Иаков. Иди в Египет, не бойся.
Со временем
весь дом Иакова, прямого потомка Авраама, переехал жить в Египет, т. е. покинул
земли первоначального своего обитания и странствования. Перестали ли потомки
Авраама претендовать на землю, ради которой их отец покинул Вавилонию? Что
изменилось в их отношении?
С первого
взгляда переселение Иакова выглядит непонятным. Действительно, зачем Иаков
переселился в Египет? Если прочитать в книге Бытие несколько глав, описывающих
то, что предшествовало данному событию, то мы можем понять, что Аврааму и
Исааку Бог лично заповедовал жить в этой земле и не покидать ее. Однако их
потомки, Иаков и его домашние, покинули землю обетованную и не жили в ней в
течение нескольких столетий. В течение этого времени умерли все те, кто видел
эту землю и жил в ней, все те, кто помнил ее. Новое поколение не знало, что
такое земля обетованная, никогда не видело ее и не имело имущественного
основания (построенных городов, поселков, сельскохозяйственных угодий,
захоронений и т.д.); не имело деловых контактов (покупка, продажа имущества и
недвижимости и т. п., как, например, покупка Авраамом поля и пещеры для
погребения, Быт.49:30,31) для предъявления претензий на право владения землей
или ее частью.
На первый
взгляд, переселение может казаться путем спасения от голода, который случился в
той земле, где жил Иаков. Но если дело было только в этом, то почему Бог
благословил землю Египетскую, как сообщает Писание, и сделал ее очень богатой,
а не землю Ханаанскую, где и жили потомки Авраама? Разве Всемогущий Бог не мог
бы этого сделать? Если положительно ответить на последний вопрос, то придется
признать, что сам Бог, который направлял Авраама, не является всесильным и
всемогущим, что противоречит всей Библии. Или, что более вероятно, сам Иаков
имел некоторые далеко идущие планы. Тем более что потомки Иакова остались в
Египте на достаточно длительный период и не покинули его, как только закончился
голод. Они находились там в течение нескольких поколений, пока совсем не попали
в рабство. Что также выглядит странно, ведь время для благоприятного исхода
было упущено, и сами израильтяне подвергались серьезной опасности. Все это
указывает на некоторые будущие планы: Израиль сказал Иосифу: «…Бог будет с тобой и приведет тебя обратно на
землю твоих предков» (Быт.48:21;СоП). Эти же слова повторяет и Иосиф перед
своей смертью: «…Бог позаботится о вас и
выведет вас из этой страны. Бог приведет вас в ту землю, которую обещал дать
Аврааму, Исааку и Иакову» (Быт.50:24;СоП).
В 46-й главе
книги Бытие Бог позволяет Иакову идти в Египет, что вызывает в нем серьезные
сомнения, поскольку говорит о введении новой стратегии поведения и ее
обосновании с религиозной точки зрения. Подобные сомнения, вероятно, могли
возникнуть не только у Иакова, но у его домашних. Предыдущее повеление исходит
от Бога, и Иаков, верно исполняя задание Бога странствовать по Ханаану, боится
его нарушить (46:3;СоП). Но, получая новое задание от Создателя, он с
уверенностью идет в Египет: «Прибыв к колодцу
Клятвы (т. е. Вирсуве), он (Иаков) принес там жертву Господу Богу: с одной
стороны, он опасался, что сыновья, переселившись туда, слишком привяжутся к
Египту ввиду его плодородия и захотят там остаться на вечное жительство, так
что потомство его уже не вернется в Хананею и не будет владеть ею, вопреки
обещанию Господа Бога, а с другой стороны, боялся, как бы отправление, против
желания Предвечного, в Египет не навлекло погибели на род его. Наконец, он,
кроме того, опасался умереть раньше, чем увидит Иосифа. Волнуемый всеми этими
соображениями, Иаков впал в сон» (Иудейские древности, кн.2, гл.7:2).
И вот Израиль
начал свое путешествие в Египет: «сначала
он пошел в Вирсавию, где поклонился Богу… и принес ему жертвы. Ночью Бог явился
Израилю во сне… И сказал тогда Бог: «…Иди в Египет, не бойся, там Я произведу
от тебя великий народ. Я пойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно»» (Быт.46:1–4;СоП).
Но в таком
переселении был смысл с далеко идущими последствиями относительно прежнего
плана поселения на обещанной Богом земле. Само переселение и возвращение
потомков Авраама было, судя по всему, спланировано заранее (по крайней мере это
может выглядеть так, если смотреть на хронологию развития событий, описанную в
книге Бытие). Аврааму было сказано, что потомки его завладеют городами врагов
своих, а также Бог сказал: «И дам тебе и
потомкам твоим… землю Ханаанскую» (Быт.17:8; ср. также с Быт.15:4–16,
цитируемым выше). То есть живи и странствуй по этой земле, а в назначенное
время твоим потомкам Я, Бог, дам все это во владение. Также Аврааму еще до
рождения Исаака Бог сказал следующие слова: «…и Господь сказал ему (Аврааму): «Знай, что твои потомки будут
пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать
их 400 лет. Но потом Я накажу народ, поработивший их, твой же народ покинет ту
землю и унесет с собой много всякого добра»» (Быт.15:13–14;СоП).
Таким
образом, сама линия поведения при развитии событий была заложена, возможно, еще
при Аврааме, и теперь, когда ситуация была благоприятной, Иаков следовал плану.
Тем более что Авраам еще до определения границ земли, которую займут его
потомки, также при наступлении голода в Ханаане жил некоторое время в Египте: «И был голод в той земле. И сошел Аврам в
Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» (Быт.12:10).
Однако Иакову
поступить так же было нельзя вследствие установившихся религиозных
представлений относительно будущего владения землей, поэтому ему требовалось
обосновать переселение как-то еще. Действительно, Иосиф был вторым лицом при
фараоне и мог спокойно обеспечить выполнение имеющегося плана.
Местность, в
которой жили Авраам, Исаак и Иаков, была населена народами, которые были
осуждены Богом за свой неправедный образ жизни: «…ибо Я через твой народ накажу живущих здесь аморреев. Все это
произойдет в будущем, ибо мера беззакония аморреев еще не исполнилась»
(Быт.15:16;СоП). Авраам с семьей странствовали по обетованной земле,
передвигаясь с одного места на другое, и тем самым не привязывались к жителям
одной местности. Однако такой образ действий не давал полной защиты от
ханаанского окружения. В книге Бытие ярко описываются события, произошедшие с
Лотом (уничтожение Содома и Гоморры), Исавом (его женами) и Диной, дочерью
Иакова и Лии (изнасилованной одним из хананеев), имевшими непосредственный контакт
с жителями Ханаана (Быт.19; 26:34,35; 34). Хананеи и другие народы той земли
представляли непосредственную угрозу для достижения поставленной перед Авраамом
цели — должное поклонение Богу, а также в будущем рождение некоторого потомка
(Мессии), который и освободит всех людей от греха. Такой потомок должен был
произойти от праведных (соблюдающих закон, впоследствии — закон Моисея)
потомков Авраама, живущих в Богом данной земле.
Однако, при
жизни бок о бок с хананеями, существовала опасность перенять их культы,
поклонение и образ жизни, что и случалось периодически с израильтянами спустя
столетия, за которые их наказывал Бог, согласно заключенному завету,
посредством Моисеева закона сохраняя прежнее равновесие.
В то же время
у Иакова и его потомков не был заключен союз с Богом, т. е. не было свода
законов (впоследствии — закон Моисея), ограждавшего от религиозного влияния
других народов и устанавливавшего свою систему поклонения, отражавшего
принципы, которых придерживался Авраам. При таком положении дел было очень
трудно решить задачу «отделения от мерзостей» неправильного поклонения.
Израильтяне могли раствориться среди ханаанских народов и не наследовать земли
в том смысле, который имел в виду для них Авраам (а значит, и Бог в библейском
понимании, так как, по Писанию, Авраам действовал по воле Божьей). Они
наследовали бы землю вместе с народами, жившими там, перемешавшись с ними —
культурно, религиозно, узами родства и т. д.
Если
рассмотреть ситуацию в Египте, куда переселился дом Иакова, то там она была
противоположной тому, что мы наблюдаем в Ханаане. Египтяне «гнушались» (Синодальный перевод)
израильтян, как об этом сказал Иосиф, сын Иакова: «Египтяне не любят пастухов, поэтому вам лучше оставаться в земле Гесем»
(Быт.46:34;СоП).
Таким
образом, проблема, которая так или иначе возникла бы в Ханаане, в Египте
оказалась легко разрешима. Семья Иакова не была слишком большой, чтобы суметь
завоевать весь Ханаан, да даже чтобы удерживать в осаде хотя бы один город.
Странствовать и жить в этой земле становилось все тяжелее и тяжелее. Стычки с
местными жителями и их враждебность не могли не беспокоить Иакова. Судя по
всему, из-за увеличивающейся семьи Иакова такие столкновения стали регулярными
и выявляли все большую глубину противоречий. Об этом свидетельствует следующий
случай.
После того
как была изнасилована Дина, дочь Иакова, и ее братья отомстили, убив обидчиков,
Иаков реагирует на эту новость так: «Вы
навлекли на меня большую беду: весь здешний народ возненавидит меня, все хананеи
и все ферезеи обратятся против меня. Нас всего лишь небольшая кучка, если
здешний народ соберется против нас, то уничтожит меня, а вместе со мной и всех
наших» (Быт.34:30;СоП).
Иакова больше
беспокоит не случившееся с его дочерью, а то, что он может нарушить религиозные
правила вследствие войны с хананеями. Тогда ему придется или покинуть эту
землю, или его могут убить. На что его сыновья отвечают, не до конца понимая
беспокойства отца: «Эти люди не имели
права поступить так с нашей сестрой!» (Быт.34:31;СоП).
Жители
Ханаана, конечно, знали о претензиях потомков Авраама на эту землю и могли
вообще покончить с ними, захватив Иакова и его дом в рабство, тем более что у
Иакова было много скота и богатства: «Не
для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только согласимся с ними, и
будут жить с нами» (Быт.34:23). Так рассуждали местные жители об имении
Иакова. Возможно, они не нападали на него по причине малочисленности семейства
Иакова, которое не представляло никакой угрозы для большого народа. Стычки с
местными жителями происходили не только у Иакова, но и у его отцов: «…филистимляне стали завидовать ему [Исааку. —
Прим. авт.]. Они засыпали и завалили землей все колодцы, которые за много лет
до этого выкопал Авраам со своими слугами. …Исаак пошел и отрыл все эти
колодцы, и назвал их теми же именами, которые дал им его отец. …пастухи, пасшие
стада в Герарской долине, поспорили со слугами Исаака, говоря: «Эта вода наша»»
(Быт.26:15,18,20;СоП).
Описанные
стычки происходили с филистимлянами. Нечто подобное могло происходить и с
хананеями (другими ханаанскими народами), на что указывает случай с Диной, а
также то обстоятельство, что Авраам и Исаак некоторое время жили на периферии.
Жить практически на границе обетованной земли, скорее всего, вынуждали их
обстоятельства — более спокойная жизнь и отсутствие трений с народами,
населявшими Ханаан (ср.Быт.24:62).
С другой
стороны, вести кочевой образ жизни было легко, когда численность семьи не была
большой. Со временем это могло привести к экономическим противоречиям с
местными народами. Мобильно перемещаться большим семейством или народом было
также весьма затруднительно. Возникали противоречия между земледельцами и
пастухами, и по мере роста семьи Иакова и численности скота они становились все
более и более очевидными. Так или иначе, дело двигалось к постепенной
оседлости, что грозило смешением с местным населением, как показывал случай с
Диной: «Мой сын Сихем пылает страстью к
Дине, прошу вас, разрешите ему жениться на ней. Этот брак будет подтверждением того,
что между нами особый договор, и тогда наши мужчины смогут брать себе в жены
ваших женщин, а ваши мужчины смогут жениться на наших женщинах. Живите на одной
земле с нами» (Быт.34:8–10;СоП).
В этой
ситуации и было принято решение жить в Египте, тем более что жизнь там была
менее напряженной как с точки зрения религиозных взглядов, так и экономически.
К тому же израильтяне не претендовали на землю Египта и поэтому как
первоначально, так и впоследствии не представляли угрозы для египтян.
Комментариев нет:
Отправить комментарий