пятница, 9 ноября 2018 г.

Даниил - сводный текст.

Здесь мы продолжением исследовать пророчества, начатые еще в книге «Скажи нам, когда это будет?» и ныне представленные на страницах данного блога. В ней мы исходили из того, что на момент, когда ученики задавали данный вопрос, у них уже имелся некий план развития событий. Именно к этому плану и апеллировал Спаситель и именного его Он исправил (обратил внимание на определённые моменты), что и вызвало большой интерес среди иудейской аудитории, который и был зафиксирован на страницах евангелий.

Книга пророка Даниила и события, предсказанные в ней, лежат в основе древне иудейских представлений о приходе Мессии и установлении Божьего Царства. Именно это является предметом нашего исследования, при этом мы будем полагать, что всё, что сказано в книге Даниила так или иначе сказано об этом событии. И если это так, то можно попытаться «вычленить» тот план, который заложен в пророчествах. Определить главную сюжетную линию и доминанты.

В наших рассуждениях будет предпринята попытка положить сюжет из книги Даниила на евангельское повествование о «признаках конца». Т.е. понять и уточнить сам план развития событий перед наступлением «последнего времени».

Как всегда, не мы, не наши рассуждения не претендуют на окончательное и самое истинное понимание, нет, здесь всего лишь скорее предпринята попытка понять и осмыслить, взглянуть и осознать и не более, порассуждать на эту тему.

Пророчества Даниила касаются событий последних дней и были записаны за несколько столетий, до появления Христа. Они, несомненно, повлияли на ожидания иудеев 1 в.н.э, когда проповедовал Спаситель. Вопрос учеников Иисуса: «…Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия…?» (Мф.24:3) не просто выражал некое любопытство, нет, ведь приход Мессии должен был иметь неким логический конец. Ученики хотели услышать ответы на свои вопросы, вопросы которые были связаны с ожиданием тогдашнего иудейского общества прихода Мессии. Такое страстное ожидание Мессии приводило к скоропалительным решениям, которые с течением времени сбивали ориентиры и еще больше запутывали. К тому, чего и не было указано, сведением всего к выгоде и возвеличиванию одного народа. И как кажется, задавая такой вопрос, ученики, прежде всего, хотели подтвердить эти ориентиры (ср.Деян.1:6), а об остальном, они и так всё и подробно знают. Т.е. знают о сценарии течения «кончины века» (по крайней мере, в общих чертах). Рассмотрим эти пророчества и постараемся найти в них общее (в правой колонке расположены краткие комментарии):

Даниил 2:28, 39-45.

Но есть на небесах Бог, открывающий … что будет в последние дни

… После тебя восстанет другое царство, ниже твоего

… и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.

А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.

… И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать … что будет после сего.


Последнее перед наступлением конца, царство будет твердым и всесокрушающим, но оно будет сокрушено Богом. После наступит вечное царство Бога.

Данное пророчество определяет только общую последовательность течения событий. Другие пророчества дают более детальную информацию.

Даниил 7:2-27.

… и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

… Первый - как лев, но у него крылья орлиные …

… И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его …
… еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему …

… и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.


Здесь появляется та же последовательность событий: друг за другом следуют четыре царства (мировых держав), последнее связано с железом – имеет железные зубы.











… наконец … поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями  ...  судьи сели, и раскрылись книги.

… Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть … … вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

… "эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков".





Как и в предыдущем пророчестве, последнее царство сокрушается Богом. Здесь появляются дополнительные подробности такие как: произнесение высокомерных слов, имеет десять рогов, будет угнетать святых Всевышнего, т.е. Его народ, и отменит у них «времена и закон» - наложит запрет на поклонение Богу.
Появление «Сына человеческого», которому дана власть. Данный сюжет появляется далее в книге Откровение.
… зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.
Также указывается, что период гонений составит 3,5 года (…преданы будут в руку его до времени (1) и времен (2) и полувремени (0,5)) или 1260 дней (год раньше считался 360 дней).

Гибель царства от небесного правителя.

В следующем пророческом видении мы также обнаруживаем сходные черты, описанные в предыдущих пророчествах.

Даниил 8:2-26.

… вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, … и вот, с запада шел козел по лицу всей земли … у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога

… Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.



Пророчество, как и в предыдущих, касается будущих трех царств. Но данное пророчество уже более детально описывает эти царства, только в других образах.




Попирание святыни Всевышнего и отмена поклонения Ему.






… "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"
… "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится"

… объясни ему это видение! …
… "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!" … "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева…

… Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа …


Здесь также указывается некоторое время, на которое прервется поклонение Богу – 2300 вечеров и утр, т.е. на 1150 дней.












… Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен - не рукою.
Отступление от веры, восстание против Бога, превознесение и высокомерие перед Богом. Преследование народа святых. Конец этого царства наступит от Бога.


Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий