Даниил и Евангелие.
Сведём две
сюжетные линии представленные в книге Даниила и ответ Иисуса в Евангелиях.
Вопрос учеников о признаках пришествия явно касался того, что было им известно
из иудейской традиции на тот момент, т.е. по большей части из книги Даниила и
её трактовки. Ниже приведен сводный текст из 2, 7, 8, 11 и 12 глав книги
Даниила, в котором две основные сюжетные линии представлены в разных колонках.
… царство будет крепко, как
железо…
… зверь … страшный и ужасный …
сильный … он пожирает и сокрушает … всю землю попирает ногами…
… возвеличит себя выше всех …
выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное …
… озлобится на святый завет …
войдет в соглашение с отступниками
И войдет он в прекраснейшую из
земель…
… и против Владыки владык
восстанет…
… вознесся на Вождя воинства
сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни
Его.
… осквернит святилище
могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения.
… он будет угнетать… губить народ
святых Всевышнего…
|
… воссядут судьи…
… наконец … поставлены были
престолы, и воссел Ветхий днями
... судьи сели, и раскрылись
книги.
… вот, с облаками небесными шел
как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему
дана власть, слава и царство, … владычество Его - владычество вечное…
… примут царство святые Всевышнего и будут
владеть царством вовек и вовеки веков.
… люди, чтущие … Бога … будут действовать …
вразумят многих … будут … страдать от меча и огня, от плена и грабежа …
И восстанет
в то время Михаил, … и наступит время тяжкое …
|
Одна сюжетная
линии касается действий последнего царя или зверя, который захватывает
всемирную власть, устраивает хулу на Всевышнего и гонения на Его народ. Вторая
касается действий на небе – заседание небесного суда, передача полномочий Сыну
человеческому, окончательное уничтожение зверя.
Сводный или
обобщенный текст евангелий также содержат сюжетные линии, описанные в книге
Даниила. Там и там присутствуют: гонения на народ Бога с такими же
подробностями как: смерть некоторых из народа - Даниил: «страдать от меча»,
Евангелие: «умерщвлены будут некоторые из вас».
Не все из
народа будут одинаково реагировать на происходящее, поэтому можно выделить
определённую группу людей.
Даниил: «люди, чтущие … Бога … будут действовать … вразумят многих»,
Евангелие: «вас схватят и будут … преследовать … чтобы свидетельствовать обо Мне», «…будете
преданы и родителями, и братьями, и родными, и друзьями вашими».
Разногласия
среди родственников - подчеркивают евангелия, «…и разумные из народа»
Даниил, дает
основание для такого предположения.
Там и там
упоминается о «мерзости запустения»,
которая связана с прекращением поклонения Богу.
«Бедствия великие, каких никогда не случалось
от начала» в евангелиях и «время
тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» в Даниил.
Также
упоминается о появлении «знамение Сына
Человеческого», после чего «станут
скорбеть все племена земные» - евангелие. «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа
твоего; и наступит время тяжкое» - Даниил. Так как данные события
появляются и там и там непосредственно перед наступлением «кончины века», то их можно связать в одну сюжетную линию.
Обобщенный текст евангелия приведён ниже:
… когда
случится всё это, какое знамение будет о том?
…
Остерегайтесь, чтобы вас не ввели в заблуждение …
… Народ
поднимется против народа… И будут великие землетрясения, голод, болезни и
разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие
знамения с небес.
Но, прежде
всего вас схватят и будут … преследовать … чтобы свидетельствовать обо Мне.
Эта благая
весть о Царстве будет провозглашена по всему миру для всех народов, а потом
наступит конец.
… Многие
отвернутся от веры…
И умерщвлены
будут некоторые из вас, и будут ненавидеть вас за имя Моё…
… мерзость
запустения … стоящую на святом месте …
… Появится
множество лжепророков …
… появятся
лжехристы … и будут совершать чудеса и творить знамения, … то не верьте им … как молния вспыхивает на
востоке … так и Сын Человеческий появится.
… бедствия
великие, каких никогда не случалось от начала … Но ради избранных Своих Он
сократит эти дни.
И будут
знаменья на солнце, на луне и на звёздах, на земле же отчаяние народов и
смятение от грохота и волнения морского. Люди ослабеют от страха и ужаса
перед бедствиями, надвигающимися на землю …
В то время на
небе появится знамение Сына Человеческого. И станут скорбеть все племена
земные, и увидят они Сына Человеческого, грядущего на облаках … звуком трубы
пошлёт Он ангелов Своих и соберут они избранных отовсюду, от одного края
небес до другого.
… не
страшитесь, а поднимите головы, ибо близко ваше освобождение.
|
Вопрос о
наступлении конца.
Исполнение
признаков конца, резкое ухудшение ситуации и изменение привычного образа
жизни.
Провозглашение
вести…
Но, прежде…
(т.е. прежде известных аудитории событий) произойдёт следующее:
преследование
…
предательство
…
ненависть …
отпадение от
веры …
убийство …
отступничество…
В такие
тяжелые времена появятся лжепророки, обещающие спасение …
После чего
начнутся бедствия, которые ознаменуют начало самого конца. Слова: «сократит
эти дни» указывают, что это будет трудно пережить, даже избранным, только с
помощью Бога, такой силы будут происходить различные явления.
В
определённый момент Христос даст о Себе знать и соберёт избранных, … они
будут спасены.
Начало этих
событий будет как сигнал к действиям, и будут служить ободрением для
спасаемых и без того натерпевшимся к тому моменту.
|
В чём же
отличие сказанного в Евангелиях от того, что есть в книге Даниила? Самое
значимое отличие касается слов «Но, прежде всего вас схватят… …чтобы свидетельствовать обо Мне», а
также « …но прежде вы должны нести благую весть ко всем народам…». Слова «прежде
всего» можно отнести к событиям, которые указаны в евангелиях, т.е. к
моменту до начала исполнения признаков конца. Другими словами – будут войны,
болезни, голод и т.д., но прежде наступления данных событий, т.е. до их начала:
вас будут преследовать, вы должны проповедовать весть о царстве.
Однако, слова
«прежде всего» можно понять и в другом значении. Они касаются самого вопроса
учеников и того, что им было известно до разговора с Иисусом о кончине века.
Рассмотрим подробно события в евангелиях (начало Мф.24,Мк.13,Лк.21 глав, IBSNT).
От Матфея.
Когда Иисус,
выйдя из храма, уже уходил, к Нему подошли ученики, которые хотели показать
Ему здания храма. - Видите все это? –
сказал им
Иисус. - Говорю вам истину: здесь не останется и камня на камне, все будет
разрушено.
Когда Иисус
сидел на Масличной горе, ученики подошли к Нему без посторонних и спросили: -
Скажи нам, когда это произойдет и какое знамение будет предварять Твое
пришествие и конец нынешнего века?
|
От Марка.
Когда Иисус
выходил из храма, один из учеников сказал Ему: - Учитель! Посмотри, какие
камни! Какие здания! - Видишь эти величественные здания? –
ответил
Иисус. - Здесь и камня на камне не останется - все будет разрушено.
Иисус сидел
на склоне Масличной горы напротив храма. Петр, Иаков, Иоанн и Aндрей спросили
Его, когда рядом больше никого не было: - Скажи нам, когда это произойдет и
по какому знаку мы узнаем, что все это вот-вот исполнится?
|
От Луки.
Когда
присутствующие заговорили о храме, о том, как он украшен прекрасными камнями
и дарами, принесенными Богу,
Иисус
сказал: - Наступит время, когда от всего, что вы здесь видите, не останется и
камня на камне, все будет разрушено.
Его
спросили: - Учитель, когда все это произойдет? И какое знамение даст знать о
приближении этих событий?
|
Описанные
события разворачиваются на протяжении достаточного времени, так что ученики из
храма совместно с Иисусом успевают дойти до «Масличной горы напротив храма».
Разговор был интересным и длительным, он начался, вероятно, в храме и
продолжался далее до прибытия на указанное место. Однако после столь длительной
беседы, что осталось в евангелиях? Только ключевые слова: все три евангелиста
указывают на эти уточнения, которые были новыми для той аудитории, для которой
они писали. Последовательность разговора такова - Храм, его разрушение, после
чего ученики спрашивают о признаках пришествия, то есть признаках наступления
данных событий. Именно после слов о разрушении храма переход был сделан в
сторону ожидания признаков конца, здесь были связаны эти два события.
Заинтересованность
учеников именно в этом событии, а также указание на «мерзость запустения» в
дальнейшем, показывает, что последовательность событий, описанная в книге
Даниила, каким-то образом связана с последующими представлениями о «кончине
века». Со времени разрушения храма, то есть с момента прекращения его
существования - именно с этого момента времени развитие событий далее больше
всего интересует учеников, а также признаки наступления данного события. Эту точку
можно считать основной для связи того, что сказано в евангелиях с тем, что
сказано в Даниила.
Таким
образом, пришествие Христа, наступающее непосредственно перед «кончиной века»,
разрушение храма и прекращение поклонения можно считать за отправные точки. И
именно они могут служить для связи Даниила и Евангелий.
Продолжение
следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий