Грешить против Духа, продолжение.
Тема как
оказалась, является весьма интересной, и здесь мы продолжим её обсуждение. В
прошлый раз мы выяснили, что грешить против Святого Духа означает, прежде
всего, обладать им или непосредственно видеть его проявление и не принимать его
во внимание (образно говоря), т.е. намеренно отвергать такое проявление или его
действие.
Обладать,
значит иметь возможность с помощью данного Духа совершать чудеса, подобные тем,
что делали апостолы, да и Сам Спаситель. А иметь возможность, значит иметь
некую связь с Богом и ангелами, вспоминаются сразу слова* из Откровения
(14:6,7;IBS): «увидел еще одного ангела, летящего посреди неба. У него было вечное Евангелие, чтобы провозгласить его сидящим на земле - всем
нациям, племенам, языкам и народам. - Побойтесь Бога, - громко говорил ангел, -
и воздайте Ему славу, потому что наступил
час Его суда. Поклонитесь создавшему небо и землю, море и источники вод».
*Примечание. Как отмечают некоторые
исследователи – ««Радостная весть» (РБО) - это весть о том, что Бог воцарится,
и будет судить людей». Т.е. речь идет не о вечно длящимся периоде в истории, в
течение которого распространяется весть, нет, а говорится об относительно
коротком моменте времени, который происходит во время кончины мира. На это
указывает 7 текст 14 главы.
Если это так,
то какие действия по распространению вести, должны происходить в то время? Чем
они должны характеризоваться, и по каким отличительным чертам их можно
опознать?
Прежде всего,
это весть, которую несёт ангел. Конечно, не сам ангел проповедует всем «нациям, племенам, языкам и народам», а
сам процесс осуществляется это под его контролем и руководством. И такие
примеры мы можем встретить в Писании. Например? в Деян.8:26-29 (IBS): «Ангел Господа сказал Филиппу: - Ступай на юг, на дорогу, что
ведет через пустыню из Иерусалима в Газу. Филипп встал и пошел. В это время там
находился эфиопский евнух, придворный Кандакии, царицы эфиопов… Он приезжал на
поклонение в Иерусалим и теперь возвращался домой. Сидя в своей колеснице, он
читал книгу пророка Исайи. Дух сказал
Филиппу: - Подойди к этой колеснице и
иди рядом».
Другое место,
которое обращает на себя внимание, это вознесение Иисуса, после воскресения: «Потому что Иоанн крестил водой, а вы через
несколько дней будете крещены Святым
Духом. Когда ученики собрались вместе, они спросили Его: - Господи, не
настало ли время Тебе восстановить царство Израиля? Он сказал им: - Не ваше
дело знать времена и сроки, которые Отец установил своей властью. Когда на вас сойдет Святой Дух, вы получите
силу и будете Моими свидетелями в Иерусалиме, по всей Иудее, в Самарии и до
краев земли. Сказав это, Он на их глазах был поднят ввысь, и облако скрыло Его
от их взглядов» (Деян.1:5-9;IBS).
Даже пребывая
долгое время со Спасителем, всё равно, как кажется, ученики пребывают в своём
мире, в своёй «реальности», продолжая спрашивать о иудейском царстве, как о
самой вожделенной мечте. Но интересно здесь другое, то, что Иисус горит им –
после того как сойдёт Святой Дух, только после этого вы станните мне
свидетелями. Т.е. повеление Иисуса: «Поэтому
пойдите ко всем народам и сделайте их Моими учениками: крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и учите их исполнять все,
что Я вам заповедал, а Я буду с вами
все время до конца века» (Мф.28:19,20;IBS), должно исполниться под руководством свыше. Как и отмечает
Спаситель – Он лично будет участвовать в этом деле, помогая ученикам.
И
действительно, разве можно возлагать на человека такое важное дело, как
проповедь, которая исходит от самого Бога и Христа. Человек не имея ни малейшей
возможности, не только предвидеть последствия своих решений, но и уже тем более
контролировать деятельность других людей да еще во всемирном масштабе
(Иак.4:13-17; Лк.17:10). «Уж как получится, так и получится» лозунг такой человеческой
деятельности. И такая проповедь может длиться десятилетиями и даже столетиями,
без какого-либо значимого результата, в противовес тому, что сказано в
Откровении: «Я дам двум Моим свидетелям
силу, и они будут пророчествовать 1260 дней в одежде из мешковины» (11:3;IBS). Нечто подобное, прошёл
и сделал Сам Спаситель, показав пример, тем, кто будет участвовать в этом
заключительном для мира, деле.
Само же выражение
– «грешить против Святого Духа» является само по себе весьма интересным. Очень,
похоже, на то, что оно заимствовано из лексикона (понятий, определений, аксиом
и т.д.) иудеев тех времён (античного иудаизма). Наподобие выражения – «Царство
небесное». Например, «Царство небесное*» широко употребляется в самом первом
евангелие, от Матфея, которое и было направлено как раз иудейской аудитории
(поэтому и писалось языком и терминами этой аудитории). Однако, судя по всему,
по мере распространения христианства и взаимодействия с языческой средой, оно
теряет свою значимость и употребление. Нет, само понятие не перестало
существовать, но вкладываемый иудеями смысл, а также то, как реагировали на это
понятие язычники, заставило употреблять другие слова, для объяснения этого
понятия. Христианский смысл мог немного отличаться от иудейского, а язычники вообще
могли понимать это выражение совсем по-другому (они могли вкладывать свои,
привычные им смыслы и это могло их отвлекать от основного), это-то, возможно, и
послужило основанием, чтобы не употреблять его так, как это было привычно тогда
у иудеев. И далее в других евангелиях мы уже не встречаем его (вот если не
ошибаюсь, ну может раз другой, против около двух десятков только у Матфея).
*Примечание. Как отмечает А.П.Лопухин к Мф.3:2:
«Под Царством Небесным Иоанн (Креститель) понимает владычество Бога как Царя, в
противоположность земному владычеству мирских царей. Царства мирские
существовали по-прежнему, но среди них появилось новое Царство, которое не
имело с ними ничего общего, потому что имело не земное, а небесное
происхождение. Однако такое понимание слов «Царство Небесное» возможно только
для нас, да и то не вполне. Евреи, которым говорил Иоанн, могли понимать их в
том смысле, что скоро наступит Царство, где Царем будет ожидаемый ими Мессия –
личность, немногими представлявшаяся Царем Небесным, а более царем земным, только с
особыми силами, данными ему от Бога, преимущественно земного характера. Он
будет исполнителем небесных или Божиих
обетований. Царь был олицетворением Царства. Говоря о приближении Царства,
Иоанн говорил о приближении или скором пришествии Царя» толковая Библия.
Это даёт
основание предположить (пока только предположить), что и понятие «грешить
против Духа Святого» также является неким первоначально заимствованным понятием
из иудейских определений того времени (подобно «царству небесному»). Но по мере
распространения и развития христианства, в этом уже не было никакой
необходимости, и все эти выражения были уточнены и изменены на более понятные,
правильные и привычные (т.е. не наследующие иудейские традиции трактовки).
Здесь мы также видим некоторую тенденцию употребления этого выражения: Матфей
конкретно и непосредственно связывает его с неверием фарисеев (Мф.12:22-37),
Марк упоминает его вскользь (опуская детали исцеления, т.е. как бы фиксирует
сам факт отношения к Иисусу) и употребляет его в связи с исцелениями вообще
(Мк.3:22-30), Лука же связывает его с будущими событиями и испытаниями учеников
(Лк.12:1-12). При том Лука писал своё евангелие, предположительно немного раньше
Марка (хотя приблизительно в один и тот же период времени). Т.е. чем дальше в
истории, тем его употребление становится шире. Обычно в таких вопросах со
временем стоит ждать не расширения, а наоборот уточнения и выделения чего более
конкретного из этого, но здесь всё как раз наоборот.
Апостол Иоанн
же вообще не употребляет это выражение. Это даёт основание предположить (опять же
только предположить), что к моменту написания евангелия от Иоанна дары Святого
Духа практически прекратились (об этом, кстати, косвенно свидетельствуют как
некоторые исторические свидетельства, так и то, что было написано самим
Иоанном). Если сказать по-другому: то кому, собственно можно было адресовать
эти слова то? (ну, т.е. дары то к тому времени прекратились и/или их просто
нет, как можно тогда грешить против Святого Духа не имея его?). Возможно,
именно поэтому он и закончил своё евангелии так, как закончил и указал в
Откровении, что многому только предстоит исполниться. Но, это так, к слову и
это только еще ждёт своих исследований.
Также можно
встретить мнение, что дары Святого Духа были даны в те времена не всем, а так,
где-то там, на отдельно взятой территории и то чтобы поддержать этих немощных в
вере (например, только христианам в Коринфе). На мой взгляд, это не так, и это
даже не хочется обсуждать, введу очевидности такого заблуждения (сама история
христианства начинается с того, что на последователей Иисуса Христа сходит
Святой Дух, в различных чудесных проявлениях). Хотелось только указать на причины
того, что стоит за таким предположением, т.е. то, из каких предпосылок делаются
данные суждения.
Все дело в
том, что если признать, что дары Духа были повсеместными в первом веке, в
момент становления христианства, то следующий вопрос, который возникнет: а у
кого они есть сейчас? Обладаете ли вы такими дарами?, утверждая, что у вас
истина? Если нет, то кто вы тогда по своей сути? Просто люди читающие Писание и
имеющие сугубо своё понимание, возможно даже далёкое от того, что там написано
(ну, так получилось) и не более. Получается, что это никакие не посланники от
Бога, а уж когда таковые появятся, то их будет легко распознать по творимым ими
чудесам, как это и было всегда в истории (см. напр.историю Моисея и Илии).
Но так
получается, что многие, кто заявляет, что именно на нём Святой Дух, уверовали в
это так, что убедить их в чём-то другом просто не представляется возможным. Да
и многим они жертвовали, и тогда им придётся признать, что где-то их жертвы
были напрасными, чего сделать они уже не могут, да это и не нужно, ведь нужно
стремиться укрепить веру, а не разрушить, так значит так.
Поэтому,
когда кто-либо будет говорить вам, что вы чуть ли не грешите против Святого
Духа (подразумевая, естественно, что они то обладают некой «истиной» в
последней инстанции и что у них Духа с избытком), то задайтесь вопросом:
действительно ли это так?, и чем они обладают кроме как некоего своего и
особого взгляда на Писание? (т.е. имеют всего лишь некое мнение, ведь любая
деноминация будет вам петь песни о своей исключительности). Так что часто за
подобным стоят одни только слова и не более.
Конечно,
здесь я не призываю отменить что-либо или на основании этих рассуждений
перестать соблюдать какие-либо библейские принципы, нет. Но постараться
порассуждать, возможно, это будет подспорьем в дальнейших делах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий