Авраам. Странствуй по земле
сей.
На такой
образ жизни влияли их религиозные взгляды относительно того предназначения,
которое предначертал им Бог. Жить в шатрах, т. е. жить как чужестранец,
является весьма важной особенностью этого этапа, и выбор такого образа жизни
неслучаен. Можно проанализировать другую стратегию поведения, которая хорошо
описана также в книге Бытие: жизнь Лота, племянника Авраама.
Первоначально,
возможно, Лот мог стать преемником Авраама, так как у последнего не было детей
и кто-то должен был после смерти Авраама продолжить начатое дело, как об этом
упоминает Иосиф Флавий. Однако со временем у Авраама появился сын Измаил от
служанки по имени Агарь, да и сам Авраам не оставлял надежды на то, что от него
еще произойдет прямой потомок от жены Сарры, как об этом говорит Писание: «После сих происшествий было слово Господа к
Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма
велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным;
распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не
дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к
нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл
твоих, будет твоим наследником» (Быт.15:1–4).
Лот, понимая,
что не будет преемником Авраама, начинает вести несколько другой образ жизни:
он перестает жить в шатрах и селится в защищенном, как ему кажется, месте — в
городе Содоме: «…два Ангела пришли в
Содом. Лот сидел у городских ворот» (Быт.19:1;СоП).
Города
зачастую предоставляли защиту от набегов тех или иных племен, народностей, да и
просто банд разбойников. Для Лота вопрос о потомстве, которое завладеет землей,
обещанной Богом, перестает иметь первостепенное значение, так как он понимает,
что не от него произойдет народ, который поселится в этой земле. Лот не
заботится в религиозном смысле о своем потомстве, как это делает Авраам,
поэтому у него больше нет необходимости селиться отдельно и жить в шатрах,
чтобы не перемешаться кровно с народами той местности. В частности это видно из
того, что дочери Лота первоначально хотели выйти замуж за мужчин Содома, т. е.
жителей тех мест: «И вышел Лот, и говорил
с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте,
выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его
показалось, что он шутит» (Быт.19:14).
Смысл жизни в
шатрах, отдельно от окружающих народов, скорее всего, и заключается в том,
чтобы не перемешаться с ними. Авраам, в противоположность Лоту, имеет четкое
представление о будущем: «У тебя родится
сын, он будет твоим наследником. …Посмотри на небо, видишь, сколько там звезд,
такое множество, что их не счесть. Вот сколько у тебя будет потомков. …Я —
Господь, Который вывел тебя из Ура Вавилонского, и Я сделал это для того, чтобы
дать тебе эту землю. Ты будешь ею владеть. …твой народ вернется обратно в эту
землю (и тогда они победят аморреев, ибо Я через твой народ накажу живущих
здесь аморреев). Все это произойдет в будущем, ибо мера беззакония аморреев еще
не исполнилась» (Быт.15:4–6,16;СоП).
На этом
этапе, этапе размножения потомков Авраама, от одного человека до целой группы,
появляется потребность в сохранении чистоты от примеси других народов. Т.е.
сохранение народа, с которым Бог уже заключил завет (сохранение от примеси как
религиозной, так и кровной), иначе потомкам Авраама, если они вступят в родство
с жившими народами, будет сложно «завладеть городами» этих народов. Они могут
перемешаться, связаться родственными узами с другими людьми, не разделяющими их
веры, и, как следствие, перенять обычаи и религиозные взгляды других народов,
тогда отделить истинное семя Авраама будет весьма сложно. А это означает, что
все те, кто преступит Божье повеление, будут подвергнуты «наказанию» со стороны
Создателя, как и сказано в книге Бытие (15:4–16).
О взглядах,
которых придерживались потомки Авраама, свидетельствует случай, произошедший с
Исавом и Иаковом. Исав женился на хеттеянках, живших в той земле. Иосиф Флавий
комментирует эти события так: «В этом брачном
вопросе он (Исав) действовал совершенно самостоятельно, отнюдь не испросив
совета у отца. Дело в том, что Исаак ни за что не одобрил бы его намерения, так
как ему было крайне неприятно вступать в родство с жителями той страны»
(Иудейские древности, кн.1, гл.18).
В Писании по
этому поводу сказано следующее: «Исаак и
Ревекка были очень недовольны этими браками… Исаак призвал Иакова… и дал ему
строгий наказ, сказав: «Не бери себе в жены хананеянку»» (Быт.26:35;
28:1,2;СоП).
Как
утверждает Библия, потомок, через которого благословятся все народы, должен был
родиться от Авраама, о чем не раз упоминали и иудеи времен Иисуса Христа: «Наш отец — Авраам» (Ин.8:39;СоП).
Сама
родословная Иисуса Христа, указанная в Евангелии от Матфея, ведется от Авраама
(Мф.1:1,2). И факт существования подобной родословной свидетельствует, что
этому вопросу со времен Авраама уделялось самое пристальное внимание, так было
вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 г.н.э. и разорения Иудеи, когда
были уничтожены почти все свитки с записями родословных. Этот вопрос влиял
практически на все развитие религии, берущей начало от Авраама. В книге Бытие
мы встречаем множество родословных, которые идентифицируют происхождение людей,
выделяя главную линию — линию происхождения Авраама и его потомков. Такая
идентификация занимала важное место, обосновывая в дальнейшем право на
получения от Бога определенных благословений.
По мере
развития событий, описанных в книге Бытие, мы видим, как происходит
конкретизация того, от кого произойдет избранный народ: «После того как Лот отделился, Господь сказал Авраму: «Оглянись вокруг,
посмотри… Всю эту землю, которую ты видишь, Я отдам тебе и твоим потомкам.
…Ступай и пройдись по своей земле вдоль и поперек, ибо отныне Я отдаю ее тебе»»
(Быт.13:14–15,17;СоП).
Другой мотив,
встречающийся в книге Бытие, повлиявший на формирование взглядов Авраама, — это
определение границ земли, в пределах которой должны будут разместиться его
потомки. Как указывается в цитируемом отрывке, Авраам, по указанию Бога, должен
был пройти землю вдоль и поперек, чтобы знать ее пределы. О таких пределах,
судя по всему, у патриарха были весьма расплывчатые представления. Несколько
позже в книге Бытие дается более конкретное определение границ земли: «Господь дал обещание Авраму и заключил с ним
соглашение, сказав: «Я отдам твоим потомкам эту землю, Я отдам им землю от реки
Египетской до великой реки Евфрата, землю кенеев, кенезеев, кедмонеев, хеттеев,
ферезеев, рефаимов, амореев, хананеев, гергесеев и иевусеев»»
(Быт.15:18–21;СоП).
После
определения границ Авраам «странствует» по этой земле, заключая с некоторыми
народами временные союзы и вступая в деловые отношения с ними:
«И заключили союз в Вирсавии. И встал
Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую»
(Быт.21:32).
«…дайте мне в собственность [место для] гроба
между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. …я даю тебе за поле
серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою» (Быт.23:4,13).
Аврааму
хотели подарить поле для погребения, но патриарх платит за это поле деньги,
переводя взаимоотношения в юридическую плоскость, а не основывая их на устных
взаимных обязательствах (долгах) и доверии. Со временем все устные договоры
забываются потомками, которые стараются их пересмотреть. Потомки могут и не
знать всех тонкостей взаимоотношений своих предков. Но все же нежелание
вступать в доверительные отношения с хананеями доминирует в поведении Авраама: «Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю
руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и
ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: «я обогатил
Аврама», — кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям,
которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю»
(Быт.14:22–24).
Итак, Авраам
и его сыновья жили в шатре и были странниками, так можно охарактеризовать этот
этап становления религии Авраама. Для подобного образа жизни и религиозных
взглядов хорошо подходил и тот род хозяйственной деятельности, которого
придерживались патриархи. Они вели кочевой образ жизни, разводя скот,
перемещаясь вместе с ним с пастбища на пастбище, что вполне естественно, так
как они не желали привязываться к тому или иному месту или народу, живя
практически автономно. «И непоместительна
была земля для них, чтобы жить вместе… И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора
между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы
родственники. Не вся ли земля пред тобой? Отделись же от меня. Если ты налево,
то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт.13:6,8–9).
С другой
стороны, живя в шатрах, Авраам и его потомки вели себя несколько вызывающе по
отношению к местным жителям, утверждая как бы свое право на владение этой
землей. Живя не в укрепленных оборонительными стенами городах, а на открытом
пространстве, они тем самым подчеркивали, что им бояться нечего и что Бог на их
стороне, Он охраняет их и защищает. И именно Бог привел их сюда и даст им эту
землю. Такое противопоставление местным народам повлияло на следующий этап
пребывания потомков Авраама в ханаанской земле. Постепенно обостряющиеся
противоречия, скорее всего, и вынудили семью Иакова покинуть Ханаан, чтобы
впоследствии вернуться.
Продолжение
следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий