Отступники в пророчестве Даниила.
Как сообщает
нам Даниил, спасение или не вторжение в дела со стороны царя северного
достигнут только народы Едом, Моав и
Амон. Упомянутые народы никогда не
представляли из себя крупные политические силы или мировые державы, однако
они в отличие от Египта спасутся от царя северного в тот период. Если вспомнить
из истории эти народы являются ближайшими
родственниками Израиля (Израиль же - с точки зрения Даниила, является носителем
истинного поклонения).
Если
рассмотреть происхождение этих народов, то Едом происходит от Исава, старшего
родного брата Иакова, Моав и Амон происходят от Лота, племянника Авраама. Все
они в своё время, особенно Едом, претендовали
на главенствующее положение в исполнении Божьих обетований. Из истории
известно, что данные родственные народы всегда враждовали друг с другом за это
право, несмотря на то, что именно Израиль был объявлен законным его
правообладателем. История существования этих народов полна зависти, вражды и
ненависти, которые побуждали их к соперничеству и желанию уничтожить тогдашний
Израиль. Все они знали об обещаниях Бога и о земле обетованной, которая
досталась Израилю, не совсем справедливо с их точки зрения. Эти народы не были
избраны для достижения Божьей цели, поэтому при удобном случае не упускали возможности «уколоть» своего собрата и соседа, этого «выскочку Иакова» (см.
статью «сражение во дни Иосафата).
Упоминание об
их спасении может указывать на то, что именно эти народы являются отступниками
и врагами изначального (истинного или установленного) поклонения Богу. Союз,
заключенный с царем северным даёт им возможность, используя его силы и влияние,
что даёт возможность наконец-то достичь своей цели. Можно только предположить,
почему царю северному союз с этими малыми народами будет так необходим. Такой
союз будет заключен с теми, кто хорошо знает, о чём идет речь и как обладателями некоторой идеологии (если
их ассоциировать с отступниками) в борьбе за полное господство, которое не
достичь без победы на идеологическом уровне, в умах людей. Такая идеология, возможно, мобилизирует все силы царя северного
для решающего броска.
Отступники,
борясь за свое лидерство, предложат, вероятно, царю северному некую альтернативу,
которая устроит его. Но в то же время такая альтернатива лишит всех преимуществ
противоположную сторону. Отступниками, несомненно, являются те, кто отошел от
первоначальных религиозных правил и поклонения. Они представляют нечто внешне
весьма похожее на то, что было изначально. Выбор
их в союзники царем северным не случаен, такая альтернатива лишена многих
подробностей, так что она никак не будет вступать в противоречие со всеобщим
поклонением царю северному, а скорее всего будет только дополнять его и служить
ему. Об этом можно судить, например, по самарянам, они признавали лишь Моисеев
закон и их представления о Мессии не
были настолько подробными и так развиты, как у иудеев – «знаю, что придет Мессия…; когда Он придет,
то возвестит нам все» – это
практически и все сведенья, которыми обладала самарянка. (Ин.4:25). Именно
поэтому, возможно, они так легко приняли Иисуса в отличие от иудеев, которые в
свою очередь возлагали на Него слишком большие надежны и ожидания.
О мессианских
ожиданиях Едома, Моава и Амона мало что сохранилось и мало что известно, но
можно предположить, что их представления были еще менее развиты, чем это было
даже у самарян. Поэтому их цель занять лидирующее положение и одержать верх в
давнем споре, а не выискивать истинные
мессианские признаки или самого Мессию. «Раз ты оказался на верху и над
всеми – значит, сам Бог на твоей стороне и не важно как это произошло» – такова
цепь их рассуждений, цель реванша, за все былое.
Вообще,
отступники в данном контексте подменяют
поклонение Богу, поклонением царю северному (этим они и проявят себя как
отступники). Они нужны будут царю северному, скорее всего, для того, чтобы привлечь на свою сторону те силы,
которые в своей идеологии используют религиозную риторику и подчинить их себе. Сделать
своё пребывание у власти легитимным и с точки зрения религиозных законов. При
этом власть царя северного будет только утверждаться, из чего можно сделать
вывод, что союз с отступниками необходим для
противодействия другим религиозным учениям или альтернативам. Такой союз
будет способствовать консолидации сил в борьбе с царём южным. Данное
предположение хорошо вписывается в концепцию того, что царь северный запретит
любое поклонение кроме себя. Конечно, запретить то можно, но при этом
необходимо дать альтернативу и не худшего качества (сделать подмену), иначе
народ не поддержит такую инициативу.
Таких
отступников можно сравнить с египетскими волхвами, которые делали знамения
перед фараоном, во время исхода. Своими действиями они как бы утверждали – в
принесении жертвы Богу в пустыне нет ничего особенного, нет необходимости
исхода израильтян. Моисей не обладает чем-то таким, что делает его религию выше
египетской, где поклонялись фараону: «фараон
сказал: кто такой Господь, чтоб я
послушался голоса Его [и] отпустил Израиля?» (Исх.5:2). Схожее описание
можно найти в Откр.13:11-14, а также в 2-Фес.2:4: «…так что в храме Божием сядет
он, как Бог, выдавая себя за Бога».
Вообще выдавать себя за Бога, можно только тогда и в том случае, если творить
нечто подобное, т.е. такие знамения и чудеса, что бы ни у кого не было бы ни
малейшего сомнения. Ну, или, по крайней мере, человек обладающий властью и
богатством легко может лишиться этого вследствие заговора и т.д. … и мало
буквально подходит на роль некоего бога (если только в переносном смысле слова,
как обладающий абсолютным диктатом своей воли).
Это, по своей
сути, делает отступников лжепророками,
производящими знамения для непосредственной выгоды и утверждения власти
последнего зверя или царя северного: «Потом
я увидел другого зверя. Он … говорил он как дракон … и содействует ему во всем. Он заставляет всех жителей земли поклониться первому зверю, у которого
зажила смертельная рана. Он совершает великие
чудеса и сводит огонь с небес на глазах людей. Этими чудесами … он обманывает жителей земли. Он сказал им,
чтобы они воздвигли изображение зверя …» (Откр.13:11-14;IBS). Первоначально отступники не
претендуют на роль самостоятельной религиозной (идеологической) системы и такая
система не конкурирует с ним. Поэтому она не представляют для последнего царя
какой-либо угрозы. Даже, наоборот, в самом начале они служат интересам этого царя, укрепляя его власть и авторитет, и
потому не подвергаются преследованию, запрету, ограничениям или чему-то
подобному. Именно потому, что они не претендуют, да и не могут претендовать на
роль ставленников от Бога, они и занимают придворную должность при царе и не ведут свою «игру».
Таким
образом, можно предположить, что отступники в пророчествах Даниила выполняют ту
же роль, которую выполняли и волхвы в Египте. Этому также предстоит исполниться
и в будущем. Исполнились написанное в Даниила (11:30): «озлобится на святый завет» в 1 в.н.э.? Можно
сказать, что да. Как мы знаем фанатизм
иудеев, вызвал ненависть, как со
стороны простых римских солдат, участвовавших в покорении Иудеи, так и в высших
римских сословиях. Римляне использовали все доступные средства, чтобы
противодействовать влиянию и фанатизму иудеев, привлекая на свою сторону тех,
кто ненавидел их. Это проявило себя уже в самом начале восстания в 66 г .н.э. Например, когда при
бездействии и/или подстрекательстве наместника Иудеи Флора, начались беспорядки
и резня в близ лежавших городах Иудеи. В тех городах, где большинство населения
были не иудеи, были вырезаны всё иудеи. Скорее всего, спровоцировали такое
развитие событий именно римские власти в лице Флора.
Дальнейшие
действия царя разворачиваются после вступление в союз с отступниками: «Под конец же времени сразится с ним царь
южный, и царь северный устремится как
буря на него … и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. …спасутся от руки его только Едом, Моав и
большая часть сынов Аммоновых. И прострет
руку свою на разные страны… и завладеет он сокровищами…»
(Дан.11:40-43). Другими словами такой союз
будет способствовать дальнейшему успеху
царя на пути полного завоевания им мирового господства. Т.е. царь северный
приходит к власти, опирается на некую поддержку в лице отступников и после
этого распространяет своё влияние по всему миру.
Судя по 11:40
в начале война будет весьма интенсивной (быстрая победоносная война в течение
короткого времени). Позже, когда основные силы царя южного будут сокрушены,
власть царя северного распространиться на другие территории и страны, но здесь
это предстает как некий поступательный процесс.
В самый
последний момент царь серверный «завладеет
… сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта», т.е. победит своего давнего соперника царя
южного, в роли которого выступает Египет – территория этого царя во время
написания пророчеств Даниила. Если представить что царь северный будет
находиться на территории царя южного, по правилам ведений войн того времени, то
географическое направление «слухи с
востока и севера» может указывать в
сторону Иерусалима, который находится более восточнее и немного севернее
крупных центров Египта. С другой стороны, восточней и севернее Иерусалима,
относительно которого можно задать географическое положение, крупным центром во
времена Даниила, был Вавилон. Т.е.
тревожные сигналы приходят со стороны одного из крупных религиозных центров того времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий