«…но Он, пройдя посреди них, удалился».
В данном
повествовании удивляет не только, то чудо, которое было совершено Спасителем.
Действительно, намеренья большого количества людей были не шуточными, и все они
хотели причинить Ему вред (Лк.4:16-30)*. Однако Иисус избежал этого и как
кажется, так легко и просто, что это вызывает удивление даже у свидетелей этого
события. Ведь, всё что они могут сказать об этом – «прошел посреди них» и не
более, скорее всего не до конца понимая, как вообще такое могло произойти (на
это косвенно указывает отсутствие каких-либо подробностей: возня и борьба, пыль
и крики и т.д.).
*Примечание. Причины такого поведения: «Слушавшие
же иудеи исполнялись ярости, потому, что Иисус похвально отозвался о язычниках.
Иудеи были настолько убеждены в том, что они являются избранным народом и
поэтому крайне презирали всех остальных. … И вдруг этот молодой Иисус, Которого
они знали, проповедует, будто Бог
особенно предпочитает язычников. Они вдруг начали осознавать, что в новом
учении имелись такие мысли, которые им
даже во сне не представлялись» (Комментарий Баркли к Новому Завету).
Причины, почему жители Назарета решили скинуть Иисуса
со скалы, а не нанести вред другим
способом кроется, вероятно, в следующем: «В описании блестящей победы Амасии
над идумеями 2Пар. добавляет, сравнительно с 4 Цар.14:7, что, кроме 10 000
убитых в сражении. Амасия другие десять тысяч пленников низверг со скалы - способ казни особенно жестокой; подобную казнь
однажды хотели применить к Иисусу Христу жители Назарета (Лк.4:29); у римлян
обычно было низвержение казнимых с Терпейской скалы» (Толковая Библия А.П.
Лопухина, толкование на группу стихов 2Пар.25:11-12.).
Возможно, такой способ казни применялся к явным врагам
и/или к недостойным воскресения, т.к. падение с большой высоты, несомненно,
приводило к многочисленным переломам и разрывам мышечно-косной ткани, а также к
обезображиванию тела. Вышеописанный случай, скорее всего, был хорошо известен
среди иудеев. Также на решение могла повлиять и суббота, которая ограничивала
действия иудеев, как отмечается в: «…несмотря на
то, что день был субботний, они
начали теснить Христа из Синагоги и потом из города. Дорога из города,
лежавшего на склонах гор, резко поднималась кверху (на западном краю города) и
Назаретяне, очевидно, оттесняя Христа на эту дорогу, незаметно сбросили бы Его
с утеса, к которому вела эта дорога, и около которого был обрыв футов в сорок
над лежащей внизу долиной» (Толковая Библия А.П. Лопухина; Лк.4:29).
Возможно, также жители хотели представить это дело как несчастный случай, чтобы
не нести ответственности, как перед светскими властями за противоправные
действия, так и религиозными нарушив субботу.
Интерес
представляет то обстоятельство, что Иисус заранее знал такую реакцию жителей
города, где Он вырос: «Но говорю вам
истину, ни одного пророка не принимают на его родине» (Лк.4:24;IBS). И всё же, несмотря на
это, Он далее продолжает обличать их. В чём же дело? Неужели Спаситель
намеренно провоцирует их, а если это так, то для какой цели Он делает это? Рассмотрим
возможные обстоятельства.
Необходимо
отметить, прежде всего, что у иудеев того времени было своё представление о
роли, происхождении, а также о действиях и чудесах творимых Мессией. Как мы
знаем, все они в большинстве случаев мало вязались с тем, что делал Спаситель в
действительности и в основном были, если не ошибочными, то уж точно не до конца
верными и где-то даже поверхностными (ср.напр.Ин.3:10-12)*.
*Примечание. Причины и вскрытие того, почему
имел место именно такой сценарий развития событий выходят за рамки данной
статьи. Однако, можно отметить хотя бы некоторые: 1) Разработке этого вопроса
посвящено много рассуждений ап.Павла, напр. пос. к Римлянам, где ап.
показывает, что избрание происходит на основании веры, а не происхождения, так
что даже иудеям необходимо было проявлять веру, а не только иметь знание
заповедей и соблюдать в точности, как им казалось закон. Это касалось всех и
родственников в том числе. 2) Чтобы отсеять тех, кто преследовал свои цели, а
не желал следовать воле Бога, особенно на раннем этапе, ведь в последствии это
могло привести к явным противоречиям и расколу в среде учеников в самом начале,
что могло бы негативно сказаться в дальнейшем на всей деятельности учеников
(внутренние противоречия вряд ли привлекли бы язычников в христианство). И т.д.
…
Родственники
и сородичи знали Иисуса до того момента, как Он был явлен посредством Иоанна
Крестителя. И их представления сильно отличались от того, что произошло после
Его крещения. Это видно из слов: «Но
разве Он не сын Иосифа? - спрашивали они» (Лк.4:22;IBS). Т.е.: «что в Нём такого, если Он
сын ничем не приметного плотника? Как Он может претендовать на такое высокое
звание и избранничество? Мы то знаем, откуда Он происходит, и мы не замечали в
Нём чего-то выдающегося и особенного до этого…». Такие настроения могли еще
больше смущать и без того скорых на суд и резких на высказывания иудеев
(ср.Ин.7:12). В другом эпизоде мы встречаем следующее:
«Иисус еще говорил с народом, когда к дому
подошли Его мать и братья. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним. Иисусу
передали: - Твоя мать и братья стоят снаружи, они хотят поговорить с Тобой.
Иисус ответил: - Кто Мне мать и кто Мне братья? - И, показав рукой на своих
учеников, сказал: - Вот Моя мать и Мои
братья. Кто исполняет волю Моего
Небесного Отца, тот Мне брат, и
сестра, и мать» (Мф.12:46-50;IBS).
Если судить
по повествованию Матфея данный эпизод происходит после заключения Иоанна
Крестителя в тюрьму и до его обезглавливания (Мф.11:2,3; 14:1,2). Т.е.
практически такие настроения были в самом начале деятельности Христа, тогда,
когда Он только начал совершать значимые чудеса и исцеления. И в данном эпизоде
Иисус пресекает подобные настроения. А то, что такие настроения мешали и/или
могли мешать дальнейшей деятельности Иисуса видно и из другого эпизода,
произошедшего немного позже от приведённого выше:
«…и, придя в свой родной город, начал учить
людей в синагоге, так что они удивлялись: - Откуда у этого человека такая
мудрость и такая сила? Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и
разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды? Разве не у нас живут все Его
сестры? Откуда же у Него все это? И они
сильно сомневались в Нем. Иисус же сказал им: - Пророка уважают везде,
только не в его городе и не в его доме. И Он не совершил там многих чудес, потому что у людей не было веры»
(Мф.13:54-58;IBS).
Подобные
настроения могли распространяться* или иметь такую тенденцию, ведь не все могли
сами лично присутствовать и желали узнать нечто через своих знакомых, соседей,
родственников, тех, кто жил неподалёку или рядом (Ин.7:12), тех, кто уже видел
Иисуса и творимые им чудеса. Да и информация о Его происхождении имела широкое
хождение среди людей, ведь каждый хотел узнать: кто это такой и не Мессия ли Он?
Ведь иудейское общество того времени страстно ожидало прихода Мессии
(ср.Лк.3:15).
*Примечание. см.напр.Ин.6:41-43, где
столкнувшись с отказом и непониманием, т.е. с несоответствием собственных
представлений о Мессии и тем, что есть в действительности, люди находят простое
объяснение этому – это не Мессия, «да и откуда у Него могут взяться такие
способности, Он один из нас, такой же как и мы, т.е. простой человек…». Помимо
этого можно отметить, что у иудеев того времени были весьма простые с одной
стороны установки, но весьма чёткие с другой стороны, представления о Мессии.
Эти представления, возможно, были редуцированны (упрощенны) всего до нескольких
основных фраз (определённых пунктов, каких было не так и много) и не более.
Так же можно
отметить, что неверие родственников Иисуса могло приводить к негативным
последствиям, т.е. к тем, которые не входили в планы Спасителя. Например, это
могло возбуждать желание сородичей показать остальным некоторую уникальность
«своего» человека, происходящего из их среды, и на этом фоне они могли
чувствовать себя более значимыми, чем другие (ср.Лк.11:27). Имеющие как бы
большее расположение Бога к себе, на фоне остальных. Другими словами, имея
родственные связи со Спасителем, домашние, а также жители города знавшие Его с
детства, могли претендовать на нечто большее, в том обществе, а это неизбежно
привело бы к «удовлетворению» особым образом их желаний и где-то даже амбиций*.
Всё это могло отвлекать от самого главного:
«Когда приближался иудейский праздник Кущей,
братья Иисуса сказали Ему: - Не оставайся здесь, иди в Иудею, чтобы и Твои
ученики увидели чудеса, которые Ты совершаешь. Ведь никто, стремящийся к известности, не действует втайне. Если Ты делаешь
такое, покажи себя миру. Даже Его
братья не верили Ему. Иисус сказал им: - Мое время еще не подошло, для вас же любое время подходяще»
(Ин.7:2-6;IBS).
*Примечание. Родственные привязанности могли
привести к тому, что через родственников стали бы осуществляться связи и
контакты Спасителя с другими людьми. И от них бы зависело доступность людей к
Спасителю (ср. эпизод с учениками Мф.19:13,14). Однако мы не встречаем такого
отношения со стороны Иисуса, наоборот Он, как Божий Сын, дистанцируется от
подобного отношения и подобных связей (см.напр.Мф.12:50). Если люди и хотели
что-либо узнать об Иисусе, то им необходимо было идти именно к Нему, а не к
кому-то еще. Такой подход сосредотачивал внимание на самом главном, а не на
происхождении или на чём-либо еще. (Известная шутка: «- Паваротти слушаешь? - Нет.
-А почему? - Сосед напел, мне не понравилось…»).
Первоначально
некоторый гнев сородичей имел явно выраженный характер и был, скорее всего,
реакцией на сказанное Иисусом. Всё это указывает на то значение, какое
предавали себе иудеи в отношении праведности и наследия Божьих обетований. (А
это косвенно может указывать, что подобное отношение было к своим
соплеменникам, которые должны были отстаивать, прежде всего, только свои
интересы, как наследники обетования). Но когда Иисус пришел в тоже место, но
несколько позже, то мы уже не встречаем такой реакции. Страсти, судя по всему,
поутихли и улеглись. И даже как отмечает Иоанн, спустя некоторое время: «… галилеяне Его радушно приняли. Они были в
Иерусалиме на празднике Пасхи и видели все, что Иисус там делал» (Ин.4:44,45;IBS)*.
*Примечание. Иоанн не описывает подробно всю
эту историю, а только констатирует кратко факт – «сначала не приняли, но потом
приняли», опуская все подробности. Делает он это, возможно отчасти и потому,
что другие евангелисты уже описали подробно этот факт, а также и потому, что к
моменту написания своего евангелия то иудейское общество перестало
существовать. Язычников и иудеев, живущих на периферии такие подробности,
скорее всего не интересовали так, как тех, кто помнил эти события
непосредственно и мог еще раз убедиться в правильности доводов. Евангелие от
Иоанна было ответом на вновь появившиеся потребности и вызовы, возникшие в
среде еще молодого христианства (см.Ин.7:39, где Иоанн говорит как о
свершившемся факте, который известен всем и очевиден на момент написания своего
евангелия).
Такая
первоначальная реакция отторжения и даже желание причинить вред Спасителю, а
после, размышление над делами и чудесами, которые были сделаны Иисусом,
заставил по-другому взглянуть жителей тех мест, где вырос Спаситель, на происходящие.
Это как раз и помогло позже установить достаточно уравновешенные отношения
между ними и Иисусом, не делая акцента на родстве или на близком и давнем
знакомстве. И действительно, Спаситель как Сын и посланник Бога был послан не только
к родственникам, вернее, по сути, не к ним одним только. И это, то, что как раз
и необходимо было установить, да так, чтобы этот факт был понятен также и им.
Необходимо
отметить, что вопрос происхождения и рождения для иудеев был больше чем простое
установление места его как бы «прописки» (жительства и родственников). Скорее
всего, это был один из пунктов, которым должен был отвечать всякий, кто
претендует на звание Мессии: «Вот же Он
открыто говорит перед народом, и Ему не запрещают. Может, начальники достоверно
узнали, что Он Мессия? Но мы знаем, откуда этот человек, а когда придет Мессия,
то никто не будет знать, откуда Он
пришел» (Ин.7:26,27;IBS
см.также 7:52). Если проследить эпизодом ранее, то становится понятно, что
иудеи понимали все пророчества буквально, но нам здесь интересно, то, что у них
были такие установки. И при каждом малейшем, по их мнению, не соответствии, они
тут же ссылаются на свои знания из Писаний: «Иудеев разозлило то, что Иисус сказал: "Я хлеб, пришедший с
небес". Они говорили: - Разве Он не Иисус, сын Иосифа? Мы же знаем и отца Его, и мать! Как Он
может говорить: "Я пришел с небес"?» (Ин.6:41,42;IBS)*.
*Примечание. Ранние евангелия, направленные
аудитории из иудеев содержат формальную сторону вопроса происхождение Спасителя
– историю рождения, родословную и т.д. Т.е. то, что имело чрезвычайно важное
значение для иудеев, как некое доказательство, что Иисус это Христос. Иоанн же,
включив эпизоды в 6 и 7 гл. например, показывает также, что Иисус не только
иудейский Мессия, Мессия одного народа, нет, а общечеловеческий и послан для
спасения всех людей и обращается ко всем, а не только к иудеям (см.Ин.1:1-14). Именно
поэтому, скорее всего апостол опускает многие детали имеющие значение для
иудеев и описывает другие, которые были в самом начале как бы и не заметны, не
понятны. И только по прошествии времени стали как бы «обнаруживаться»
представая как бы в другом виде.
Любое не
соответствие и без того приводило людей в недоумение, и любая неправильно
истолкованная информация была не к чему. Таким образом, в эпизоде, который
произошел в родном городе Спасителя, мы видим, что Иисус имеет представление о
нравах и вожделенных желаниях своих соотечественников, имеет хорошие знания
человеческой природы. Иисус не только смело и мужественно противостоит их
желаниям, не давая никакой возможности «зацепиться» за Его чувства к ним. Но и
проявляет немалую веру, понимая, что они могут предпринять в отношении Его, в
конечном итоге. Это заставляет взглянуть по-другому на этот эпизод и важность
его присутствия в евангелиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий