Даниил - сводный текст.
Здесь мы
продолжением исследовать пророчества, начатые еще в книге «Скажи нам, когда это
будет?» и ныне представленные на страницах данного блога. В ней мы исходили из
того, что на момент, когда ученики задавали данный вопрос, у них уже имелся
некий план развития событий. Именно к этому плану и апеллировал Спаситель и
именного его Он исправил (обратил внимание на определённые моменты), что и
вызвало большой интерес среди иудейской аудитории, который и был зафиксирован
на страницах евангелий.
Книга пророка
Даниила и события, предсказанные в ней, лежат в основе древне иудейских представлений
о приходе Мессии и установлении Божьего Царства. Именно это является предметом
нашего исследования, при этом мы будем полагать, что всё, что сказано в книге
Даниила так или иначе сказано об этом событии. И если это так, то можно
попытаться «вычленить» тот план, который заложен в пророчествах. Определить
главную сюжетную линию и доминанты.
В наших
рассуждениях будет предпринята попытка положить сюжет из книги Даниила на
евангельское повествование о «признаках конца». Т.е. понять и уточнить сам план
развития событий перед наступлением «последнего времени».
Как всегда,
не мы, не наши рассуждения не претендуют на окончательное и самое истинное
понимание, нет, здесь всего лишь скорее предпринята попытка понять и осмыслить,
взглянуть и осознать и не более, порассуждать на эту тему.
Пророчества
Даниила касаются событий последних дней и были записаны за несколько столетий,
до появления Христа. Они, несомненно, повлияли на ожидания иудеев 1 в.н.э,
когда проповедовал Спаситель. Вопрос учеников Иисуса: «…Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия…?»
(Мф.24:3) не просто выражал некое любопытство, нет, ведь приход Мессии должен
был иметь неким логический конец. Ученики хотели услышать ответы на свои
вопросы, вопросы которые были связаны с ожиданием тогдашнего иудейского
общества прихода Мессии. Такое страстное
ожидание Мессии приводило к скоропалительным решениям, которые с течением
времени сбивали ориентиры и еще больше запутывали. К тому, чего и не было
указано, сведением всего к выгоде и возвеличиванию одного народа. И как
кажется, задавая такой вопрос, ученики, прежде всего, хотели подтвердить эти
ориентиры (ср.Деян.1:6), а об остальном, они и так всё и подробно знают. Т.е.
знают о сценарии течения «кончины века» (по крайней мере, в общих чертах).
Рассмотрим эти пророчества и постараемся найти в них общее (в правой колонке
расположены краткие комментарии):
Даниил 2:28, 39-45.
Но есть на
небесах Бог, открывающий … что будет в
последние дни …
… После тебя
восстанет другое царство, ниже твоего
… и еще
третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
А четвертое
царство будет крепко, как железо;
ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно
всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и
пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет
царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты
видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из
железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью
хрупкое.
… И во дни
тех царств Бог небесный воздвигнет
царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано
другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять
вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и
раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать … что
будет после сего.
|
Последнее
перед наступлением конца, царство будет твердым и всесокрушающим, но оно
будет сокрушено Богом. После наступит вечное царство Бога.
|
Данное
пророчество определяет только общую последовательность течения событий. Другие
пророчества дают более детальную информацию.
Даниил 7:2-27.
… и вот,
четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли
из моря, непохожие один на другого.
… Первый -
как лев, но у него крылья орлиные …
… И вот еще
зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту
у него, между зубами его …
… еще зверь,
как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя
сего, и власть дана была ему …
… и вот
зверь четвертый, страшный и ужасный и
весьма сильный; у него большие железные
зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был
от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
|
Здесь
появляется та же последовательность событий: друг за другом следуют четыре царства (мировых держав),
последнее связано с железом – имеет железные зубы.
|
… наконец … поставлены были престолы, и воссел
Ветхий днями ... судьи сели, и раскрылись книги.
… Видел я
тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит
в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих
зверей отнята власть … … вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен
был к Нему. И Ему дана власть,
слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество
Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
… "эти
большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут от
земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек
и вовеки веков".
|
Как и в
предыдущем пророчестве, последнее царство сокрушается Богом. Здесь появляются
дополнительные подробности такие как: произнесение высокомерных слов, имеет
десять рогов, будет угнетать святых Всевышнего, т.е. Его народ, и отменит у
них «времена и закон» - наложит запрет на поклонение Богу.
Появление
«Сына человеческого», которому дана власть. Данный сюжет появляется далее в
книге Откровение.
|
… зверь
четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств,
которое будет пожирать всю землю,
попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства
восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и
уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать
святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и
закон, и они преданы будут в руку его до времени
и времен и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить
и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей
поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство
вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.
|
Также
указывается, что период гонений составит 3,5
года (…преданы будут в руку его до времени (1) и времен (2) и полувремени
(0,5)) или 1260 дней (год раньше считался 360 дней).
Гибель
царства от небесного правителя.
|
В следующем
пророческом видении мы также обнаруживаем сходные черты, описанные в предыдущих
пророчествах.
Даниил 8:2-26.
… вот, один
овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, … и вот, с запада шел
козел по лицу всей земли … у этого козла был видный рог между его глазами. Он
пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и
бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к
овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога
… Тогда
козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой
рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От
одного из них вышел небольшой рог,
который чрезвычайно разросся к югу и к
востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и
низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся
на Вождя воинства сего, и отнята была
у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство
предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на
землю, действовал и успевал.
|
Пророчество,
как и в предыдущих, касается будущих трех царств. Но данное пророчество уже
более детально описывает эти царства, только в других образах.
Попирание
святыни Всевышнего и отмена поклонения Ему.
|
… "на
сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об
опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"
… "на две тысячи триста вечеров и утр; и
тогда святилище очистится"
… объясни
ему это видение! …
… "знай,
сын человеческий, что видение относится к концу времени!" … "вот, я
открываю тебе, что будет в последние дни гнева…
… Овен,
которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел
косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый
ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства
восстанут из этого народа …
|
Здесь также
указывается некоторое время, на которое прервется поклонение Богу – 2300
вечеров и утр, т.е. на 1150 дней.
|
… Под конец
же царства их, когда отступники
исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве;
и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить
удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ
святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем
своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык
восстанет, но будет сокрушен - не рукою.
|
Отступление
от веры, восстание против Бога, превознесение и высокомерие перед Богом. Преследование
народа святых. Конец этого царства наступит от Бога.
|
Продолжение
следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий