воскресенье, 18 августа 2019 г.

Отступники в пророчестве Даниила.

Как сообщает нам Даниил, спасение или не вторжение в дела со стороны царя северного достигнут только народы Едом, Моав и Амон. Упомянутые народы никогда не представляли из себя крупные политические силы или мировые державы, однако они в отличие от Египта спасутся от царя северного в тот период. Если вспомнить из истории эти народы являются ближайшими родственниками Израиля (Израиль же - с точки зрения Даниила, является носителем истинного поклонения).

Если рассмотреть происхождение этих народов, то Едом происходит от Исава, старшего родного брата Иакова, Моав и Амон происходят от Лота, племянника Авраама. Все они в своё время, особенно Едом, претендовали на главенствующее положение в исполнении Божьих обетований. Из истории известно, что данные родственные народы всегда враждовали друг с другом за это право, несмотря на то, что именно Израиль был объявлен законным его правообладателем. История существования этих народов полна зависти, вражды и ненависти, которые побуждали их к соперничеству и желанию уничтожить тогдашний Израиль. Все они знали об обещаниях Бога и о земле обетованной, которая досталась Израилю, не совсем справедливо с их точки зрения. Эти народы не были избраны для достижения Божьей цели, поэтому при удобном случае не упускали возможности «уколоть» своего собрата и соседа, этого «выскочку Иакова» (см. статью «сражение во дни Иосафата).

Упоминание об их спасении может указывать на то, что именно эти народы являются отступниками и врагами изначального (истинного или установленного) поклонения Богу. Союз, заключенный с царем северным даёт им возможность, используя его силы и влияние, что даёт возможность наконец-то достичь своей цели. Можно только предположить, почему царю северному союз с этими малыми народами будет так необходим. Такой союз будет заключен с теми, кто хорошо знает, о чём идет речь и как обладателями некоторой идеологии (если их ассоциировать с отступниками) в борьбе за полное господство, которое не достичь без победы на идеологическом уровне, в умах людей. Такая идеология, возможно, мобилизирует все силы царя северного для решающего броска.

Отступники, борясь за свое лидерство, предложат, вероятно, царю северному некую альтернативу, которая устроит его. Но в то же время такая альтернатива лишит всех преимуществ противоположную сторону. Отступниками, несомненно, являются те, кто отошел от первоначальных религиозных правил и поклонения. Они представляют нечто внешне весьма похожее на то, что было изначально. Выбор их в союзники царем северным не случаен, такая альтернатива лишена многих подробностей, так что она никак не будет вступать в противоречие со всеобщим поклонением царю северному, а скорее всего будет только дополнять его и служить ему. Об этом можно судить, например, по самарянам, они признавали лишь Моисеев закон и их представления о Мессии не были настолько подробными и так развиты, как у иудеев – «знаю, что придет Мессия…; когда Он придет, то возвестит нам все» – это практически и все сведенья, которыми обладала самарянка. (Ин.4:25). Именно поэтому, возможно, они так легко приняли Иисуса в отличие от иудеев, которые в свою очередь возлагали на Него слишком большие надежны и ожидания.

О мессианских ожиданиях Едома, Моава и Амона мало что сохранилось и мало что известно, но можно предположить, что их представления были еще менее развиты, чем это было даже у самарян. Поэтому их цель занять лидирующее положение и одержать верх в давнем споре, а не выискивать истинные мессианские признаки или самого Мессию. «Раз ты оказался на верху и над всеми – значит, сам Бог на твоей стороне и не важно как это произошло» – такова цепь их рассуждений, цель реванша, за все былое.

Вообще, отступники в данном контексте подменяют поклонение Богу, поклонением царю северному (этим они и проявят себя как отступники). Они нужны будут царю северному, скорее всего, для того, чтобы привлечь на свою сторону те силы, которые в своей идеологии используют религиозную риторику и подчинить их себе. Сделать своё пребывание у власти легитимным и с точки зрения религиозных законов. При этом власть царя северного будет только утверждаться, из чего можно сделать вывод, что союз с отступниками необходим для противодействия другим религиозным учениям или альтернативам. Такой союз будет способствовать консолидации сил в борьбе с царём южным. Данное предположение хорошо вписывается в концепцию того, что царь северный запретит любое поклонение кроме себя. Конечно, запретить то можно, но при этом необходимо дать альтернативу и не худшего качества (сделать подмену), иначе народ не поддержит такую инициативу.

Таких отступников можно сравнить с египетскими волхвами, которые делали знамения перед фараоном, во время исхода. Своими действиями они как бы утверждали – в принесении жертвы Богу в пустыне нет ничего особенного, нет необходимости исхода израильтян. Моисей не обладает чем-то таким, что делает его религию выше египетской, где поклонялись фараону: «фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля?» (Исх.5:2). Схожее описание можно найти в Откр.13:11-14, а также в 2-Фес.2:4: «…так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Вообще выдавать себя за Бога, можно только тогда и в том случае, если творить нечто подобное, т.е. такие знамения и чудеса, что бы ни у кого не было бы ни малейшего сомнения. Ну, или, по крайней мере, человек обладающий властью и богатством легко может лишиться этого вследствие заговора и т.д. … и мало буквально подходит на роль некоего бога (если только в переносном смысле слова, как обладающий абсолютным диктатом своей воли).

Это, по своей сути, делает отступников лжепророками, производящими знамения для непосредственной выгоды и утверждения власти последнего зверя или царя северного: «Потом я увидел другого зверя. Он … говорил он как дракон … и содействует ему во всем. Он заставляет всех жителей земли поклониться первому зверю, у которого зажила смертельная рана. Он совершает великие чудеса и сводит огонь с небес на глазах людей. Этими чудесами … он обманывает жителей земли. Он сказал им, чтобы они воздвигли изображение зверя …» (Откр.13:11-14;IBS). Первоначально отступники не претендуют на роль самостоятельной религиозной (идеологической) системы и такая система не конкурирует с ним. Поэтому она не представляют для последнего царя какой-либо угрозы. Даже, наоборот, в самом начале они служат интересам этого царя, укрепляя его власть и авторитет, и потому не подвергаются преследованию, запрету, ограничениям или чему-то подобному. Именно потому, что они не претендуют, да и не могут претендовать на роль ставленников от Бога, они и занимают придворную должность при царе и не ведут свою «игру».

Таким образом, можно предположить, что отступники в пророчествах Даниила выполняют ту же роль, которую выполняли и волхвы в Египте. Этому также предстоит исполниться и в будущем. Исполнились написанное в Даниила (11:30): «озлобится на святый завет» в 1 в.н.э.? Можно сказать, что да. Как мы знаем фанатизм иудеев, вызвал ненависть, как со стороны простых римских солдат, участвовавших в покорении Иудеи, так и в высших римских сословиях. Римляне использовали все доступные средства, чтобы противодействовать влиянию и фанатизму иудеев, привлекая на свою сторону тех, кто ненавидел их. Это проявило себя уже в самом начале восстания в 66 г.н.э. Например, когда при бездействии и/или подстрекательстве наместника Иудеи Флора, начались беспорядки и резня в близ лежавших городах Иудеи. В тех городах, где большинство населения были не иудеи, были вырезаны всё иудеи. Скорее всего, спровоцировали такое развитие событий именно римские власти в лице Флора.

Дальнейшие действия царя разворачиваются после вступление в союз с отступниками: «Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него … и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. …спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострет руку свою на разные страны… и завладеет он сокровищами…» (Дан.11:40-43). Другими словами такой союз будет способствовать дальнейшему успеху царя на пути полного завоевания им мирового господства. Т.е. царь северный приходит к власти, опирается на некую поддержку в лице отступников и после этого распространяет своё влияние по всему миру.

Судя по 11:40 в начале война будет весьма интенсивной (быстрая победоносная война в течение короткого времени). Позже, когда основные силы царя южного будут сокрушены, власть царя северного распространиться на другие территории и страны, но здесь это предстает как некий поступательный процесс.


В самый последний момент царь серверный «завладеет … сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта», т.е. победит своего давнего соперника царя южного, в роли которого выступает Египет – территория этого царя во время написания пророчеств Даниила. Если представить что царь северный будет находиться на территории царя южного, по правилам ведений войн того времени, то географическое направление «слухи с востока и севера» может указывать в сторону Иерусалима, который находится более восточнее и немного севернее крупных центров Египта. С другой стороны, восточней и севернее Иерусалима, относительно которого можно задать географическое положение, крупным центром во времена Даниила, был Вавилон. Т.е. тревожные сигналы приходят со стороны одного из крупных религиозных центров того времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий