключается в том, что если мировые державы
сменяют друг друга, то, как они могут противостоять на протяжении долгого
времени друг другу? Другими словами противостояние царя северного и южного –
это противостояние не мировых держав,
которые сменяют друг друга, это внутрисистемное
противостояние в одной державе или внутри одного, единого политического
«пространства», единой мировой системы.
Также
необходимо отметить, что в Данииле описывается противостояние двух царей и
внутри одного культурно политического пространства. Данные действия
разворачиваются с момента разделения единого царства Александра Македонского,
которое разделяется между его
придворными (Дан.11:4). После разделения происходит соперничество, только уже не при дворе Александра, а между собой, за право господства, над
доставшимися им территориями. В конце концов, остается только один из
претендентов, он то и занимает главенствующее положение. Этот претендент и есть
царь северный (т.е. территориально находится севернее всех других
претендентов), он и объявляется единым правителем наследства того, что было
заложено еще Александром Македонским.
Продолжение
следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий